Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №2 (46) (2019)
УДК 378
DOI 10.24888/2073-8439-2019-46-2-90-98
ПРОБЛЕМЫ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ: ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД
В статье рассматриваются психолого-педагогические аспекты процессов восприятия музыки, разграничивается содержание понятий «восприятие музыки» и «музыкальное восприятие». В контексте информационного подхода анализируются стадии восприятия музыки, роль установки-готовности и предслышания, структура интегральных перцептивных образов, особенности разделения воспринимаемой информации на фигуру и фон в исполнительском искусстве, константность как относительная независимость параметров объектов при изменении условий стимуляции, ее проявления в музыке, инвариантность музыкального образа и исторически сложившиеся структурные стереотипы различных уровней, взаимодействие образов различной модальности. Особое внимание уделяется проблемам целостности восприятия музыки, многоуровневости и системности музыкальных образов, движению от общего впечатления к более детальному постижению звукового пространства и переживанию его смысла. Умение выявлять смысловые связи и приоритеты, создавать ощущение разноплановости музыкальной ткани рассматривается как необходимое условие исполнительского мастерства студентов. Роль моторных механизмов определяется как материальное обеспечение перцептивных действий и кодирование результатов взаимодействия слухового и зрительного восприятия. Избыточность информации дает возможность направлять внимание на отдельные элементы музыкальной ткани без потери основного смысла, использовать различные средства музыкального языка для более яркой передачи значений. Рассматриваются проблемы избирательности внимания, его активизации с помощью приемов новизны или нарушения ожиданий, формирования общекультурного тезауруса на основе музыкального опыта. Подчеркивается значение контекстной информации, в частности, при наличии шумов и искажений или при недостаточной подготовленности слушательского восприятия, роль оценочной деятельности. Отмечается интегративный характер музыкального восприятия.
Ключевые слова
восприятие музыки; художественное образование; музыкальная информация; образ; музыкально-педагогическая деятельность; perception of music; art education; musical information; image; musical and pedagogical activity
THE PROBLEM OF MUSIC PERCEPTION IN ART EDUCATION: AN INFORMATIONAL APPROACH
The article deals with psychological and pedagogical aspects of the processes of perception of music, differentiates the content of the concepts of “perception of music” and “musical perception”. In the context of the information approach, the stages of music perception, the role of setting-readiness and auditory anticipation, the structure of integral perceptual images, the features of the separation of perceived information into the figure and background in the performing art, constancy as the relative independence of the parameters of objects when changing the conditions of stimulation, its manifestations in music, the invariance of the musical image and historically formed structural stereotypes of different levels, the interaction of images of different modalities are analyzed. Particular attention is paid to the problems of the integrity of music perception, multilevel and systematic musical images, the movement from the General impression to a more detailed understanding of the sound space and the experience of its meaning. The ability to identify semantic links and priorities, to create a sense of diversity of the musical texture is considered as a necessary condition for the performance of students. The role of motor mechanisms is defined as the material support of perceptual actions and coding of the results of the interaction of auditory and visual perception. The redundancy of information makes it possible to direct attention to the individual elements of the musical texture without losing the main sense, to use different media of the musical language for a more vivid transfer of meanings. The problems of selectivity of attention, its activation by means of methods of novelty or violation of expectations, the formation of general cultural thesaurus on the basis of musical experience are considered. The importance of contextual information is emphasized, in particular, in the presence of noise and distortion or with insufficient preparation of the listener's perception, the role of evaluation activities. The integrative character of musical perception is noted.
Список литературы
-
Арановский М.Г. О психологических предпосылках предметно-пространственных слуховых представлений // Проблемы музыкального мышления. Сборник статей. Составитель и редактор М.Г. Арановский. М.: Музыка, 1974. С. 252-271
-
Старчеус М.С. Об инвариантных механизмах музыкального восприятия // Восприятие музыки: Сб. статей / Ред.-сост. В.Н. Максимов. М.: Музыка, 1980. С. 167-178
-
Выготский Л.С. Психология искусства. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998
-
Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976
-
Назайкинский Е.В. Психология музыкальная // Музыкальная энциклопедия. Гл. ред. Ю.В. Келдыш. Т. 4. М.: Советская Энциклопедия, 1978. С. 480-482
-
Носуленко В.Н. Психология слухового восприятия. М.: Наука, 1988
-
Прибрам К. Языки мозга. М.: Прогресс, 1975
-
Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др.; Под ред. Г.М. Цыпина. М.: Издательский центр «Академия», 2003
-
Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Том 1. Л.: Советский композитор, 1980
-
Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: Учебное пособие. СПб.: Издательство «Лань», 2000