Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №2 (46) (2019)
УДК 378
DOI 10.24888/2073-8439-2019-46-2-107-113
О ТЕРМИНОСИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДИКИ (РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ: АЗИМОВ Э.Г., ЩУКИН А.Н. СОВРЕМЕННЫЙ СЛОВАРЬ МЕТОДИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКАМ. М.: РУССКИЙ ЯЗЫК. КУРСЫ, 2018)
В статье представлена рецензия на «Современный словарь методических терминов и понятий. Теория и практика обучения языкам». Выход в свет «Современного словаря методических терминов и понятий. Теория и практика обучения языкам» стал результатом многолетней работы известных ученых в области методики преподавания русского языка как иностранного и иностранных языков Азимова Эльхана Гейдаровича и Щукина Анатолия Николаевича. Важным аспектом учебной деятельности студентов - будущих учителей иностранного языка - является овладение теоретическими и практическими понятиями современной методики обучения иностранным языкам. Как показывает опыт, зачастую их незнание может вызвать коммуникативные неудачи в профессиональном общении, поскольку культура речевого общения связана с точностью и грамотностью употребления учителем профессиональных терминов. Для современной лингводидактики вопрос создания словарей методической терминологии не нов. Автор рецензии обращается к истории вопроса, связанного с проблемой систематизации методической терминологии, приводит краткий анализ изданных в России словарей в области теории и методики обучения иностранным языкам. В рецензии определены теоретико-практическая значимость и научная новизна нового издания «Современного словаря методических терминов и понятий. Теория и практика обучения языкам». На основе анализа современной ситуации в области иноязычного образования автором дается оценка новому изданию словаря, объясняются причины, обусловившие его переиздание. Автором высоко оцениваются достоинства в содержании словаря, прежде всего, его хорошая организация и структура. Словарь снабжен алфавитным, тематическим и предметным указателями терминологии. В рецензии приведены также дискуссионные моменты, касающиеся отдельных терминов.
Ключевые слова
словарь; словарная статья; термин; терминосистема; понятие; методика; обучение иностранным языкам; лингводидактика; dictionary; dictionary entry; term; term system; concept; methodology; teaching foreign languages; linguodidactics
ON THE TERMSYSTEM OF THE MODERN METHODOLOGY (review of the book by Asimov E. G., Schukin A. N. Modern dictionary of methodological terms and concepts. Theory and practice of language teaching. Moscow: Russkiy yazyk. Kursy, 2018)
The article presents a review of “The modern dictionary of methodological terms and concepts. Theory and practice of language teaching”. The publication of “The modern dictionary of methodological terms and concepts. Theory and practice of language teaching” was the result of many years of work of famous scientists Asimov Elkhan Geydarovich and Shchukin Anatoly Nikolaevich in the field of methods of teaching Russian as a foreign language and foreign languages. An important aspect of the educational activity of students - future teachers - is the mastery of theoretical and practical concepts of modern methods of teaching foreign languages. As experience shows, often their ignorance can cause communicative failures in professional communication, since the culture of speech communication is associated with the accuracy and literacy of the teacher's use of professional terms. For modern linguodidactics the question of creating dictionaries of methodological terminology is not new. The author of the review refers to the history of the issue related to the problem of systematization of methodological terminology. The review defines the theoretical and practical significance and scientific novelty of the new edition of “The modern dictionary of methodological terms and concepts. Theory and practice of language teaching”. Based on the analysis of the current situation in the field of foreign language education, the author assesses the new edition of the Dictionary, presents the characteristics of the structure and the organization of the Dictionary, the reasons for its reissue, lists the advantages in the content of the Dictionary, highlights points for discussion.
Список литературы
-
Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2010
-
Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). СПб.: Златоуст, 1999
-
Азимов Э.Г., Щукин А. Н. Современный словарь методических терминов и понятий. Теория и практика обучения языкам. М.: Русский язык. Курсы, 2018
-
Буланкина Н.Е. Языковая культура и проблема психологического равновесия в инновационной электронно-цифровой среде // «Филологическое образование в условиях электронно-цифровой среды». Сборник научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции «Филологическое образование в условиях электронно-цифровой среды» г. Москва, 30 мая 2018 года. Редкол.: Т.Г. Галактионова, Е.И. Казакова, В.Е. Пугач. СПб.: ЛЕМА, 2018. С. 31-34
-
Денисов М.К. Некоторые проблемы систематизации методической терминологии в области преподавания иностранных языков // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. 2015. № 1(46). С. 27-36
-
Жаркова Т.И., Сороковых Г. В. Тематический словарь методических терминов по иностранному языку. Учебный словарь лингводидактических терминов. М.: Флинта: Наука, 2017
-
Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. Назрань: ООО «Пилигрим», 2010
-
Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. М.: Дрофа, 2008
-
Миньяр-Белоручев Р.К. Методический словник: Толковый словарь терминов методики обучения языкам. М.: Стелла, 1996
-
Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Русский язык, 1989
-
Пассов Е.И. Терминосистема методики, или Как мы говорим и пишем. СПб.: Златоуст, 2009
-
Пассов Е.И. Методика как теория и технология иноязычного образования. Елец, 2010