Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»

    Аннотации статей.

    Белуженко О.В., Курень С.Г., Попов С.И., Донцов Н.С.. ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

    В статье при помощи методики диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной впервые исследованы особенности социально-психологических установок студентов, обучающихся в техническом вузе по различным направлениям подготовки. Установлено, что показатели выраженности социально-психологических установок у студентов каждого из направлений подготовки имеют свою специфику. При помощи метода корреляционного анализа установлены взаимосвязи между социально-психологическими установками в рамках каждого направления подготовки. Обнаружено, что у студентов направления подготовки «Эксплуатация и ремонт» структура социально-психологических установок имеет целостный характер, за счет чего осуществляется перераспределение энергии из наиболее ярко выраженных сфер в фрустрируемые сферы, что свидетельствует о гармоничном процессе личностного развития будущих специалистов. Обнаружено, что у студентов направлений подготовки «Организация и безопасность» и «Наземный транспорт» структура социально-психологических установок либо обладает жестким замкнутым характером, либо имеет изолированные участки, что не позволяет реализовываться энергообмену в рамках мотивационной сферы и свидетельствует о дисгармоничном процессе личностного развития будущих специалистов. Обнаружено, что у обследованных студентов всех направлений подготовки нет противопоставления «альтруизма» и «эгоизма», что свидетельствует об определенной личностной незрелости респондентов. Сформулированы рекомендации для кураторов студенческих групп и педагогов, работающих со студентами в рамках данных направлений подготовки: проблемно-поисковые диалоги; учебные дискуссии; эвристические беседы; анализ конкретных ситуаций. Предлагаемый нами алгоритм исследования может быть рекомендован для реализации в вузе любой направленности обучения в качестве мотивационного мониторинга.
    The article presents the results of the first time study of features of social and psychological attitudes of students enrolled in technical higher educational institution in various directions of training using O.F. Potyomkina method of diagnostics of social and psychological attitudes of the personality in motivational- requirement sphere. It has been established that the indicators of the attitudes expressiveness of students in each direction of training have their own specifics. By means of correlation analysis the interrelations have been established between social and psychological attitudes within each direction of training. It has been found that the structure of social attitudes in students of “Exploitation and repair” direction of training has a holistic character, whereby there is a redistribution of energy from the most pronounced areas to frustrated sphere, what is the evidence of a more harmonious process of personal development of future specialists. It has been found that the structure of attitudes of students of “Organization and safety” and “Ground transportation” direction of training is either hard closed areas or has isolated ones, which makes the energy exchange difficult to implement in the framework of the motivational sphere and indicates the disharmonious process of personal development of future specialists. It has been found that surveyed students of all directions of training do not have a contrast between “altruism” and “egoism”, which indicates a certain personal immaturity of the respondents. Recommendations are formulated for tutors of student groups and lecturers working with students in these directions of training: problem-search dialogues; academic discussion; heuristic conversation; case studies. Our proposed research algorithm can be recommended for the implementation in higher educational institutions of any directions of training as motivational monitoring.

    Будякова Т.П., Нижник Г.Н., Пронина А.Н., Батуркина Г.В.. ВОСПИТАНИЕ АНТИВИКТИМНОЙ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА (ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ)

    В статье осуществляется постановка новой научной проблемы на основе анализа существующих подходов к решению вопросов обеспечения гармоничного развития личности как в норме, так и в случае ограниченных возможностей здоровья. Показывается, что в настоящее время действующие нормативные акты в сфере образования нацеливают лишь на решение проблем, связанных с организацией доступной среды для инвалидов и адаптацию образовательных программ для целей инклюзивного образования. В этом же ключе в основном развиваются и научные исследования по проблемам инклюзивного образования. Авторы считают такой подход односторонним, полагая, что для данной категории лиц уместно было бы и создание специальных условий для повышения их адаптационных возможностей средствами психологии, физической культуры и спорта. Приводится зарубежный научный опыт в плане изучения развития личности лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами физической культуры и спорта. Отмечается, что в зарубежных исследованиях выделена неразрывная связь между формированием позитивных свойств личности и увеличением адаптационных возможностей лиц с ограниченными возможностями. Утверждается, что изучение личности лиц с ограниченными возможностями в условиях занятий физической культурой и спортом поможет выявить существенные потенциальные возможности и для преодоления личностных аффективных комплексов у лиц с нормой здоровья. Авторы обосновывают необходимость разработки научной концепции антивиктимной личности. Под антивиктимной личностью понимается личность, устойчивая к негативному воздействию на нее социальных и психологических факторов. Авторы предполагают, что эффективным средством формирования такой устойчивости являются физическая культура и спорт. Однако позитивный эффект достигается только при реализации научно обоснованной программы развития личности средствами физической культуры и спорта. Апробация пилотного варианта такой программы дала положительный результат.
    The article presents a new scientific problem based on the analysis of existing approaches to solving issues of ensuring harmonious development of the individual, both under normal conditions and in case of limited health opportunities. It is shown that currently the existing educational regulations focus only on solving problems related to the organization of an accessible environment for people with disabilities and the adaptation of educational programs for inclusive education. The research on the problems of inclusive education is also developing in the same direction. The authors consider such an approach to be one-sided, believing that it would be appropriate for this category of people to create special conditions for enhancing their adaptive capacities by means of psychology, physical education and sports. Foreign scientific experience is given in terms of studying the development of the personality of people with disabilities by means of physical education and sports. It is noted that foreign studies highligh the inextricable link between the formation of positive personality traits and the increase in the adaptive capacity of people with disabilities. It is argued that the study of the personality of people with disabilities in terms of physical education and sports will help identify significant potential opportunities for overcoming personal affective complexes in individuals with a health standard. The authors substantiate the need to develop a scientific concept of an antivictimim personality. An antivictim person means a person who is resistant to the negative impact of social and psychological factors. The authors suggest that physical education and sports are an effective means of forming such stability. However, a positive effect is achieved only with the implementation of a scientifically based program of personal development by means of physical education and sports. Approbation of the pilot version of such a program gave positive results.

    Ельникова О.Е.. СЕНСОМОТОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И ТОРМОЗНЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ К БОЛЕЗНИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ И В ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ

    Статья посвящена описанию исследования, направленного на изучение факторов, определяющих отношение к болезни представителей двух возрастных групп: юношеского возраста и периода взрослости. В качестве факторов рассматриваются сенсомоторная интеграция и тормозный контроль. В качестве испытуемых выступили добровольные участники двух возрастных групп: юношеского возраста, средний возраст которых составил 19,1 лет, и взрослые люди, средний возраст которых составил 38,4 лет. Для реализации цели исследования были выбраны следующие методики: для диагностики типов отношения к болезни использовалась методика ТОБОЛ; для оценки способности респондентов распознавать упорядоченность сенсорного потока и степени выявления сформированности тóрмозного контроля использовалась методика РеБОС. У респондентов не выявлено различий в типе отношения к болезни. Представители обеих возрастных групп демонстрируют такой тип отношения к болезни, который характеризуется нежеланием думать о наличии у них заболевания, «отмахиваются» от симптомов, даже если они очевидны. В ходе восприятия сенсорного потока участники исследования юношеского возраста имеют показатели лучше, чем у взрослых людей, но при этом не демонстрируют способность к быстрому и адекватному реагированию на изменение среды. На это указывает неуклонный рост от серии к серии среднего времени реакции. Взрослые испытуемые практически не способны к быстрому реагированию на любые изменения сенсорной среды. Люди данной возрастной категории с каждой серией значительно увеличивают такой показатель, как «среднее время реакции», при этом также увеличивают количество ошибок как первого, так и третьего рода. Все это указывает на то, что они имеют низкий уровень способности к мобильной перестройке поведения, что не может не сказаться на их модели поведения, в том числе и в направлении здоровьесбережения.
    The article describes the study aimed at studying the factors determining the attitude to the disease of representatives of two age groups: adolescence and adulthood. Sensorimotor integration and inhibitory control are considered as factors. The subjects were voluntary participants of two age groups: young people, whose average age was 19.1 and adults, whose average age was 38.4. To achieve the goal of the study, the following methods were chosen: TOBOL method was used to diagnose types of attitude to the disease; Rebos technique was used to assess the ability of respondents to recognize the order of the sensory flow and the degree of detection of the formation of control. The respondents showed no differences in the type of attitude to the disease. Participants in the study of both age groups adhere to a non-constructive type of attitude to the disease “displace” thoughts about the presence of the disease in them, “dismiss” the symptoms, even if they are obvious. In the course of perception of the sensory flow, the participants of the study of adolescents have better indicators than adults. But it does not demonstrate the ability to quickly and adequately respond to changes in the environment. This is indicated by the steady growth from series to series of average reaction time. Adult subjects are almost unable to respond quickly to any changes in the sensory environment. People of this age group, with each series significantly increase this indicator as the “average reaction time”, while also increasing the number of errors, both the first and third kind. All this indicates that they have a low level of ability to mobile behavior restructuring, which cannot but affect their behavior patterns, including in the direction of health savings.

    Николаева Е.И., Вергунов Е.Г., Разумникова О.М., Яшанина А.А., Асанова Н.В.. СПЕЦИФИКА СВЯЗИ ТОРМОЗНЫХ ПРОЦЕССОВ И АВТОНОМНОЙ РЕГУЛЯЦИИ У ЖЕНЩИН В ВОЗРАСТЕ 58-70 ЛЕТ

    В работе сделана попытка оценить связь тормозных процессов с вегетативным реагированием у женщин в возрасте около 60 лет, который в настоящее время активно обсуждается в связи с пенсионной реформой. Выборку составили только женщины, поскольку этот возраст у них сопровождается существенными гормональными сдвигами, способными изменить как эффективность когнитивных процессов, так и физиологическое состояние организма, что важно при оценке возможности эффективной работоспособности. Участники были учащимися Народного факультета Новосибирского государственного технического университета, программа обучения которого включала лекции и практические занятия по психологии и биологии старения. У испытуемых оценивались тóрмозные процессы, параметры сердечного ритма, регистрируемого в грудных отведениях (с помощью беспроводного пояса-датчика) в двух эмоциональных состояниях: испытуемых просили сначала вспомнить методы поощрения, которые к ним применялись в детстве, а затем методы наказания в семье. Описана сложная взаимосвязь автономной регуляции и центральных тормозных процессов, которая отличается при регуляции эмоциональных состояний разной валентности. В ситуации воспоминания положительных эмоций выделяются разные типы взаимосвязи тормозных процессов и регуляции сердечного ритма (по закону Йоркса - Додсона): группа с негативным и позитивным оптимумом соотношения уровней парасимпатической и симпатической активности для осуществления эффективных тормозных процессов. В случае негативного оптимума активации возрастание значений соотношения уровней парасимпатической и симпатической активности при переживании негативных эмоций соответствует ухудшению эффективности тормозных процессов.
    The paper attempts to assess the relationship of inhibitory processes with vegetative response in women of about 60, which is currently actively discussed in connection with the pension reform. The sample consisted only of women, because at this age they are accompanied by significant hormonal changes that can change the effectiveness of both cognitive processes and the physiological state of the body, which is important in assessing the possibility of effective performance. The participants were students of the People's faculty of Novosibirsk State Technical University, the training program of which included lectures and practical classes on psychology and biology of aging. Inhibitory processes, the parameters of the heart rate recorded in the chest leads (using a wireless belt-sensor) in two emotional states were evaluated in the subjects. They were asked to first remember the methods of encouragement that were applied to them in childhood, and then the methods of punishment in the family. The complex relationship of Autonomous regulation and Central inhibitory processes, which is different for the regulation of emotional States of different valency, is described. In the situation of memories of positive emotions, different types of the relationship of inhibitory processes and regulation of the heart rate are distinguished (according to the York's-Dodson law): a group with negative and positive optimum of the ratio of levels of parasympathetic and sympathetic activity for the implementation of effective inhibitory processes. In the case of negative optimum activation, the increase in the values of the ratio of levels of parasympathetic and sympathetic activity in the experience of negative emotions corresponds to the deterioration of the effectiveness of inhibitory processes.

    Буланкина Н.Е.. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СИСТЕМЕ РЕКУРРЕНТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Проблемное поле данного исследования связано с актуальными вопросами создания оптимально разумных организационно-педагогических и методических условий для совершенствования профессиональных умений учителя иностранного языка в системе непрерывного и рекуррентного (образование через всю жизнь) образования. Научная экспозиция. Несмотря на интенсивную работу в искомом направлении отечественных исследователей в системе высшего педагогического и дополнительного профессионального образования, а также российских издательств учебно-методической литературы по иностранным языкам, остаются проблемные зоны в области преподавания иностранных языков, особенно на региональном уровне. В основе методологии исследовательской программы лежат наиболее важные философские вопросы образования - принципы гуманизации и плюрализма в образовании, взаимодействие языка и культуры, философия диалогизма и аксиологический подход к проектированию системы непрерывного профессионального образования, его содержательного и технологического контента в целом. Критическое осмысление и преломление их в реальной педагогической практике позволяет создать организационно-методические предпосылки для культурного самоопределения личности учителя, в основании которых культивирование современной концептосферы языка иноязычного образования с помощью развивающей среды. Исследовательский контекст, методическую базу которого составили анализ литературы, диагностика и мониторинг, поисковый эксперимент, моделирование, проектная деятельность, разработка системы развивающих ситуаций и заданий, предполагает выявление особенностей региональной рекуррентной среды творческого взаимодействия специалистов. Данная система, имея иные целевые установки, находится в фокусе внимания тех, кто оказывает содействие в решение системных проблем в деятельности учителя иностранного языка конкретного региона. К ним относятся вопросы повышения уровня языковой, лингвострановедческой, компенсаторной компетенций. Именно они, а также некоторые другие профессиональные умения становятся значимыми предпосылками формирования методологической и мотивационной готовности современного учителя к реализации требований ФГОС. Позитивные результаты исследования в пространстве поискового эксперимента свидетельствуют о том, что нейтрализация проблемных локусов разного генезиса возможна при соблюдении ряда важных условий рекуррентной образовательной среды - субъективность, непрерывность, мультиинтегративность, ответственность за свое развитие и обучение, творческий подход к взаимодействию с другими.
    The problem context of this study is related to the crucial issues of creating optimally reasonable organizational, pedagogical and methodological conditions for improving professional skills of a foreign language teacher in the system of continuous and recurrent (Lifelong Education) education, especially, at regional level. There some of the general problems are more vivid and easy for consideration, and need “speedy steps” for neutralization. Scientific exposition concerns the conditions of recurrent innovative educational space for pedagogues in accordance with the concept of cultural self-determination of a teacher in the polycultural environment. The methodology of the research programme is based on the philosophical issues of education - the principles of humanization and pluralism in education, the interaction of language and culture, the philosophy of dialogism and axiological approach to the design of professional educational programmes, its content and techniques on the whole. Their analysis and further implementation in the activities for upgrading ELT teachers’ competence allows to provide some methodical recommendations for cultural self-determination of participants. As is the case, the research context based on the analysis of literature, diagnostics and monitoring, experiment, modeling, project activities and other devices, covers some of the features of the regional recurrent environment for creative interaction of ELT specialists for cultivating the concept of modern ELT system and modern ELT teachers for local schools. The results of the study cover positive changes that concern a number of important conditions - subjectivity, continuity, multi-integration, responsibility of students/teachers for their development and learning, creative approach to interaction with others. The system based on varying objectives includes language training, linguistic and cultural studies, compensatory competence and some other significant professional skills that are of primary importance for the formation of methodological and motivational readiness of modern teachers to improve the level of language ability of students.

    Абызов А.А., Маличенко В.Г., Лазарев А.А.. КОММУНИКАТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПРОВЕДЕНИЮ ЭВАКУАЦИИ ПРИ ПОЖАРЕ

    В статье представлено описание структурной схемы коммуникативного взаимодействия в рамках проведения подготовки студентов к эвакуации при пожаре. Автор описывает основные подходы к реализации данной схемы, ее направления, принципы, условия. В разработке данной схемы были применены восемь частнопедагогических принципов, учитывающих личностные особенности студентов: принцип научной обоснованности; принцип прикладной направленности; принцип последовательности действий с постепенным усложнением восприятия предмета интереса; принцип социальной ориентированности на личностно-деятельностную ситуацию; принцип ценностной ориентации; принцип экстраполяции, принципы личного примера и креативности. Авторы выделяют три компонента: организационно-побудительный, содержательный, контрольный. Первый компонент подразумевает развитие навыков обоснования студентами необходимости активного участия в эвакуации с точки зрения защиты ценности человеческой жизни. При этом ценностное наполнение рассматриваемой деятельности не только обеспечивает связь сознания и поведения личности, но и связывает с обеспечением безопасности, с другими людьми. Содержательный компонент включает систему знаний о порядке проведения эвакуации в сочетании с аспектами речевого взаимодействия. С целью подготовки студентов к деятельному участию в эвакуации при пожаре им необходимо дать знания о мерах пожарной безопасности, выяснить их готовность к действиям при пожаре, научить студентов видеть в этой деятельности способы помощи людям во время эвакуации при пожаре, учитывать возможное отсутствие осознания у людей опасности отказа от эвакуации. Контрольный компонент предполагает контроль закрепления знаний о культуре поведения в рамках эвакуации при пожаре. Решение указанной задачи осуществляется путем проведения анкетирования и интервьюирования студентов с последующим анализом полученных данных. Реализация структурной схемы способствует получению не только необходимых навыков, но и профессиональной ориентации студентов на осуществление противопожарной профилактической деятельности.
    The article describes the block diagram of communicative interaction while training students to carry out fire evacuation. The author describes main approaches to the implementation of this scheme, its direction, principles, and conditions. The author applied 8 private and pedagogical principles in the development of this scheme, considering personal features of students: the principle of scientific validity; the principle of applied orientation; the principle of sequence of actions with gradual complication of perception of a subject of interest; the principle of social focus on personal and activity situation; the principle of valuable orientation; the principle of extrapolation, principles of a personal example and creativity. The authors focus on 3 main components: a) organizational and incentive, b) content and c) control. The first component explains the development of skills needed for students to justify the need for active participation in fire evacuation in regards to the value of human life protection. Wherein the value content of the considered activity not only associates the consciousness with personal behavior but also connects it with safety and other people. The content component includes the fire evacuation order knowledge base in connection with verbal interaction aspects. To rain students to activly participate in fire evacuation they need to be provided with knowledge about fire safety measures, to be examined in terms of their readiness for actions during fire, to be taught to see ways of helping other people during fire evacuation, considering some people’s possible refusal to fire evacuation as well as the lack of understanding of the danger of such refusal. Control component explains the knowledge quality control of the culture of behavior during fire evacuation. The resolution of this task is carried out by arranging questionnaires and interviews for students with the subsequent analysis of the obtained data. The implementation of the block diagram contributes not only to the acquisition of necessary skills but also targets students in implementing fire-prevention practices.

    Захарова М.А., Карпачева И.А., Меренкова В.С.. ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    В статье представлен опыт разработки и реализации образовательных программ высшего и дополнительного профессионального образования, направленных на подготовку, повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров для сельской школы в единстве научно-методологического и содержательно-результативного аспектов. Обобщение опыта регионов, которые реализуют обучение на основе модели «филиальная сеть», позволило нам определить круг наиболее актуальных проблем ее успешного функционирования, требующих решения. Показано, что успешность решения обозначенных проблем так или иначе связана с подготовкой кадров и решаться она должна с точки зрения расширения сферы компетенций педагогических работников в различных сферах. В настоящее время подготовка кадров для сельской школы может осуществляться и осуществляется через реализацию основных профессиональных образовательных программ различного уровня; программ дополнительного профессионального образования. Мы полагаем, что эффективность реализации всех вышеуказанных программ обусловлена обеспечением общесистемных, содержательных и методических требований, наличием единого подхода к проектированию и реализации программ профессионального образования, достигаемого через соблюдение совокупности следующих принципов, конкретизирующих вышеобозначенную систему научных подходов и принципов на уровне разработки и проектирования программ ДПО: принципа дополнения и расширения профессиональных функций педагога; принципа удовлетворения профессиональных образовательных потребностей; принципа модульного построения образовательной профессиональной программы ; принципа структурного единства образовательной программы; принципа системного представления в образовательной программе традиций и инноваций образования. Как показывает практика реализации образовательных программ среднего профессионального, высшего или дополнительного образования, предложенная совокупность принципов обеспечивает достаточный минимум требований к их проектированию, организации и реализации.
    The article presents the experience of developing and implementing educational programs of higher (graduate level) and additional professional education aimed at training, improving professional skilsl and retraining teachers for rural schools in the unity of scientific-methodological and substantive-effective aspects. Summarizing the experience of regions that implement training on the basis of the "branch network" model, allowed us to determine the range of the most urgent problems of its successful functioning that need to be solved. It is shown that the success of solving these problems is somehow connected with training and it should be solved in terms of expanding the scope of competence of teachers in various fields. Currently, training for rural schools can be carried out and is carried out through the implementation of basic professional educational programs at various levels; programs of additional professional education. We believe that the effectiveness of the implementation of all the above programs is due to providing system-wide substantive and procedural requirements, the presence of a unified approach to the design and implementation of vocational education programs, achieved through adherence to the following principles which elaborate on the above outlined system of scientific approaches and principles at the level of development and design of additional professional education programs: the principle of the add-ons and extension of professional functions of the teacher; the principle of satisfaction of professional educational needs; the principle of modular construction of the educational professional program; the principle of structural unity of the educational program; the principle of systematic representation in the educational program of traditions and innovations of education. As the practice of the implementation of educational programs of secondary vocational, higher or additional education shows, the proposed set of principles provides a sufficient minimum of requirements for their design, organization and implementation.

    Дворяткина С.Н., Щербатых С.В.. РОЛЬ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ НОВОГО СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА (НА ПРИМЕРЕ ПЕРЕПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ)

    В статье актуализируется проблема модернизации методической переподготовки учителя математики в системе дополнительного профессионального образования, которая, с одной стороны, обеспечивает совершенствование знаний специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности, а с другой - развитие нового стиля мышления, необходимого современным учителям в условиях глобальной технологизации, конвергенции и синергии NBIC-технологий, развития цифровых технологий и платформ. Представлена программа профессиональной переподготовки «Методическая подготовка преподавателя математики общего и профессионального образования в контексте формирования современного стиля мышления», ориентированная на фрактальное развитие вероятностного стиля мышления педагога, определена оптимальная модульная структура курса. Содержание программы представлено синергией новейших методик обучения математике, современными информационными средствами и технологиями, психологическими теориями и закономерностями обучения и развития. Интегрирующей основой курса выступает математическое образование, способствующее взаимодействию, взаимовлиянию, взаимообогащению различных областей знания, объединению разных способов познания и осознания действительности, развитию нового стиля мышления современного специалиста. С целью проверки эффективности предложенной программы профессиональной переподготовки был разработан многомерный квалиметрический инструментарий, включающий диагностику развития вероятностного стиля мышления (логический, интуитивный, прогностический, аргументированно-эвристический, критический и комбинаторный). Экспериментально установлено, что процесс развития вероятностного стиля мышления направлен на качественное обогащение операций мыслительной деятельности, обусловленное активной позицией субъекта. В связи с этим выделены два основополагающих компонента вероятностного стиля мышления - интуитивный и логический, остальные компоненты выступают резонансными откликами при активизации данных структурных составляющих и тем самым расширяют интуитивные и абстрактно-логические способности.
    The article raises the problem of the modernization of the methodological retraining of the teacher of mathematics in the system of additional professional education, which on the one hand, provides the improvement of the knowledge of specialists to carry out a new type of professional activity, and on the other, the development of a new style of thinking, which is necessary for modern teachers in the context of global technologization, convergence and synergy of NBIC- technologies, development of digital technologies and platforms. The program of professional retraining “Methodological training of a teacher of mathematics in general and professional education in the context of the formation of a modern style of thinking” is presented. It is focused on the fractal development of a probabilistic style of thinking of a teacher, the optimal module structure of the course is determined. The content of the program is represented by a synergy of the latest methods of teaching mathematics, modern information tools and technologies, psychological theories and patterns of learning and development. The integrating basis of the course is mathematical education that promotes interaction, mutual influence, mutual enrichment of various fields of knowledge, the unification of different methods of cognition and awareness of reality, the development of a new thinking style of a modern specialist. In order to verify the effectiveness of the proposed professional retraining program, a multidimensional qualimetric toolkit was developed, including diagnostics of the development of a probabilistic style of thinking (logical, intuitive, prognostic, reasoned-heuristic, critical and combinatorial). It has been experimentally established that the process of developing a probabilistic style of thinking is aimed at qualitative enrichment of the operations of mental activity, due to the active position of the subject. In this regard, two fundamental components of the probabilistic style of thinking are distinguished - intuitive and logical, the remaining components act as resonant responses when these structural components are activated and, thereby, expand their intuitive and abstract logical abilities.

    Жестерев С.И.. К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСНОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА

    В статье рассматриваются вопросы формирования активной жизненной позиции у студентов посредством построения комплексного индивидуального образовательного маршрута. Под комплексным индивидуальным образовательным маршрутом автор понимает структурированную последовательность действий студента на определенном этапе обучения, на время которого разрабатываются преподавателями открытая для предложений студентов и работодателей основная индивидуальная модульная образовательная программа и организатором воспитательной работы мероприятия, которые обеспечивают профессионально-личностное самоопределение студента и ставят его в позицию субъекта выбора при осуществлении психолого-педагогической поддержки. Для осознанного выбора содержания учебной и внеучебной деятельности на этапе проектирования комплексного индивидуального образовательного маршрута автор выделяет следующие условия: обучение студентов целеполаганию; ознакомление студентов с примерной образовательной программой; информирование студентов о деятельности студенческих объединений. На этапе реализации комплексного индивидуального образовательного маршрута автор выделяет следующие условия: участие работодателей в образовательном процессе; составление индивидуальной модульной образовательной программы таким образом, чтобы студент смог концентрироваться на изучении каждой учебной дисциплины; использование современных образовательных технологий; объяснение критериев оценивания результатов обучения и условий успешной сдачи экзаменов и зачетов; использование разноуровневых заданий; ознакомление студентов с профессиональными стандартами; насыщение духовно-нравственной событийностью воспитательной среды. Автор соотносит уровень активной жизненной позиции с классификацией Н.А. Лабунской индивидуальных образовательных маршрутов по взаимодействию с образовательной средой. На этапе реализиции комплексного индивидуального образовательного маршрута рассмотрены некоторые аспекты формирования активной жизненной позиции у студентов. Автором сделан вывод, что построение комплексного индивидуального образовательного маршрута в системе бакалавриата позволяет сформировать ответственность у студентов за результаты своей учебной и внеучебной деятельности и сделать ее осознанной.
    The article consideres issues of the formation of student’s pro-active attitude by building integrated individual education rout. Under the integrated individual educational route the author understands a structured sequence of student actions at a certain stage of training, during which teachers develop the basic individual modular educational program, open to suggestions from students and employers, and the organizer of educational work activities that ensure the student’s personal personality and position subject of choice in the implementation of psychological pedagogical support. For a conscious choice of the content of educational and extra-curricular activities at the design stage of integrated individual educational route, the author identifies the following conditions: teaching students to set goals; familiarization of students with an exemplary educational program; informing students about the activities of student associations. At the stage of the implementation of a comprehensive individual educational route, the author identifies the following conditions: the participation of employers in the educational process; drawing up an individual modular educational program in such a way that the student can concentrate on studying each academic discipline; the use of modern educational technologies; the explanation of the criteria for evaluating learning outcomes and the conditions for passing exams and tests successfully; the use of split-level tasks; acquaintance of students with professional standards; saturation of the spiritual and moral eventfulness of the educational environment. The author relates the level of pro-active attitude to the classification of N. A. Labunskaya of individual educational routes in interaction with the educational environment. At the stage of implementation of an integrated individual educational route, some aspects of the formation of an active life position among students are considered. The author concluded that building an integrated individual educational route in the undergraduate system allows students to form responsibility for the results of their educational and extracurricular activities and make it conscious.

    Курасбедиани З.В.. РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РАБОТНИКОВ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ

    В соответствии со Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2575-р) для обеспечения основных направлений развития таможенной службы Российской Федерации требуется совершенствование вспомогательных направлений, включая кадровый потенциал. Обеспечение развития данного направления возможно на основе ориентации при подготовке специалистов таможенной службы на профессионально значимые личностные качества. В настоящее время таможенная служба Российской Федерации, являясь частью экономической системы государства, наряду с выполнением традиционных функций государственного администрирования в области налогообложения внешней торговли все активнее выступает как социально-экономический институт, где таможенная деятельность проявляется как особая форма услуги, что подчеркивает особую значимость вопросов подготовки работников данной структуры. Динамично развивающиеся процессы предоставления государственных услуг и таможенного администрирования под воздействием факторов внешней среды требуют разработки новых организационно-управленческих подходов и механизмов, направленных на повышение качества таможенного администрирования с учетом обеспечения адекватных обратных связей. В связи с этим необходимой является разработка подходов к определению и оценке сформированности профессионально значимых личностных качеств работников таможенной службы на основе исследования имеющейся теоретической базы и анализа практического опыты. Решение обозначенных задач направлено на укрепление кадрового потенциала таможенной службы Российской Федерации и в целом на обеспечение результативности ее деятельности по основным направлениям развития.
    In accordance with the Strategy of the Development of the Customs Service of the Russian Federation until 2020 (approved by the Government of the Russian Federation of December 28, 2012 N 2575-p), the auxiliary areas, including human resources, need to be improved to ensure main directions of development of the customs service of the Russian Federation. The achievement of the development of this direction is possible on the basis of orientation when training customs specialists on their professionally significant personal qualities. Moreover, at present, the customs service of the Russian Federation, being a part of the state’s economic system, along with traditional functions of state administration in the field of foreign trade taxation, is increasingly acting as a socio-economic institution where customs activity is manifested as a special form of service which emphasizes issues of training of employees of this structure. Dynamically developing processes of providing public services and customs administration under the influence of environmental factors require the development of new organizational and managerial approaches and mechanisms aimed at improving the quality of customs administration, taking into account the provision of adequate feedback. In this regard, it is necessary to develop approaches to the definition and assessment of the formation of professionally significant personal qualities of customs officers based on the study of the existing theoretical framework and analysis of practical experience on this issue. The solution of these tasks is aimed at strengthening the personnel potential of the customs service of the Russian Federation and, in general, at ensuring the effectiveness of its activities in the main areas of development.

    Лазарева М.В., Хадакова Е.А.. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И НОРМАТИВНЫЙ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ» В КОНТЕКСТЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

    В статье представлены некоторые подходы к определению качества образования, имеющиеся в отечественной педагогической литературе, анализируются изменения в содержательной характеристике качества образования, связанные с трансформацией целевых установок по отношению к системе образования. Обобщение представленного в ходе анализа материала позволило выделить основные подходы, связанные с определением качества образования: с точки зрения достижения образовательных результатов обучающихся, заданных целевыми ориентирами; как многоаспектного понятия, включающего в себя достижение образовательных результатов одним из компонентов; определение качества образования как динамической характеристики образовательной деятельности. В статье подтверждается, что в настоящее время понятие «качество образования» становится все более сложным и многоаспектным. Проанализирован подход, закрепленный в нормативных документах федерального уровня. Особенное внимание уделено анализу содержательного аспекта понятия «качество образования», закрепленного в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Показано, что данное определение имеет комплексный характер и объединяет в себе вышеперечисленные подходы. В данном определении признается динамический характер качества образования. В статье раскрываются требования нормативного документа к качественному образованию как к процессу, в основе которого заложена необходимость индивидуализации образовательной деятельности, отражающая степень достижения планируемых результатов. Продемонстрировано, что данное определение предполагает активную роль обучающегося как участника образовательной деятельности, готового сформулировать свой запрос на образование. В соответствии с этим определены показатели качественного образования в контексте функционирования образовательной организации. В их числе создание условий для достижения обучающимися образовательных результатов в соответствии с их возможностями и способностями (степень достижения), создание условий, выявляющих и учитывающих потребности субъектов образовательных отношений.
    The article presents some approaches to determining the quality of education in the domestic pedagogical literature, analyzes changes in the content characteristics of the quality of education associated with the transformation of the objectives in relation to the education system. The generalization of the material presented in the course of the analysis allowed us to identify main approaches to determining the quality of education: from the point of view of achieving educational results of students set by targets; as a multidimensional concept which includes the achievement of educational results by one of the components; the definition of quality of education as a dynamic characteristic of educational activities. The article confirms that at present the concept of “quality of education” is becoming more and more complex and multidimensional. The approach laid down in the regulatory documents of the federal level was analyzed. Special attention is paid to the analysis of the substantive aspect of the concept of “quality of education” fixed in the Federal Law “On Education in the Russian Federation”. It is proved that this definition has a complex character and combines the above approaches. This definition recognizes the dynamic nature of the quality of education. The article reveals the requirements of the regulatory document to quality education as a process based on the need for individualization of educational activities, reflecting the degree of achievement of the planned results. The article proves that this definition implies the active role of the learner as a participant in educational activities, ready to formulate his request for education. In accordance with this, indicators of quality education are defined in the context of the functioning of an educational organization. Among them are the creation of conditions for students to achieve educational results in accordance with their capabilities and abilities (degree of achievement), the creation of conditions that identify and take into account the needs of subjects of educational relations.

    Лебедева Ю.И.. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

    В статье рассматриваются задачи формирования проектной компетентности педагогов, работающих в системе инклюзивного образования и повышающих свою квалификацию. Отмечаются теоретические подходы к рассмотрению понятия «проектная компетентность педагога». Предложена структура проектной компетентности педагога инклюзивного образования, включающая мотивационные, когнитивные и деятельностные критерии. Рассматриваются показатели основных критериев. Представлены результаты исследования проектной компетентности педагогов на основании изучения научно-педагогической литературы, опроса, экспериментальных методик. Раскрыты основные проблемы, препятствующие формированию проектной компетентности педагога в условиях инклюзивного образования и повышающих свою квалификацию: педагогические, психологические, творческие, социальные, информационно-телекоммуникационные. Педагогические проблемы включают в себя отсутствие мотивационной готовности к проектной деятельности, изучению педагогического опыта. Психологические проблемы представлены затруднениями в соотношении проектной деятельности и личностных качеств. Творческие проблемы связаны с низким уровнем развития креативности в проектной компетентности педагогов инклюзивного образования. К группе социальных проблем относятся трудности формирования проектной компетентности педагогов, связанные с микросоциумом (взаимодействие участников образовательного процесса) и трудности, связанные с макросоциумом (уровень жизни, региональные и государственные конфликты). Трудности информационно-телекоммуникационного характера представлены недостатком умений и навыков осуществления взаимодействия при помощи технических средств. Описаны этапы проектной деятельности, на которых возникают трудности у педагогов инклюзивного образования. Предложены основные пути для решения проблем в системе повышения квалификации: презентация преимуществ проектной деятельности с учетом взаимосвязей передового педагогического опыта; технологии личностно-ориентированного проектирования, развития креативности в проектной деятельности; организация специального обучения педагогов инклюзивного образования основам проектной деятельности; тьюторская консультация и поддержка.
    The article considers tasks of the formation of project competence of teachers working in the system of inclusive education and improving their skills. Theoretical approaches to the consideration of the notion of «project competence of a teacher» are noted. The structure of the project competence of the teacher of inclusive education, including motivational, cognitive and activity criteria, is proposed. The indicators of the main criteria are considered. The results of the study of the project competence of teachers based on the study of scientific and pedagogical literature, a survey, experimental techniques are presented. The main problems that impede the formation of the project competence of a teacher in inclusive education and improving their skills are revieled: pedagogical, psychological, creative, social, information and telecommunication. Pedagogical problems include the lack of motivational readiness for project activities, the study of pedagogical experience. Psychological problems are presented by difficulties in the ratio of project activities and personal qualities. Creative problems are associated with a low level of development of creativity of the project competence of teachers of inclusive education. A group of social problems includes difficulties in the formation of project competence of teachers associated with the microsociety (interaction of participants in the educational process) and difficulties associated with the macrosociety (standard of living, regional and state conflicts). The difficulties of information and telecommunication nature are represented by the lack of skills and abilities to interact with technical means. The stages of project activities are described, at which teachers of inclusive education have difficulties. The main ways for solving problems in the system of advanced training are proposed: the presentation of benefits of project activities, taking into account interrelations of advanced pedagogical experience; technology of personality-oriented design, development of creativity in project activities; the organization of special training for teachers of inclusive education in the basics of project activities; tutorial advice and support.

    Климова М.В., Мальцева В.А.. РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ В МУЛЬТИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

    25-26 апреля 2019 года в Елецком государственном университете им. И.А. Бунина состоялась ежегодная Международная научно-практическая конференция «Развитие креативности личности в мультикультурном пространстве». В программу конференции включены доклады по психологии креативности, проблемам развития креативности в образовании, экономике и управлении, в решении социальных проблем, а также исследования по формированию креативной личности средствами культуры и искусства и определению роли историко-культурного наследия в современном мультикультурном пространстве. Наряду с российскими учеными из Москвы, Белгорода, Воронежа, Ельца, Калуги, Курска, Липецка, Орла, Пензы в работе конференции приняли участие представители Болгарии, Германии, Италии и Ливана. Это преподаватели, педагоги-практики, специалисты в сфере культуры и искусства, предприниматели. Работа секций конференции позволила определить психолого-методологические основания развития креативности обучающихся, презентовать инновационные технологии в развитии креативных способностей обучающихся, виды их творческой деятельности; дать научно-практическое обоснование методов развития креативности личности в школе и системе дополнительного образования; обосновать культурно-историческую обусловленность процесса развития креативности личности, взаимодействия личности с духовным опытом человечества, интеграцию историко-культурного наследия в современное мультикультурное пространство, рассмотреть креативность как способ совершенствования физических и психических возможностей личности и как способность генерировать принципиально новые идеи и использовать их в экономике и управлении.
    On April 25-26, 2019 Bunin Yelets State University hosted the annual International Scientific and Practical Conference “Development of Personality Creativity in Multicultural Space”. The conference program included reports on the psychology of creativity, the problems of the development of creativity in education, economics and management, in solving social problems, as well as research on the formation of a creative personality by means of culture and art and on determining the role of historical and cultural heritage in modern multicultural space. Along with Russian scientists from Moscow, Belgorod, Voronezh, Yelets, Kaluga, Kursk, Lipetsk, Orel, Penza, representatives of Bulgaria, Germany, Italy and Lebanon attended the conference. They were teachers, educators, specialists in the field of culture and art, entrepreneurs. The work of the sections of conference allowed us to determine psychological and methodological foundations for the development of students 'creativity, to present innovative technologies in the development of students' creative abilities, their types of creative activity; to give a scientific and practical substantiation of methods for developing personality creativity at school and the system of additional education; justify cultural and historical conditionality of the process of developing personality creativity, the interaction of the individual with the spiritual experience of mankind, the integration of historical and cultural heritage into the modern multicultural space, consider creativity as a way to improve physical and mental capabilities of the individual and as the ability to generate fundamentally new ideas and use them in economics and management.
Наверх