Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №3 (47) (2019)
УДК 159.9.072.432
DOI 10.24888/2073-8439-2019-47-3-7-21
ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
В статье при помощи методики диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной впервые исследованы особенности социально-психологических установок студентов, обучающихся в техническом вузе по различным направлениям подготовки. Установлено, что показатели выраженности социально-психологических установок у студентов каждого из направлений подготовки имеют свою специфику. При помощи метода корреляционного анализа установлены взаимосвязи между социально-психологическими установками в рамках каждого направления подготовки. Обнаружено, что у студентов направления подготовки «Эксплуатация и ремонт» структура социально-психологических установок имеет целостный характер, за счет чего осуществляется перераспределение энергии из наиболее ярко выраженных сфер в фрустрируемые сферы, что свидетельствует о гармоничном процессе личностного развития будущих специалистов. Обнаружено, что у студентов направлений подготовки «Организация и безопасность» и «Наземный транспорт» структура социально-психологических установок либо обладает жестким замкнутым характером, либо имеет изолированные участки, что не позволяет реализовываться энергообмену в рамках мотивационной сферы и свидетельствует о дисгармоничном процессе личностного развития будущих специалистов. Обнаружено, что у обследованных студентов всех направлений подготовки нет противопоставления «альтруизма» и «эгоизма», что свидетельствует об определенной личностной незрелости респондентов. Сформулированы рекомендации для кураторов студенческих групп и педагогов, работающих со студентами в рамках данных направлений подготовки: проблемно-поисковые диалоги; учебные дискуссии; эвристические беседы; анализ конкретных ситуаций. Предлагаемый нами алгоритм исследования может быть рекомендован для реализации в вузе любой направленности обучения в качестве мотивационного мониторинга.
Ключевые слова
социально-психологическая установка; направление подготовки; ориентация на альтруизм и эгоизм; корреляционный анализ; взаимосвязи между установками; целостный характер; перераспределение энергии; дихотомия «альтруизм - эгоизм»; личностное развитие будущих
FEATURES OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ATTITUDES OF STUDENTS ENROLLED IN TECHNICAL HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION
The article presents the results of the first time study of features of social and psychological attitudes of students enrolled in technical higher educational institution in various directions of training using O.F. Potyomkina method of diagnostics of social and psychological attitudes of the personality in motivational- requirement sphere. It has been established that the indicators of the attitudes expressiveness of students in each direction of training have their own specifics. By means of correlation analysis the interrelations have been established between social and psychological attitudes within each direction of training. It has been found that the structure of social attitudes in students of “Exploitation and repair” direction of training has a holistic character, whereby there is a redistribution of energy from the most pronounced areas to frustrated sphere, what is the evidence of a more harmonious process of personal development of future specialists. It has been found that the structure of attitudes of students of “Organization and safety” and “Ground transportation” direction of training is either hard closed areas or has isolated ones, which makes the energy exchange difficult to implement in the framework of the motivational sphere and indicates the disharmonious process of personal development of future specialists. It has been found that surveyed students of all directions of training do not have a contrast between “altruism” and “egoism”, which indicates a certain personal immaturity of the respondents. Recommendations are formulated for tutors of student groups and lecturers working with students in these directions of training: problem-search dialogues; academic discussion; heuristic conversation; case studies. Our proposed research algorithm can be recommended for the implementation in higher educational institutions of any directions of training as motivational monitoring.
Список литературы
-
Алимов А.А. Особенности содержания социально-психологических установок студентов, обучающихся в средних специальных и высших учебных заведениях // Инновации в науке. 2015. № 50. С. 52-55
-
Конюхова Е.Т., Шевцов Н.В. Установки социально-профессионального взаимодействия в информационном пространстве личности // Технолого-экономическое образование в XXI веке: сб. тр. Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. В.В. Крашенинникова. Новосибирск: Изд. ГОУ ВПО НГПУ, 2007. С. 40-45
-
Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Междунар. гуманитар. фонд «Знание», 1996
-
Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2014
-
Потемкина О.Ф. Методы диагностики социально-психологических установок личности // Методы психологической диагностики. Вып. 1. М.: ИП РАН, 1993. С. 39-41
-
Руднева Е.Н., Льноградская О.И., Костянов В.В. Особенности социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере студентов вуза // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014. № 1(21). С. 150-156
-
Узнадзе Д.Н. Психология установки. СПб.: Питер, 2001
-
Хабусева М.С. Особенности социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере студенток медицинского училища // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2013. № 7(85). С. 219-224
-
Хамизова И.Х. Социально-психологические установки личности студентов и молодых специалистов // Акмеологические основы профессиональной культуры современного специалиста (к 70-летию со дня рождения профессора А.М. Зимичева): межвузовская практическая конференция студентов, аспирантов, преподавателей, 24 апреля 2008. СПб., 2008. С. 348-353
-
Черникова Т.В. Социально-психологические установки и карьерные притязания студентов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2011. № 4(58). С. 132-135
-
Шадрин А.А. Социально-психологические предикторы субъективного благополучия курсантов // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=17683 (дата обращения: 18.08.2019)