Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №3 (47) (2019)
УДК 59.9.07
DOI 10.24888/2073-8439-2019-47-3-22-29
ВОСПИТАНИЕ АНТИВИКТИМНОЙ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА (ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ)
В статье осуществляется постановка новой научной проблемы на основе анализа существующих подходов к решению вопросов обеспечения гармоничного развития личности как в норме, так и в случае ограниченных возможностей здоровья. Показывается, что в настоящее время действующие нормативные акты в сфере образования нацеливают лишь на решение проблем, связанных с организацией доступной среды для инвалидов и адаптацию образовательных программ для целей инклюзивного образования. В этом же ключе в основном развиваются и научные исследования по проблемам инклюзивного образования. Авторы считают такой подход односторонним, полагая, что для данной категории лиц уместно было бы и создание специальных условий для повышения их адаптационных возможностей средствами психологии, физической культуры и спорта. Приводится зарубежный научный опыт в плане изучения развития личности лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами физической культуры и спорта. Отмечается, что в зарубежных исследованиях выделена неразрывная связь между формированием позитивных свойств личности и увеличением адаптационных возможностей лиц с ограниченными возможностями. Утверждается, что изучение личности лиц с ограниченными возможностями в условиях занятий физической культурой и спортом поможет выявить существенные потенциальные возможности и для преодоления личностных аффективных комплексов у лиц с нормой здоровья. Авторы обосновывают необходимость разработки научной концепции антивиктимной личности. Под антивиктимной личностью понимается личность, устойчивая к негативному воздействию на нее социальных и психологических факторов. Авторы предполагают, что эффективным средством формирования такой устойчивости являются физическая культура и спорт. Однако позитивный эффект достигается только при реализации научно обоснованной программы развития личности средствами физической культуры и спорта. Апробация пилотного варианта такой программы дала положительный результат.
Ключевые слова
инклюзивное образование; воспитание; инвалид; антивиктимная личность; физическая культура; спорт; inclusive education; upbringing; disabled person; antivictim person; physical education; spor
BRINGING UP ANTIVICTIM PERSONALITY BY MEANS OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORT (PROBLEM STATEMENT)
The article presents a new scientific problem based on the analysis of existing approaches to solving issues of ensuring harmonious development of the individual, both under normal conditions and in case of limited health opportunities. It is shown that currently the existing educational regulations focus only on solving problems related to the organization of an accessible environment for people with disabilities and the adaptation of educational programs for inclusive education. The research on the problems of inclusive education is also developing in the same direction. The authors consider such an approach to be one-sided, believing that it would be appropriate for this category of people to create special conditions for enhancing their adaptive capacities by means of psychology, physical education and sports. Foreign scientific experience is given in terms of studying the development of the personality of people with disabilities by means of physical education and sports. It is noted that foreign studies highligh the inextricable link between the formation of positive personality traits and the increase in the adaptive capacity of people with disabilities. It is argued that the study of the personality of people with disabilities in terms of physical education and sports will help identify significant potential opportunities for overcoming personal affective complexes in individuals with a health standard. The authors substantiate the need to develop a scientific concept of an antivictimim personality. An antivictim person means a person who is resistant to the negative impact of social and psychological factors. The authors suggest that physical education and sports are an effective means of forming such stability. However, a positive effect is achieved only with the implementation of a scientifically based program of personal development by means of physical education and sports. Approbation of the pilot version of such a program gave positive results.
Список литературы
-
Алехина С.В. Особые образовательные потребности как категория инклюзивного образования // Российский научный журнал. 2013. № 5(36). С. 132-139
-
Будякова Т.П. Виктимологические аспекты правового института компенсации морального вреда. М.: Юрлитинформ, 2016
-
Будякова Т.П. Несовершеннолетний преступник как особая жертва // Вопросы ювенальной юстиции. 2011. № 4. С. 6-10
-
Варчук Т.В., Вишневецкий К.В. Виктимология. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008
-
Волкова И.П. Изучение особенностей копинг-стратегий в процессе социальной адаптации молодежи и взрослых с нарушениями зрения // Вестник психофизиологии. 2018. № 1. С. 59-68
-
Кабанов П.А. Криминальная виктимность лиц с ограниченными физическими возможностями (инвалидов первой и второй группы): статистическое измерение 2014-2015 гг. // Юридические исследования. 2016. № 6. С. 1-11
-
Казакова Л.А. Содержание инклюзивного образования: вариативный подход // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 1. С. 45-51
-
Киселева А.А. Особенности копинг-стратегий у лиц с ограниченными возможностями здоровья // Acta Biomedica Scientifica. 2017. Т. 2. № 5-1. С. 129-136
-
Набиуллина Р.Р., Тухтарова И.В. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом (определение, структура, функции, виды, психотерапевтическая коррекция). Казань: Казанская государственная медицинская академия, 2003
-
Седышев В.В. Дистанционные технологии как эффективное средство обучения детей с ООП (на примере деятельности регионального ресурсного центра дистанционного обучения Новосибирской области) // Вопросы педагогики. 2018. № 3. С. 90-93
-
Ion-Ene M., Roşu D., Neofit A. Judo adapted to the therapy of disabled children // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 137. P. 37-42
-
Shapiro D.R., Martin J.J. Athletic identity, affect, and peer relations in youth athletes with physical disabilities // Disability and Health Journal. 2010. Vol. 3(2). P. 79-85
-
Tough H., Fekete C., Brinkhof M.W.G., Siegrist J. Vitality and mental health in disability: Associations with social relationships in persons with spinal cord injury and their partners // Disability and Health Journal. 2017. Vol. 10(2). P. 294-302
-
Wilhite B., Shank J. In praise of sport: Promoting sport participation as a mechanism of health among persons with a disability // Disability and Health Journal. 2009. Vol. 2(3). P. 116-127