Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №3 (47) (2019)
УДК 378.048.3
DOI 10.24888/2073-8439-2019-47-3-53-58
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СИСТЕМЕ РЕКУРРЕНТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Проблемное поле данного исследования связано с актуальными вопросами создания оптимально разумных организационно-педагогических и методических условий для совершенствования профессиональных умений учителя иностранного языка в системе непрерывного и рекуррентного (образование через всю жизнь) образования. Научная экспозиция. Несмотря на интенсивную работу в искомом направлении отечественных исследователей в системе высшего педагогического и дополнительного профессионального образования, а также российских издательств учебно-методической литературы по иностранным языкам, остаются проблемные зоны в области преподавания иностранных языков, особенно на региональном уровне. В основе методологии исследовательской программы лежат наиболее важные философские вопросы образования - принципы гуманизации и плюрализма в образовании, взаимодействие языка и культуры, философия диалогизма и аксиологический подход к проектированию системы непрерывного профессионального образования, его содержательного и технологического контента в целом. Критическое осмысление и преломление их в реальной педагогической практике позволяет создать организационно-методические предпосылки для культурного самоопределения личности учителя, в основании которых культивирование современной концептосферы языка иноязычного образования с помощью развивающей среды. Исследовательский контекст, методическую базу которого составили анализ литературы, диагностика и мониторинг, поисковый эксперимент, моделирование, проектная деятельность, разработка системы развивающих ситуаций и заданий, предполагает выявление особенностей региональной рекуррентной среды творческого взаимодействия специалистов. Данная система, имея иные целевые установки, находится в фокусе внимания тех, кто оказывает содействие в решение системных проблем в деятельности учителя иностранного языка конкретного региона. К ним относятся вопросы повышения уровня языковой, лингвострановедческой, компенсаторной компетенций. Именно они, а также некоторые другие профессиональные умения становятся значимыми предпосылками формирования методологической и мотивационной готовности современного учителя к реализации требований ФГОС. Позитивные результаты исследования в пространстве поискового эксперимента свидетельствуют о том, что нейтрализация проблемных локусов разного генезиса возможна при соблюдении ряда важных условий рекуррентной образовательной среды - субъективность, непрерывность, мультиинтегративность, ответственность за свое развитие и обучение, творческий подход к взаимодействию с другими.
Ключевые слова
regional recurrent environment; conceptsphere of the language of foreign language education; cultural self-determination of the participants; рекуррентное образование на региональном уровне; концептосфера языка иноязычного образования; культурное самооп
SOME FEATURES OF IMPROVING PROFESSIONAL SKILLS OF A FOREIGN LANGUAGE TEACHER IN THE SYSTEM OF RECURRENT EDUCATION
The problem context of this study is related to the crucial issues of creating optimally reasonable organizational, pedagogical and methodological conditions for improving professional skills of a foreign language teacher in the system of continuous and recurrent (Lifelong Education) education, especially, at regional level. There some of the general problems are more vivid and easy for consideration, and need “speedy steps” for neutralization. Scientific exposition concerns the conditions of recurrent innovative educational space for pedagogues in accordance with the concept of cultural self-determination of a teacher in the polycultural environment. The methodology of the research programme is based on the philosophical issues of education - the principles of humanization and pluralism in education, the interaction of language and culture, the philosophy of dialogism and axiological approach to the design of professional educational programmes, its content and techniques on the whole. Their analysis and further implementation in the activities for upgrading ELT teachers’ competence allows to provide some methodical recommendations for cultural self-determination of participants. As is the case, the research context based on the analysis of literature, diagnostics and monitoring, experiment, modeling, project activities and other devices, covers some of the features of the regional recurrent environment for creative interaction of ELT specialists for cultivating the concept of modern ELT system and modern ELT teachers for local schools. The results of the study cover positive changes that concern a number of important conditions - subjectivity, continuity, multi-integration, responsibility of students/teachers for their development and learning, creative approach to interaction with others. The system based on varying objectives includes language training, linguistic and cultural studies, compensatory competence and some other significant professional skills that are of primary importance for the formation of methodological and motivational readiness of modern teachers to improve the level of language ability of students.
Список литературы
-
Bulankina, N. E., & Malakhova, N. N. (2019). Some problems of improving the abilities of students in the light of recurrent education [Nekotoryye problemy covershenstvovaniya sposobnostey studentov v sootvetstvii s osobennostyami traktovki rekurrentnogo obrazovaniya]. KANT, 2, 32-37
-
Campbell, C., & Kryszewska, H. (1995). Learner-based teaching. Oxford: Oxford University Press
-
Egorova, E. V. (2018). The problem of recurrence in modern scientific and pedagogical discourse [Problema rekurrentnosti v sovremennom nauchnom i pedagogicheskom diskurse]. Mir nauki, 6(5). Retrieved from: https://mir-nauki.com/79PDMN518.html
-
Glass, L. (1991). Confident Conversation. How to talk any business or social situation. London: Piatkus
-
Hammer, J. (2007). How to teach English. Oxford: Pearson Education Limited
-
Kallen, D., Bengtsson, J. (1973). Recurrent Education: A Strategy for Lifelong Learning. Paris: Organization for Economic Cooperation and Development
-
Kartashova, V. N. (2012). The theory of cultural self-determination of the younger student in the conditions of early foreign language education [Teoriya kul’turnogo samoopredeleniya mladshego shkol’nika v usloviyakh rannego inoyazychnogo obrazovaniya]. Elets: EGU im. I.A. Bunina
-
Kershaw, G. (1996). The developing roles of native-speaker and non-native-speaker teachers. Modern english teacher, 5(3), 7-11
-
Korneyeva, T. V., & Rudenko, G. L. (2016). Principles and technology of University pedagogical education [Printsipy i tekhnologiya universitetskogo pedagogicheskogo obrazovaniya]. Izvestiya Yuzhnogo federal’nogo universiteta. Pedagogicheskiye nauki, 4, 54-62
-
Passov, E. I. (2013). Theory of methodology: the purpose and content of foreign language education [Teoriya metodiki: tsel’ i soderzhaniye inoyazychnogo obrazovaniya]. Lipetsk: MUP «Tipografiya», 2013
-
Sergeyev, N. K., & Serikov, V. V. (2013). Pedagogical activity and pedagogical education in innovative society [Pedagogicheskaya deyatel’nost’ i pedagogicheskoye obrazovaniye v innovatsionnom obshchestve]. Moscow: Logos
-
Sinenko, V. Ya., & Kondratenko, A. P. (2016). Natural Science knowledge in the aspect of humanitarian education [Estestvennonauchnyye znaniya v aspekte gumanitarnogo obrazovaniya]. Novosibirsk: NIPKiPRO
-
Zakharova, M. A., Karpacheva, I. A., & Merenkova, V. S. (2018). The Concept of design and implementation of programs of additional professional ed-ucation in the system of continuing education [Kontseptsiya proyektirovaniya i realizatsii programm dopolnitel’nogo professional’nogo obrazovaniya v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya]. Psikhologiya obrazovaniya v polikul’turnom prostranstve, 1(41), 83-91