Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №3 (47) (2019)
УДК 378
DOI 10.24888/2073-8439-2019-47-3-59-66
КОММУНИКАТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПРОВЕДЕНИЮ ЭВАКУАЦИИ ПРИ ПОЖАРЕ
В статье представлено описание структурной схемы коммуникативного взаимодействия в рамках проведения подготовки студентов к эвакуации при пожаре. Автор описывает основные подходы к реализации данной схемы, ее направления, принципы, условия. В разработке данной схемы были применены восемь частнопедагогических принципов, учитывающих личностные особенности студентов: принцип научной обоснованности; принцип прикладной направленности; принцип последовательности действий с постепенным усложнением восприятия предмета интереса; принцип социальной ориентированности на личностно-деятельностную ситуацию; принцип ценностной ориентации; принцип экстраполяции, принципы личного примера и креативности. Авторы выделяют три компонента: организационно-побудительный, содержательный, контрольный. Первый компонент подразумевает развитие навыков обоснования студентами необходимости активного участия в эвакуации с точки зрения защиты ценности человеческой жизни. При этом ценностное наполнение рассматриваемой деятельности не только обеспечивает связь сознания и поведения личности, но и связывает с обеспечением безопасности, с другими людьми. Содержательный компонент включает систему знаний о порядке проведения эвакуации в сочетании с аспектами речевого взаимодействия. С целью подготовки студентов к деятельному участию в эвакуации при пожаре им необходимо дать знания о мерах пожарной безопасности, выяснить их готовность к действиям при пожаре, научить студентов видеть в этой деятельности способы помощи людям во время эвакуации при пожаре, учитывать возможное отсутствие осознания у людей опасности отказа от эвакуации. Контрольный компонент предполагает контроль закрепления знаний о культуре поведения в рамках эвакуации при пожаре. Решение указанной задачи осуществляется путем проведения анкетирования и интервьюирования студентов с последующим анализом полученных данных. Реализация структурной схемы способствует получению не только необходимых навыков, но и профессиональной ориентации студентов на осуществление противопожарной профилактической деятельности.
Ключевые слова
коммуникативное взаимодействие; эвакуация; пожарная безопасность; communicative interaction; fire evacuation; fire safety
COMMUNICATIVE INTERACTION WHILE TRAINING STUDENTS TO CARRY OUT FIRE EVACUATION
The article describes the block diagram of communicative interaction while training students to carry out fire evacuation. The author describes main approaches to the implementation of this scheme, its direction, principles, and conditions. The author applied 8 private and pedagogical principles in the development of this scheme, considering personal features of students: the principle of scientific validity; the principle of applied orientation; the principle of sequence of actions with gradual complication of perception of a subject of interest; the principle of social focus on personal and activity situation; the principle of valuable orientation; the principle of extrapolation, principles of a personal example and creativity. The authors focus on 3 main components: a) organizational and incentive, b) content and c) control. The first component explains the development of skills needed for students to justify the need for active participation in fire evacuation in regards to the value of human life protection. Wherein the value content of the considered activity not only associates the consciousness with personal behavior but also connects it with safety and other people. The content component includes the fire evacuation order knowledge base in connection with verbal interaction aspects. To rain students to activly participate in fire evacuation they need to be provided with knowledge about fire safety measures, to be examined in terms of their readiness for actions during fire, to be taught to see ways of helping other people during fire evacuation, considering some people’s possible refusal to fire evacuation as well as the lack of understanding of the danger of such refusal. Control component explains the knowledge quality control of the culture of behavior during fire evacuation. The resolution of this task is carried out by arranging questionnaires and interviews for students with the subsequent analysis of the obtained data. The implementation of the block diagram contributes not only to the acquisition of necessary skills but also targets students in implementing fire-prevention practices.
Список литературы
-
Дорошук Л.А., Новоселов С.А. Коммуникативная креативность личности как фактор эффективности делового общения // Педагогическое образование в России. 2016. № 12. С. 265-268
-
Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2004
-
Коноваленко Е.П., Лазарев А.А., Волкова Т.Н. Воспитание ценностного отношения менеджера-андрагога к обеспечению техносферной безопасности // Технологии техносферной безопасности. Вып. 3(73). 2017. URL: http://academygps.ru/nauka-5/nauchnye-zhurnaly-i-publikatsii-52/nauchnyy-internet-zhurnal-tekhnologii-tekhnosfernoy-bezopasnosti/vypusk/2017-1853/-1923/ (дата обращения: 17.08.2019)
-
Кузнецов А.А., Набойченко Е.С. Методики формирования и качественные модели сформированности психологических детерминант стрессоустойчивости курсантов высшей школы МЧС // Педагогическое образование в России. 2015. № 8. С. 83-87
-
Леонтьев А.А. Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. М.: Высшая школа, 1974
-
Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей: (Теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX - XX вв.). Самара: СИУ, 1997
-
Чернышева Е.В. Взаимосвязь коммуникативных качеств и стрессоустойчивости в юношеском возрасте // Педагогическое образование в России. 2017. № 8. С. 103-114
-
Canter D. Studies of Human Behaviour in Fire: Empirical Results and their Implication for Education and Design. Garston: BRE. 1985
-
Proulx G. Human response to fires // Fire Research News. 1994. Vol. 71. P. 1-3
-
Purkiss J.A. Fire Safety Engineering Design of Structures. Oxford: Butterworth-Heinemann is an imprint of Elsevier, 2007