Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №3 (47) (2019)
УДК 378.046.4
DOI 10.24888/2073-8439-2019-47-3-67-75
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье представлен опыт разработки и реализации образовательных программ высшего и дополнительного профессионального образования, направленных на подготовку, повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров для сельской школы в единстве научно-методологического и содержательно-результативного аспектов. Обобщение опыта регионов, которые реализуют обучение на основе модели «филиальная сеть», позволило нам определить круг наиболее актуальных проблем ее успешного функционирования, требующих решения. Показано, что успешность решения обозначенных проблем так или иначе связана с подготовкой кадров и решаться она должна с точки зрения расширения сферы компетенций педагогических работников в различных сферах. В настоящее время подготовка кадров для сельской школы может осуществляться и осуществляется через реализацию основных профессиональных образовательных программ различного уровня; программ дополнительного профессионального образования. Мы полагаем, что эффективность реализации всех вышеуказанных программ обусловлена обеспечением общесистемных, содержательных и методических требований, наличием единого подхода к проектированию и реализации программ профессионального образования, достигаемого через соблюдение совокупности следующих принципов, конкретизирующих вышеобозначенную систему научных подходов и принципов на уровне разработки и проектирования программ ДПО: принципа дополнения и расширения профессиональных функций педагога; принципа удовлетворения профессиональных образовательных потребностей; принципа модульного построения образовательной профессиональной программы ; принципа структурного единства образовательной программы; принципа системного представления в образовательной программе традиций и инноваций образования. Как показывает практика реализации образовательных программ среднего профессионального, высшего или дополнительного образования, предложенная совокупность принципов обеспечивает достаточный минимум требований к их проектированию, организации и реализации.
Ключевые слова
сельская школа; филиальная сеть; образовательная программа; высшее образование; дополнительное образование; rural school; branch network; educational program; higher education; additional education
TRAINING TEACHERS FOR RURAL SCHOOLS IN THE SYSTEM OF HIGHER AND ADDITIONAL VOCATIONAL EDUCATION
The article presents the experience of developing and implementing educational programs of higher (graduate level) and additional professional education aimed at training, improving professional skilsl and retraining teachers for rural schools in the unity of scientific-methodological and substantive-effective aspects. Summarizing the experience of regions that implement training on the basis of the "branch network" model, allowed us to determine the range of the most urgent problems of its successful functioning that need to be solved. It is shown that the success of solving these problems is somehow connected with training and it should be solved in terms of expanding the scope of competence of teachers in various fields. Currently, training for rural schools can be carried out and is carried out through the implementation of basic professional educational programs at various levels; programs of additional professional education. We believe that the effectiveness of the implementation of all the above programs is due to providing system-wide substantive and procedural requirements, the presence of a unified approach to the design and implementation of vocational education programs, achieved through adherence to the following principles which elaborate on the above outlined system of scientific approaches and principles at the level of development and design of additional professional education programs: the principle of the add-ons and extension of professional functions of the teacher; the principle of satisfaction of professional educational needs; the principle of modular construction of the educational professional program; the principle of structural unity of the educational program; the principle of systematic representation in the educational program of traditions and innovations of education. As the practice of the implementation of educational programs of secondary vocational, higher or additional education shows, the proposed set of principles provides a sufficient minimum of requirements for their design, organization and implementation.
Список литературы
-
Захарова М.А., Карпачева И.А., Меренкова В.С. Анализ потребностей и запросов педагогов образовательных организаций региона по вопросам проектирования программ дополнительного профессионального образования // Психология образования в поликультурном пространстве. 2018. № 42(2). С. 113-119
-
Захарова М.А.. Капачева И.А., Меренкова В.С. Концепция проектирования и реализации программ дополнительного профессионального образования педагогов образовательных организаций в системе непрерывного образования // Психология образования в поликультурном пространстве. 2018. № 41(1). С. 83-91
-
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=212832&fld=134&dst=100007,0&rnd=0.35326767242101753#02377881539190274 (дата обращения: 15.07.2019)
-
Портянская Л.Л. Проектирование условий развития вариативной образовательной среды в муниципальном округе мегаполиса: дис. ... канд. пед. наук. М., 1996
-
Проект Приказа Минтруда России «Об утверждении профессионального стандарта руководителя образовательной организации (управление в сфере образования)» (по состоянию на 01.10.2013) (подготовлен Минтрудом России)
-
Стефанова Г.П., Крутова И.А. Формирование методов решения типовых профессиональных задач учителя как средство кадрового обеспечения системы образования региона // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». 2015. № 7(41). С. 268-272. URL: http://grani.vspu.ru/files/publics/1443378344.pdf (дата обращения: 15.07.2019)
-
Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие. М.: Эйдос, 2016
-
Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. От учебы к профессиональной карьере: учеб. пособие. М.: Академия, 2012
-
Чучкевич М.М. Основы управления сетевыми организациями. М.: Изд-во Института социологии РАН, 1999