Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №3 (47) (2019)
УДК 378.046.4
DOI 10.24888/2073-8439-2019-47-3-76-88
РОЛЬ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ НОВОГО СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА (НА ПРИМЕРЕ ПЕРЕПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ)
В статье актуализируется проблема модернизации методической переподготовки учителя математики в системе дополнительного профессионального образования, которая, с одной стороны, обеспечивает совершенствование знаний специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности, а с другой - развитие нового стиля мышления, необходимого современным учителям в условиях глобальной технологизации, конвергенции и синергии NBIC-технологий, развития цифровых технологий и платформ. Представлена программа профессиональной переподготовки «Методическая подготовка преподавателя математики общего и профессионального образования в контексте формирования современного стиля мышления», ориентированная на фрактальное развитие вероятностного стиля мышления педагога, определена оптимальная модульная структура курса. Содержание программы представлено синергией новейших методик обучения математике, современными информационными средствами и технологиями, психологическими теориями и закономерностями обучения и развития. Интегрирующей основой курса выступает математическое образование, способствующее взаимодействию, взаимовлиянию, взаимообогащению различных областей знания, объединению разных способов познания и осознания действительности, развитию нового стиля мышления современного специалиста. С целью проверки эффективности предложенной программы профессиональной переподготовки был разработан многомерный квалиметрический инструментарий, включающий диагностику развития вероятностного стиля мышления (логический, интуитивный, прогностический, аргументированно-эвристический, критический и комбинаторный). Экспериментально установлено, что процесс развития вероятностного стиля мышления направлен на качественное обогащение операций мыслительной деятельности, обусловленное активной позицией субъекта. В связи с этим выделены два основополагающих компонента вероятностного стиля мышления - интуитивный и логический, остальные компоненты выступают резонансными откликами при активизации данных структурных составляющих и тем самым расширяют интуитивные и абстрактно-логические способности.
Ключевые слова
дополнительное образование; вероятностный стиль мышления; учитель математики; additional education; probabilistic style of thinking; teacher of mathematics
ROLE OF THE SYSTEM OF ADDITIONAL VOCATIONAL EDUCATION IN THE DEVELOPMENT OF A NEW THINKING STYLE OF A MODERN SPECIALIST (ON THE EXAMPLE OF TRAINING A TEACHER OF MATHEMATICS)
The article raises the problem of the modernization of the methodological retraining of the teacher of mathematics in the system of additional professional education, which on the one hand, provides the improvement of the knowledge of specialists to carry out a new type of professional activity, and on the other, the development of a new style of thinking, which is necessary for modern teachers in the context of global technologization, convergence and synergy of NBIC- technologies, development of digital technologies and platforms. The program of professional retraining “Methodological training of a teacher of mathematics in general and professional education in the context of the formation of a modern style of thinking” is presented. It is focused on the fractal development of a probabilistic style of thinking of a teacher, the optimal module structure of the course is determined. The content of the program is represented by a synergy of the latest methods of teaching mathematics, modern information tools and technologies, psychological theories and patterns of learning and development. The integrating basis of the course is mathematical education that promotes interaction, mutual influence, mutual enrichment of various fields of knowledge, the unification of different methods of cognition and awareness of reality, the development of a new thinking style of a modern specialist. In order to verify the effectiveness of the proposed professional retraining program, a multidimensional qualimetric toolkit was developed, including diagnostics of the development of a probabilistic style of thinking (logical, intuitive, prognostic, reasoned-heuristic, critical and combinatorial). It has been experimentally established that the process of developing a probabilistic style of thinking is aimed at qualitative enrichment of the operations of mental activity, due to the active position of the subject. In this regard, two fundamental components of the probabilistic style of thinking are distinguished - intuitive and logical, the remaining components act as resonant responses when these structural components are activated and, thereby, expand their intuitive and abstract logical abilities.
Список литературы
-
Абдрашитов А.Ф. Развитие комбинаторного мышления у будущих учителей технологии в процессе графического образования: дис. … канд. пед. наук. Уфа, 2010
-
Аршинов В.И., Буданов В.Г. Синергетика постижения сложного // Синергетика и психология: Тексты: Выпуск 3: Когнитивные процессы / Под ред. В.И. Аршинова, И.Н. Трофимовой, В.М. Шендяпина. М.: Когито-Центр, 2004. С. 72-116
-
Атлас новых профессий / сост. П. Лукша, Е. Лукша, Д. Варламова, Д. Судаков, Д. Песков, Д. Коричин; общ. ред. Д. Варламова. М.: Агентство стратегических инициатив: МШУ «Сколково», 2015. URL: http://www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/sedec/ SKOLKOVO_SEDeC_Atlas_2.0.pdf (дата обращения: 25.07.2019)
-
Дворяткина С.Н. Развитие вероятностного стиля мышления в процессе обучения математике: теория и практика. Монография. М.: ИНФРА-М, 2013
-
Добрин А.В., Лопухин А.М. Содержательные характеристики вероятностного стиля мышления: теоретические основы исследования // Психология образования в поликультурном пространстве. 2019. № 2(46). С. 32-48
-
Елисеев О.П. Практикум по психологии личности: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2017
-
Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. Ростов н/Д.: Феникс, 2006
-
Карапетян В.С., Геворкян С.Р. Диссонанс и консонанс в сфере аргументаций // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2017. Т. 21. С. 21-27
-
Корнилова Т.В. Новый опросник толерантности - интолерантности к неопределенности // Психологический журнал. 2010. № 1(31). С. 74-86
-
Корнилова Т.В., Корнилов С.А. Интуиция, интеллект и личностные свойства (результаты апробации шкал опросника С. Эпстайна) // Психологические исследования. 2013. № 28(6). URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n28/804-corniliva28.html (дата обращения: 25.07.2019)
-
Майнцер К. Сложносистемное мышление: Материя, разум, человечество. Новый синтез. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009
-
Наглядное моделирование в обучении математике: теория и практика: Учебное пособие / Под ред. Е.И. Смирнова. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2007
-
Полякова Т. А. Формирование и развитие вероятностно-статистического мышления учащихся на уроках математики // Омский научный вестник. 2006. № 10(49). С. 167-169
-
Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. СПб.: Речь, 2003
-
Смирнов Е.И. Фундирование в профессиональной подготовке и инновационной деятельности педагога. Ярославль: Изд-во «Канцлер», 2012
-
Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000
-
Щербатых С.В. Методическая система обучения стохастике в профильных классах общеобразовательной школы: автореферат дис. … д. пед. наук. М., 2012
-
Dvoryatkina S.N., Melnikov R.A., Smirnov E.I. Technology of synergy manifestation in the research of solution’s stability of differential equations system // European Journal of Contemporary Education. 2017. Vol. 6(4). Р. 684-699
-
Dobrin A., Shcherbatykh S. The Interrelation of the Ability of Prediction and Probabilistic Thinking Style of Students // Proceedings of the 6rd International Multidisciplinary Scientific Conference on SOCIAL Sciences & Arts (SGEM-19). 2019. Vol. 6. Issue 3. P. 317-322
-
Gerasimova E.N., Dvoryatkina S.N., Korotkikh V.I., Masina O.N., Puchkov N.P., Shcherbatykh S.V., Usachev A. Pedagogical Synergy Based on the Fractal Approach: Content Selection, Training, Control (A Case Study of Mathematical Education) // EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2017. Vol. 11(13). P. 7591-7598
-
Epstein S. Demystifying Intuition: What it is, what it does, and how it does it // Psychological Inquiry. 2010. Vol. 21(4). P. 295-312
-
Johnson-Laird P.N. Mental models and probabilistic thinking // Cognition. 1994. Vol. 50. Р. 189-209
-
Kahneman D., Frederick S. A model of heuristic judgment // The Cambridge handbook of thinking and reasoning. Ed. by K.J. Holyoak, R.G. Morrison. New York: Cambridge University Press, 2005. Р. 267-293
-
Starkey L. Critical thinking skills success. New York: Learning Express, LLC, 2004