Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №3 (47) (2019)
УДК 378
DOI 10.24888/2073-8439-2019-47-3-89-97
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСНОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА
В статье рассматриваются вопросы формирования активной жизненной позиции у студентов посредством построения комплексного индивидуального образовательного маршрута. Под комплексным индивидуальным образовательным маршрутом автор понимает структурированную последовательность действий студента на определенном этапе обучения, на время которого разрабатываются преподавателями открытая для предложений студентов и работодателей основная индивидуальная модульная образовательная программа и организатором воспитательной работы мероприятия, которые обеспечивают профессионально-личностное самоопределение студента и ставят его в позицию субъекта выбора при осуществлении психолого-педагогической поддержки. Для осознанного выбора содержания учебной и внеучебной деятельности на этапе проектирования комплексного индивидуального образовательного маршрута автор выделяет следующие условия: обучение студентов целеполаганию; ознакомление студентов с примерной образовательной программой; информирование студентов о деятельности студенческих объединений. На этапе реализации комплексного индивидуального образовательного маршрута автор выделяет следующие условия: участие работодателей в образовательном процессе; составление индивидуальной модульной образовательной программы таким образом, чтобы студент смог концентрироваться на изучении каждой учебной дисциплины; использование современных образовательных технологий; объяснение критериев оценивания результатов обучения и условий успешной сдачи экзаменов и зачетов; использование разноуровневых заданий; ознакомление студентов с профессиональными стандартами; насыщение духовно-нравственной событийностью воспитательной среды. Автор соотносит уровень активной жизненной позиции с классификацией Н.А. Лабунской индивидуальных образовательных маршрутов по взаимодействию с образовательной средой. На этапе реализиции комплексного индивидуального образовательного маршрута рассмотрены некоторые аспекты формирования активной жизненной позиции у студентов. Автором сделан вывод, что построение комплексного индивидуального образовательного маршрута в системе бакалавриата позволяет сформировать ответственность у студентов за результаты своей учебной и внеучебной деятельности и сделать ее осознанной.
Ключевые слова
индивидуальный образовательный маршрут; активная жизненная позиция; учебная деятельность студентов; внеучебная деятельность студентов; individual education rout; pro-active attitude; student’s learning activity; student’s extra-curricular activities
ON THE FORMATION OF STUDENT'S PRO-ACTIVE ATTITUDE BY BUILDING INTEGRATED INDIVIDUAL EDUCATION ROUT
The article consideres issues of the formation of student’s pro-active attitude by building integrated individual education rout. Under the integrated individual educational route the author understands a structured sequence of student actions at a certain stage of training, during which teachers develop the basic individual modular educational program, open to suggestions from students and employers, and the organizer of educational work activities that ensure the student’s personal personality and position subject of choice in the implementation of psychological pedagogical support. For a conscious choice of the content of educational and extra-curricular activities at the design stage of integrated individual educational route, the author identifies the following conditions: teaching students to set goals; familiarization of students with an exemplary educational program; informing students about the activities of student associations. At the stage of the implementation of a comprehensive individual educational route, the author identifies the following conditions: the participation of employers in the educational process; drawing up an individual modular educational program in such a way that the student can concentrate on studying each academic discipline; the use of modern educational technologies; the explanation of the criteria for evaluating learning outcomes and the conditions for passing exams and tests successfully; the use of split-level tasks; acquaintance of students with professional standards; saturation of the spiritual and moral eventfulness of the educational environment. The author relates the level of pro-active attitude to the classification of N. A. Labunskaya of individual educational routes in interaction with the educational environment. At the stage of implementation of an integrated individual educational route, some aspects of the formation of an active life position among students are considered. The author concluded that building an integrated individual educational route in the undergraduate system allows students to form responsibility for the results of their educational and extracurricular activities and make it conscious.
Список литературы
-
Балашова В.Г., Евлешина Н.А. Индивидуальный образовательный маршрут как средство социального воспитания // Научное мнение. 2015. № 9. С. 21-24
-
Бизяева С.А. Формирование активной жизненной позиции методами интерактивного обучения // Среднее профессиональное образование. 2007. № 10. С. 23-24
-
Жестерев С.И. О некоторых аспектах оптимизации формирования и развития профессиональных компетенций по индивидуальным модульным учебным планам // Международный научно-исследовательский журнал. 2018. № 5(71). С. 172-174
-
Заиченко Н.В., Исхатова Г.И., Прахова М.Ю. Пути оптимизации учебного процесса в опорном региональном вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52-57. С. 369-377
-
Лабунская Н.А. Механизмы формирования и сопровождения индивидуального образовательного маршрута студента // Вестник ТОГИРРО. 2013. № 3(27). С. 31-34
-
Фролова С.В., Пепеляева С.В. Педагогические условия организации индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности студентов // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. С. 337-342