Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №3 (47) (2019)
УДК 37.014
DOI 10.24888/2073-8439-2019-47-3-105-112
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И НОРМАТИВНЫЙ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ» В КОНТЕКСТЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В статье представлены некоторые подходы к определению качества образования, имеющиеся в отечественной педагогической литературе, анализируются изменения в содержательной характеристике качества образования, связанные с трансформацией целевых установок по отношению к системе образования. Обобщение представленного в ходе анализа материала позволило выделить основные подходы, связанные с определением качества образования: с точки зрения достижения образовательных результатов обучающихся, заданных целевыми ориентирами; как многоаспектного понятия, включающего в себя достижение образовательных результатов одним из компонентов; определение качества образования как динамической характеристики образовательной деятельности. В статье подтверждается, что в настоящее время понятие «качество образования» становится все более сложным и многоаспектным. Проанализирован подход, закрепленный в нормативных документах федерального уровня. Особенное внимание уделено анализу содержательного аспекта понятия «качество образования», закрепленного в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Показано, что данное определение имеет комплексный характер и объединяет в себе вышеперечисленные подходы. В данном определении признается динамический характер качества образования. В статье раскрываются требования нормативного документа к качественному образованию как к процессу, в основе которого заложена необходимость индивидуализации образовательной деятельности, отражающая степень достижения планируемых результатов. Продемонстрировано, что данное определение предполагает активную роль обучающегося как участника образовательной деятельности, готового сформулировать свой запрос на образование. В соответствии с этим определены показатели качественного образования в контексте функционирования образовательной организации. В их числе создание условий для достижения обучающимися образовательных результатов в соответствии с их возможностями и способностями (степень достижения), создание условий, выявляющих и учитывающих потребности субъектов образовательных отношений.
Ключевые слова
качество образования; образовательные результаты; показатели качества образования; оценка качества образования; quality of education; educational results; indicators of quality of education; assessment of quality of education
PEDAGOGICAL AND NORMATIVE ASPECTS OF THE CONCEPT “QUALITY OF EDUCATION” IN THE CONTEXT OF FUNCTIONING OF EDUCATIONAL ORGANIZATION
The article presents some approaches to determining the quality of education in the domestic pedagogical literature, analyzes changes in the content characteristics of the quality of education associated with the transformation of the objectives in relation to the education system. The generalization of the material presented in the course of the analysis allowed us to identify main approaches to determining the quality of education: from the point of view of achieving educational results of students set by targets; as a multidimensional concept which includes the achievement of educational results by one of the components; the definition of quality of education as a dynamic characteristic of educational activities. The article confirms that at present the concept of “quality of education” is becoming more and more complex and multidimensional. The approach laid down in the regulatory documents of the federal level was analyzed. Special attention is paid to the analysis of the substantive aspect of the concept of “quality of education” fixed in the Federal Law “On Education in the Russian Federation”. It is proved that this definition has a complex character and combines the above approaches. This definition recognizes the dynamic nature of the quality of education. The article reveals the requirements of the regulatory document to quality education as a process based on the need for individualization of educational activities, reflecting the degree of achievement of the planned results. The article proves that this definition implies the active role of the learner as a participant in educational activities, ready to formulate his request for education. In accordance with this, indicators of quality education are defined in the context of the functioning of an educational organization. Among them are the creation of conditions for students to achieve educational results in accordance with their capabilities and abilities (degree of achievement), the creation of conditions that identify and take into account the needs of subjects of educational relations.
Список литературы
-
Бермус А.Г. Управление качеством профессионально-педагогического образования: дис. … д-ра пед. наук. Ростов н/Д., 2003
-
Беспалько В.М. Природосообразная педагогика. М.: Народное образование, 2008
-
Гутник Г.В. Концептуальная модель управления качеством образования в регионе: дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2000
-
Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании». URL: https://base.garant.ru/10164235/ (дата обращения 02.05.2019)
-
Кузнецова М.И. Современная система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников. М.: Вентана-Граф, 2014
-
Лях Ю.А. Факторы, влияющие на формирование качества образования // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 2. С. 8-16
-
Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга: учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 1999
-
Редлих С.М. К вопросу о качестве подготовки учителей. URL: http://altspu.ru/Journal/pedagog/pedagog_6/a12.html (дата обращения: 12.05.2019)
-
Типовая модель системы качества образовательного учреждения в условиях введения государственного образовательного стандарта. Авт.-сост.: Л.Г. Порошинская, Л.Е. Шубина. М.: Московский центр качества образования, 2013
-
Управление качеством образования: практикоориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М.М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2000
-
Ушаков К.М. Управление школой: кризис в период реформ. М.: Сентябрь, 2011
-
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 02.05.2019)
-
Фищенко К.С. Современные подходы к определению качества образования в различных системах оценки эффективности // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 1(52). С. 126-131
-
Чепурышкин И.П. Управление качеством образования в школе-интернате: дис… д-ра пед. наук. Ярославль, 2015
-
Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведени. М.: ВЛАДОС, 2002
-
Шишов С.Е., Кальней В.А., Гирба Е.Ю. Мониторинг качества образовательного процесса в школе. М.: ИНФРА-М, 2018