Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №3 (47) (2019)
УДК 378.046.4
DOI 10.24888/2073-8439-2019-47-3-113-120
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
В статье рассматриваются задачи формирования проектной компетентности педагогов, работающих в системе инклюзивного образования и повышающих свою квалификацию. Отмечаются теоретические подходы к рассмотрению понятия «проектная компетентность педагога». Предложена структура проектной компетентности педагога инклюзивного образования, включающая мотивационные, когнитивные и деятельностные критерии. Рассматриваются показатели основных критериев. Представлены результаты исследования проектной компетентности педагогов на основании изучения научно-педагогической литературы, опроса, экспериментальных методик. Раскрыты основные проблемы, препятствующие формированию проектной компетентности педагога в условиях инклюзивного образования и повышающих свою квалификацию: педагогические, психологические, творческие, социальные, информационно-телекоммуникационные. Педагогические проблемы включают в себя отсутствие мотивационной готовности к проектной деятельности, изучению педагогического опыта. Психологические проблемы представлены затруднениями в соотношении проектной деятельности и личностных качеств. Творческие проблемы связаны с низким уровнем развития креативности в проектной компетентности педагогов инклюзивного образования. К группе социальных проблем относятся трудности формирования проектной компетентности педагогов, связанные с микросоциумом (взаимодействие участников образовательного процесса) и трудности, связанные с макросоциумом (уровень жизни, региональные и государственные конфликты). Трудности информационно-телекоммуникационного характера представлены недостатком умений и навыков осуществления взаимодействия при помощи технических средств. Описаны этапы проектной деятельности, на которых возникают трудности у педагогов инклюзивного образования. Предложены основные пути для решения проблем в системе повышения квалификации: презентация преимуществ проектной деятельности с учетом взаимосвязей передового педагогического опыта; технологии личностно-ориентированного проектирования, развития креативности в проектной деятельности; организация специального обучения педагогов инклюзивного образования основам проектной деятельности; тьюторская консультация и поддержка.
Ключевые слова
педагог; проектная компетентность; инклюзивное образование; ограниченные возможности здоровья; инвалидность; повышение квалификации; teacher; project competence; inclusive education; disability; advanced training
PROBLEMS OF FORMATION OF PROJECT COMPETENCE OF A TEACHER OF INCLUSIVE EDUCATION IN THE SYSTEM OF ADVANCED TRAINING
The article considers tasks of the formation of project competence of teachers working in the system of inclusive education and improving their skills. Theoretical approaches to the consideration of the notion of «project competence of a teacher» are noted. The structure of the project competence of the teacher of inclusive education, including motivational, cognitive and activity criteria, is proposed. The indicators of the main criteria are considered. The results of the study of the project competence of teachers based on the study of scientific and pedagogical literature, a survey, experimental techniques are presented. The main problems that impede the formation of the project competence of a teacher in inclusive education and improving their skills are revieled: pedagogical, psychological, creative, social, information and telecommunication. Pedagogical problems include the lack of motivational readiness for project activities, the study of pedagogical experience. Psychological problems are presented by difficulties in the ratio of project activities and personal qualities. Creative problems are associated with a low level of development of creativity of the project competence of teachers of inclusive education. A group of social problems includes difficulties in the formation of project competence of teachers associated with the microsociety (interaction of participants in the educational process) and difficulties associated with the macrosociety (standard of living, regional and state conflicts). The difficulties of information and telecommunication nature are represented by the lack of skills and abilities to interact with technical means. The stages of project activities are described, at which teachers of inclusive education have difficulties. The main ways for solving problems in the system of advanced training are proposed: the presentation of benefits of project activities, taking into account interrelations of advanced pedagogical experience; technology of personality-oriented design, development of creativity in project activities; the organization of special training for teachers of inclusive education in the basics of project activities; tutorial advice and support.
Список литературы
-
Вяликова Г.С., Финикова Ю.Б. Педагогический потенциал современных образовательных технологий в формировании профессиональной компетентности будущих педагогов // Педагогическое образование и наука. 2017. № 3. С. 96-99
-
Ефанова Е.В. Роль современных педагогических технологий в формировании технологической компетентности у студентов университета // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2008. № 4-2. С. 41-45
-
Качалова Т.Г. Использование интерактивных технологий обучения при формировании социальной компетентности студентов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 2-2. С. 101-104
-
Кудрявцева Н.С. Технология формирования коммуникативной компетентности IT-специалистов в условиях внутрифирменного повышения квалификации // Роль и место информационных технологий в современной науке: сборник статей Международной научно-практической конференции (17 января 2019 г., г. Самара). В 3 ч. Ч. 2. Уфа: OMEGA SCIENCE, 2019. С. 152-158
-
Ладыгина В.И. Возможные причины проблем при формировании общекультурной компетентности учащихся // Наука сегодня: фундаментальные и прикладные исследования: материалы Международной научно-практической конференции, г. Вологда, 27 сентября 2017 г.: в 2 частях. Часть 2. Вологда: ООО «Маркер», 2017. С. 73-74
-
Реан А.А. Психология изучения личности. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999
-
Сундеева Л.А. Формирование профессиональной компетентности учителей начальных классов как психолого-педагогическая проблема // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 4(23). С. 173-177
-
Тимохина Т.В. Компетентностная готовность педагога к реализации инклюзивного образования // Инклюзивные процессы в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования: опыт, проблемы и перспективы. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2017. С. 280-286
-
Ушакова, Н.Н. Технология формирования гражданской компетентности обучающихся и воспитанников. Курган: ИРОСТ, 2012
-
Шадрина Д.Д. Проблема формирования конфликтной компетентности педагогов // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, 19-21 ноября 2013 г., г. Ярославль / под ред. проф. Ю.П. Поваренкова. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013. С. 351-352
-
Ячина Н.П. О проблемах формирования профессиональной компетентности будущего педагога // Образование и саморазвитие. 2015. № 3(45). С. 209-213