Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №4 (48) (2019)
УДК 159.91
DOI 10.24888/2073-8439-2019-48-4-7-17
ОСОБЕННОСТИ СВЯЗИ ТИПА ПРОФИЛЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СЕНСОМОТОРНОЙ АСИММЕТРИИ С УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК 7-8 ЛЕТ
Данное исследование проводилось с целью изучения особенностей связи уровня тревожности у младших школьников с типом латерального профиля. В качестве испытуемых выступали дети в возрасте 7-8 лет. Было обследовано 150 младших школьников - 86 мальчиков (средний возраст 7,27±0,45 лет) и 64 девочки (средний возраст 7,19±0,39). Определение профиля функциональной сенсомоторной асимметрии (ФСМА) проводилось с использованием набора проб, наиболее часто встречающихся в литературе и описанных В.П. Леутиным и Е.И. Николаевой. Данный набор проб позволяет оценить преимущество левой или правой стороны в сенсорной и моторной сферах ребенка и включает задания, подобранные с учетом способов манипулирования, свойственных детям 7-8 лет. В этом наборе проб применялись задания на выявление ведущей руки, ведущей ноги в моторной сфере, ведущего глаза и ведущего уха в сенсорной сфере. Для определения уровня тревожности детей был использован «Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)». Детям предъявлялись рисунки, на которых изображена некоторая типичная для жизни младшего школьника ситуация. Каждому испытуемому предлагалось выбрать соответствующее, по его мнению, лицо для каждой конкретной ситуации. Анализ результатов позволил выявить индекс тревожности ребенка (ИТ). Статистический анализ полученных данных осуществлялся при помощи программы IBM SPSS Statistics (версия 22). Было обнаружено, что для младших школьников характерен средний уровень тревожности - 71,3 %, наиболее высокие показатели уровня тревожности выявлены у испытуемых с левым типом профиля ФСМА. В ходе исследования доказано, что и в группе мальчиков, и в группе девочек уровень тревожности связан как с типом латерального профиля, так и с его сенсорными компонентами.
Ключевые слова
профиль ФСМА; латеральный профиль; тревожность; младшие школьники; FSMA profile; lateral profile; anxiety; primary schoolchildren
FEATURES OF THE RELATIONSHIP OF THE PROFILE TYPE OF FUNCTIONAL SENSORIMOTOR ASYMMETRY WITH THE LEVEL OF ANXIETY OF 7-8 YEAR OLD BOYS AND GIRLS
This research was conducted with the aim of studying features of the anxiety level of primary schoolchildren with the type of the lateral profile. The subjects were children at the age of 7-8. 150 primary schoolchildren were examined - 86 boys (average age 7,27 ± 0,45) and 64 girls (average age 7,19 ± 0,39). The determination of the profile of functional sensorimotor asymmetry (FSMA) was carried out using a set of samples most commonly found in literature and described by V.P. Leutin and E.I. Nikolaeva. This kit allows you to assess the advantage of the left or right side in the sensory and motor spheres of the child, and includes tasks selected with due regard for the methods of manipulation, peculiar to 7-8-year old children. In this sample set, tasks were used to determine the leading arm, the leading leg in the motor sphere, the leading eye, and the leading ear in the sensory sphere. To identify the level of children's anxiety the Anxiety Test (R. Tamml, M. Dorki, V. Amen) was used. Pictures, which showed a typical life situation of a junior schoolchild, were presented to children. Each subject was asked to choose the appropriate, in his opinion, person for each specific situation. An analysis of the results revealed the child's anxiety index (AI). Statistical data analysis was carried out using IBM SPSS Statistics (version 22). It was found that for primary schoolchildren an average level of anxiety was 71.3 %, the highest levels of anxiety were found in subjects with the left type of profile (FSMA). It was shown that in both groups the level of anxiety is associated both with the type of lateral profile and with its sensory components.
Список литературы
-
Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: причины, диагностика, комплексная помощь. М.: Эксмо, 2009
-
Большой психологический словарь. Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. М.: АСТ, СПб.: Прайм-Еврознак, 2009
-
Гудкова Т.В., Николаева Е.И. Особенность латеральных показателей у дошкольников с различной выраженностью речевых проблем // Психология образования в поликультурном пространстве. 2007. Т.1. № 3-4. С. 37-48
-
Диагностика эмоционально-нравственного развития. Сост. и ред. И.Б. Дерманова. СПб.: Речь, 2002
-
Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999
-
Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001
-
Леутин В.П. Адаптационная доминанта и функциональная асимметрия мозга // Вестник Российской академии медицинских наук. 1998. № 10. С. 10-13
-
Леутин В.П., Николаева Е.И. Адаптационные стратегии и специфика функциональной асимметрии мозга // Психология образования в поликультурном пространстве. 2008. Т. 2. № 3-4. С. 12-28
-
Леутин В.П., Николаева Е.И. Психофизиологические механизмы адаптации и функциональная асимметрия мозга. Новосибирск: Наука, 1988
-
Леутин В.П., Николаева Е.И. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность. СПб.: Речь, 2008
-
Меерсон Я.А. О роли левого и правого полушарий головного мозга в процессах вероятностного прогнозирования // Физиология человека. 1986. Т. 12. № 5. С. 723-731
-
Мельниченко О.Г. Исследование тревожности в связи с личностными и биохимическими особенностями // Психофизиология. Л.: ЛГПИ, 1979. С. 49-53
-
Мерлин В.С. Собрание сочинений. Том 3. Очерк теории темперамента. Пермь: ПСИ, 2007
-
Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Издат. центр «Академия», 2000
-
Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб.: Речь, 2008
-
Николаева Е.И., Борисенкова Е.Ю. Сравнение разных способов оценки профиля функциональной сенсомоторной асимметрии у дошкольников // Асимметрия. 2008. Т. 2. № 1. С. 32-39
-
Николаева Е.И., Морозова А.Н. Особенности адаптации к школьному обучению детей с разными профилями сенсомоторной асимметрии // Ученые записки СПГМУ им. акад И.П. Павлова. 2007. Т. 14. № 4. С. 44-47
-
Резник А.Д. Книга для тех, кто не любит статистику, но вынужден ею пользоваться. Непараметрическая статистика в примерах, упражнениях и рисунках. СПб.: Речь, 2008
-
Фокин В.Ф., Пономарева Н.В. Динамические характеристики функциональной межполушарной асимметрии // Функциональная межполушарная асимметрии. Хрестоматия. М.: Научный мир, 2004. С. 349-368
-
Buta M., Ciornei O., Fizeşan C., Jurje O., Visu-Petra L. Anxiety symptoms in primary school-age children: Relation with emotion understanding competences // Stress and Anxiety. Applications to Schools, Well-Being, Coping, and Internet Use. Ed. by K. Moore, P. Buchwald, S. Howard. Berlin: Logos Verlag, 2015. P. 67-76
-
Crişan C., Copaci I. The Relationship between Primary School Childrens’ Test Anxiety and Academic Performance // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 180. P. 1584-1589. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.02.311
-
Farooqi Y.N., Ghani R., Spielberger C.D. Gender differences in test anxiety and academic achievement of medical student // Psychology and Behavioral Science International Journal. 2012. Vol. 2. P. 38-43. DOI: 10.5923/j.ijpbs.20120202.06
-
Last C.G., Hansen C., Franco N. Anxious children in adulthood: A prospective study of adjustment // Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. 1997. Vol. 36(5). P. 645-652. DOI: 10.1097/00004583-199705000-00015
-
Picard D. Impact of manual preference on directionality in children’s drawings // Laterality. 2011. Vol. 16(1). P. 24-34
-
Pons F., Harris P.L. Test of Emotion Comprehension. Oxford: Oxford University Press, 2000
-
Suveg C., Morelen D., Brewer G.A., Thomassin K. The emotion dysregulation model of anxiety: A preliminary path analytic examination // Journal of anxiety disorders. 2010. Vol. 24(8). P. 924-930. DOI: 10.1016/j.janxdis.2010.06.018
-
Suveg C., Zeman J. Emotion regulation in children with anxiety disorders // Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology. 2004. Vol. 33(4). P. 750-759. DOI: 10.1207/s15374424jccp3304_10
-
Vasey M.W., MacLeod C. Information processing factors in childhood anxiety: A developmental perspective // The developmental psychopathology of anxiety. Ed. by M.W. Vasey, & M.R. Dadds. New York: Oxford University Press. 2001. P 253-277