Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №4 (48) (2019)
УДК 159.94+159.938.363.6
DOI 10.24888/2073-8439-2019-48-4-18-29
РОЛЬ СЕНСОМОТОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ И ТОРМОЗНЫХ ПРОЦЕССОВ В ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩЕЙ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА
В статье обсуждается влияние сенсомоторной интеграции и тормозных процессов на выработку у представителей различных возрастных групп здоровьеформирующей модели поведения. Сенсомоторная интеграция - характеристика психических процессов, позволяющая судить об особенностях пластических перестроек в мозге при формировании новых связей. Тормозный контроль рассматривается как психофизиологическая характеристика, отвечающая за когнитивное торможение и подавление определенного типа поведения. В качестве респондентов выступили 400 добровольных участников по 100 человек в каждой возрастной группе: младшие школьники, подростки, юноши и девушки и взрослые люди. Для реализации цели исследования были выбраны следующие методики: оценка представлений детей о здоровом и больном человеке, его внешности, внутренних переживаниях производилась посредством проективной методики «Здоровый и больной человек» (модифицированный тест А.В. Семенович «Гомункулюс», автор Т.Д. Марцинковская); выявление уровня внутренней картины здоровья (ВКЗ) у младших школьников и подростков осуществлялось с помощью экспресс-диагностики ребенка Е.И. Николаевой; определение уровня ВКЗ в юношеском возрасте и у взрослых респондентов проводилось на основе опросника «Отношение к здоровью» (автор Р.А. Березовская); для диагностики типов отношения к болезни как показателя ВКБ использовалась методика ТОБОЛ; для оценки способности респондентов распознавать упорядоченность сенсорного потока и степени выявления сформированности тóрмозного контроля применялась методика РеБОС. Полученные результаты доказывают, что у испытуемых младшего школьного и подросткового возраста сформирован эмоциональный компонент ВКЗ, тогда как когнитивный и поведенческий практически не сформированы. У респондентов юношеского возраста и взрослых людей сформирован ценностно-мотивационный компонент ВК. Это позволяет утверждать, что представители данных возрастных групп вполне осознают значимость такой ценности, как «здоровье», но выбирают неконструктивный тип отношения к болезни, что указывает на несформированность мотивационного уровня ВКБ. При этом как юноши и девушки, так и взрослые люди достаточно точно отражают сенсорные стимулы и демонстрируют высокий уровень сформированности тормозных процессов, в отличие от младших школьников и подростков. Полученные результаты позволяют говорить, что восприятие сенсорного потока может оказывать влияние на поведение представителей всех возрастных групп в ситуации потери здоровья, способствуя следованию выбранной модели поведения. Но характер влияния определяется именно моделью: если модель поведения носит здоровьесберегающий характер, то позитивное влияние очевидно, в противном случае, высокий уровень тормозного контроля лишь затрудняет перестройку в сторону здоровьесбережения и здоровьеформирования.
Ключевые слова
сенсомоторная интеграция; тормозные процессы; здоровье человека; внутренняя картина здоровья и болезни; этапы онтогенеза; sensorimotor integration; inhibitory processes; health; internal picture of health and disease; stages of ontogenesis
THE ROLE OF SENSORIMOTOR INTEGRATION AND INHIBITORY PROCESSES IN HEALTH-FORMING MODEL OF BEHAVIOR AT DIFFERENT STAGES OF ONTOGENESIS
The article discusses the effect of sensorimotor integration and inhibitory processes on the development of a health-forming model of behavior in representatives of various age groups. Sensorimotor integration is a characteristic of mental processes that allows one to judge the features of plastic rearrangements in the brain when new connections are formed. Inhibitory control is considered as a psychophysiological characteristic responsible for cognitive inhibition and suppression of a certain type of behavior. The respondents were 400 volunteers of 100 people in each age group: primary school students, adolescents, boys and girls, and adults. To achieve the goal of the study, the following methods were selected: the assessment of the perception of children about a healthy and sick person, their appearance, internal experience was performed using the projective methodology “Healthy and sick people” (modified test of A.V. Semenovich “Gomunkuslus” by T.D. Marcinkovskaya); the revelation of the level of the internal picture of health (VHC) in primary school children and adolescents was carried out using E.I. Nikolaeva’s rapid diagnosis of the child; the determination of the level of VHC in adolescence and in adult respondents was carried out on the basis of the questionnaire “Attitude to Health” (author R. A. Berezovskaya); for the diagnosis of types of attitude to the disease as an indicator of WKB, the TOBOL method was used. To assess the ability of respondents to recognize the order of sensory flow and the degree of revelation of the formation of inhibitory control, the REBOS method was used. The obtained results prove that the subjects of primary school and adolescence have a formed emotional component of the SCH, while the cognitive and behavioral ones are practically not formed. Respondents of preadult age and adults have a value-motivational component of VK. This suggests that representatives of these age groups are fully aware of the importance of such values as “health”, but they choose a non-constructive type of attitude towards the disease, which indicates the lack of formation of the motivational level of WKB. At the same time, both boys and girls and adults quite accurately reflect sensory stimuli and demonstrate a high level of development of inhibitory processes, in contrast to junior schoolchildren and adolescents. The results obtained allow us to say that the perception of sensory flow can affect the behavior of representatives of all age groups in a health loss situation, contributing to following the chosen behavior model. But the nature of the influence is determined precisely by the model: if the behavior model has a health-preserving character, then the positive effect is obvious, otherwise, a high level of inhibitory control only makes difficulties for the restructuring in the direction of health preservation and health formation.
Список литературы
-
Арзуманян О.В. Представления школьников о здоровье и болезни: психологический анализ // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. № 4. С. 98-101
-
Байгужин П.А., Кокорева Е.Г. Особенности проявления сенсомоторной интеграции в условиях модели учебной деятельности младших школьников // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15315 (дата обращения: 20.11.2019)
-
Лурия А.Р. Внутренняя картина болезней и иатрогенные заболевания. М.: Медицина, 1977
-
Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997
-
Николаева Е.И., Федорук В.И., Захарина Е.Ю. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада. СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014
-
Николаева Е.И., Яворович К.Н. Специфика качественных и скоростных характеристик сенсомоторной интеграции у юношей и девушек с разной выраженностью латеральных признаков // Вопросы психологии, 2013. № 5. С. 133-141
-
Психологическая диагностика отношения к болезни: пособие для врачей. СПб.: Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева, 2005
-
Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / Под ред. Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. М.: МПСИ, 2009
-
Шутова С.В., Муравьева И.В. Сенсомоторные реакции как характеристика функционального состояния ЦНС // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2013. Т.18. № 5-3. С. 2831-2840
-
Diamond A. Executive functions // Annual Review of Psychology. 2013. Vol. 64. P. 135-168. DOI: 10.1146/annurev-psych-113011-143750
-
Fair D.A., Dosenbach N.U.F., Church J.A., Cohen A.L., Brahmbhatt S., Miezin F.M., Schlaggar B.L. Development of distinct control networks through segregation and integration // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. 2007. Vol. 104(33). P. 13507-13512. DOI: 10.1073/pnas.0705843104
-
Hackman D.A., Gallop R., Evans G.W., Farah M.J. Socioeconomic status and executive function: Developmental trajectories and mediation // Developmental Science. 2015. Vol. 18(5). P. 686-702. DOI: 10.1111/desc.12246
-
Moriguchi Y., Hiraki K. Neural origin of cognitive shifting in young children // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. 2009. Vol. 106(14). P. 6017-6021. DOI: 10.1073/pnas.0809747106
-
Nelson T.D., Nelson J.M., Mason W.A., Tomaso C.C., Kozikowski C.B., Espyet K.A. Executive control and adolescent health: Toward a conceptual framework // Adolescent Research Review. 2019. Vol. 4(1). P. 31-43. DOI: 10.1007/s40894-018-0094-3
-
Sarsour K., Sheridan M., Jutte D., Nuru-Jeter A., Hinshaw S., Boyce W.T. Family socioeconomic status and child executive functions: The roles of language, home environment, and single parenthood // Journal of the International Neuropsychological Society. 2011. Vol. 17(1). P. 120-132. DOI: 10.1017/S1355617710001335
-
The changing nature of executive control in preschool. Ed. by K.A. Espy. Wiley-Blackwell, 2016