Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №4 (48) (2019)
УДК 159.99
DOI 10.24888/2073-8439-2019-48-4-39-46
К ВОПРОСУ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья посвящена рассмотрению проблемы эмоционального здоровья детей старшего дошкольного возраста. Актуальность проблемы обусловлена возрастающей тенденцией к ухудшению состояния физического и эмоционального здоровья современных детей. Акцент сделан на том, что количество детей, испытывающих состояние эмоционального дискомфорта, особенно увеличивается на этапе предшкольной подготовки, а с началом школьного обучения эти показатели только растут. В работе уделяется внимание анализу понятия «эмоциональное здоровье», рассматривается его взаимосвязь с проблемой психологического здоровья. Приведен анализ современных подходов к исследованию психологического здоровья. В статье рассмотрены некоторые варианты нарушения психологического здоровья дошкольников, обозначен ряд причин, предположительно их вызывающих. Авторы статьи акцентируют внимание на недостаточном количестве исследований по проблеме эмоционального здоровья детей дошкольного возраста, обосновывают связь эмоционального здоровья и эмоционального благополучия. Авторы обращают внимание на актуальность поставленных вопросов, так как для ребенка очень важна стабильность в эмоциональных реакциях, складывающиеся взаимоотношения, взаимодействия с окружающей действительностью определяют успешность адаптации в социуме. У достаточно большого количества современных детей старшего дошкольного возраста диагностируется высокий уровень тревожности, неуверенности в себе и в ближайшем окружении, неадекватная или неустойчивая самооценка, страхи, что может свидетельствовать об эмоциональном неблагополучии. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод об остро стоящей необходимости разработки критериев и показателей для определения уровня эмоционального здоровья детей старшего дошкольного возраста. В связи с тем, что дошкольный возраст и младший школьный являются сензитивными для формирования психологического здоровья, в основе которого лежит эмоциональное здоровье, возникает необходимость разработки профилактической программы, направленной на его сохранение, укрепление, создание психолого-педагогических условий для эмоционального благополучия дошкольников.
Ключевые слова
психологическое здоровье; эмоциональное здоровье; эмоциональное благополучие; дети старшего дошкольного возраста; psychological health; emotional health; emotional well-being; preschool children
TO THE QUESTION OF EMOTIONAL HEALTH OF MODERN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE
The article considers the problem of emotional health of children of senior preschool age. The importance of the problem is caused by the increasing tendency to degradation of physical and emotional health of modern children. The emphasis is on the fact that the number of children experiencing emotional discomfort especially increases at the stage of preschool education and with the beginning of school education these indicators only increase. The work analyses the concept of "emotional health", considers its relationship with the problem of psychological health. The analysis of modern approaches to the study of psychological health is presented. The article discusses some variants of the disorder of preschoolers’ psychological health, outlines some reasons causing them. The authors of the article focus on the lack of studies on the problem of emotional health of preschool children. The article substantiates the relationship between emotional health and emotional well-being. The authors pay attention to the importance of discussing troubles as a child needs stability in emotional reactions, developing relationships. Interaction with the surrounding reality determines the successful adaptation in the society. A sufficiently large number of modern children of senior preschool age are diagnosed with a high level of anxiety, self-doubt and doubt in the immediate environment, inadequate or unstable self-esteem, fears which may indicate the emotional distress. The analysis of psychological and pedagogical literature allows us to conclude that there is an urgent need to develop criteria and indicators to determine the level of emotional health of children of preschool age. Due to the fact that preschool and primary school ages are sensitive for the formation of psychological health which is based on emotional health, there is a need to develop a preventive curriculum aimed at preserving, strengthening, creating psychological and pedagogical conditions for the emotional well-being of preschool children.
Список литературы
-
Авдулова Т.П. Психология игры: современный подход: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2009
-
Александрова Н.В. Проблема психологического здоровья детей в контексте деятельности педагога-психолога дошкольной образовательной организации // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2015. № 5(88). С. 8-11
-
Александрова Н.В., Куприянова И.И., Черкунова А.В. Психологическое здоровье ребенка дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. 2016. № 9(124). С. 50-53
-
Алёшичева А.В. Интегральные факторы, обеспечивающие сохранение психического здоровья спортсмена // Здоровье. Личность. Общество: сборник научных трудов / сост. А.В. Алёшичева. Харьков: Финарт, 2014. С. 6-23
-
Воловикова М.И. Психологическое здоровье личности и её духовно-нравственное состояние // Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества: сборник статей. М.: Институт психологии РАН, 2014. С. 79-95
-
Герасимова Е.Н., Фаустова И.В. Изучение эмоционального неблагополучия современных детей дошкольного возраста // Психология образования в поликультурном пространстве. 2011. Том 2. № 14. С. 43-47
-
Герасимова Е.Н., Фаустова И.В. Преодоление эмоционального неблагополучия дошкольников как условие сохранения их психологического здоровья // Психология образования в поликультурном пространстве. 2018. № 41(1). С. 34-39
-
Горлова Н.А. Современные дошкольники: какие они // Обруч. Образование: ребенок и ученик. 2009. № 1. С. 3-6
-
Джидарьян И.А. Психологическое здоровье: проблема науки или удвоение понятий? // Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества: сборник статей. М.: Институт психологии РАН, 2014. С. 19-34
-
Ковалёва Г.А. Детство на рубеже XX-XXI веков (социологический анализ): автореф. дис. ... канд. соц. наук. СПб., 2002
-
Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст. СПб.: Издательство: Питер, 2006
-
Практическая психология образования. Под ред. И.В. Дубровиной. СПб.: Питер, 2004
-
Стожарова М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников. Ростов-н/Д.: Феникс, 2007
-
Тарабакина Л.В. Эмоциональное здоровье как предмет социально-психологического исследования // Теория и практика общественного развития. 2015. № 8. С. 250-252
-
Тарабакина Л.В. Эмоциональное здоровье школьника: теория и практика психологического сопровождения: автореф. дис. ... д. псих. наук. М., 2000
-
Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001
-
Шувалов А.В. Психологическое здоровье человека: антропологический подход // Вестник практической психологии образования. 2009. № 1(18). С. 33-38