Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №4 (48) (2019)
УДК 159.95
DOI 10.24888/2073-8439-2019-48-4-47-56
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ БИЛИНГВИЗМА
Исследование посвящено проблеме влияния билингвизма на когнитивное и коммуникативное развитие детей. В работе представлены результаты теоретико-экспериментального исследования взаимосвязи специализированного обучения как формы социальной ситуации развития и психологических закономерностей развития в младшем школьном возрасте. В основе исследования лежат: концепция «диалога культур» (Е.Н. Матюхина, А.В. Шафрикова, М. Крюгер-Потратц) и поликультурного воспитания (В.В. Макаев, З.А. Малькова, В.Ю. Хотинец, В.Ф. Габдулхаков); теория деятельностного подхода и развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Н.Ф. Талызина и др.); концепция взаимодействия языков в сознании билингва и их влияния на параметры речевой деятельности (Н.В. Барышников, А.А. Залевская, И.А. Зимняя и др.); положение о «средовых» влияниях на развитие личности (Д. Брунер, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, М. Мид, В.В. Рубцов, Ж. Пиаже и др.). Эмпирическим путем выявлены особенности речемыслительной деятельности детей младшего школьного возраста (монолингвов, владеющих родным русским языком; билингвов с естественным билингвизмом, владеющих двумя языками с раннего детства в результате языкового общения в двуязычной среде, т.е. второй язык начинает вводиться до 7 лет; и билингвов, приступивших к освоению второго языка после 8 лет). Установлено, что формирование сбалансированного билингвизма определяется спецификой социокультурных условий, в которых развивается речь детей, а двуязычных детей отличают такие когнитивные способности,как своеобразная «гибкость» мышления, быстрота, эффективность нахождения решений и нестандартный подход к обработке информации разных уровней. Монолингвы обладают большим лексическим запасом и высоким уровнем продуктивности речевой деятельности, которая определялась по четырем параметрам: скорость продвижения в новом материале, безошибочность, самостоятельность, гибкость.
Ключевые слова
когнитивное и коммуникативное развитие; речемыслительная деятельность; билингвизм; дети младшего школьного возраста; cognitive and communicative development; verbal and cognitive activity; bilingualism; children of primary school age
FEATURES OF VERBAL AND COGITATIVE DEVELOPMENT OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN IN THE CONTEXT OF BILINGUALISM
The research is considers the problem of the influence of bilingualism on the cognitive and communicative development of children. The paper presents the results of a theoretical and experimental study of the relationship of specialized education - as a form of a social situation of development, and psychological patterns of development in primary school age. The study is based on the concept of “dialogue of cultures” (E.N. Matyukhina, A.V. Shafrikova, M. Kruger-Pratratz) and multicultural education (V.V. Makayev, Z.A. Malkova, V.Yu. Hotinets , V.F. Gabdulhakov); theory of the activity approach and developmental teaching (L.S. Vygotskiy, V.V. Davydov, L.V. Zankov, N.F. Talyzina, etc.); the concept of the interaction of languages in the mind of bilinguals and their influence on the parameters of speech activity (N.V. Baryshnikov, A.A. Zalevskaya, I.A. Zimnyaya and others); the position of “environmental” influences on the development of personality (D. Bruner, L.S. Vygotsky, A.R. Luria, M. Mid, V.V. Rubtsov, J. Piaget, etc.). Empirically, the features of verbal and thinking activities of children of primary school age (monolinguals who speak Russian; bilinguals who speak two languages from early childhood as a result of language communication in a bilingual environment, that is, a second language begins to be introduced up to 4-7 years old; and bilinguals who have started learning a second language after 8 years). The study confirms that bilingual children are distinguished by cognitive abilities, such as the “flexibility” of thinking, intellectual quickness and non-standard approach to processing information of different levels. Monolinguals have a larger lexical reserve and productivity of speech activity. Multilingual early childhood education is not solely oriented towards learning, its main goal is the development of their communicative abilities, and cognitive processes.
Список литературы
-
Баянова Л.Ф., Шишова Е.О. Билингвальное образование: модель экспертизы качества билингвальной образовательной среды раннего детства // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 2. С. 37-49. DOI: 10.17759/pse.2019240204
-
Богус М.Б. Влияние билингвизма на интеллектуальное развитие личности обучаемых // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: «Педагогика и психология». 2008. № 7. С. 40-44
-
Выготский Л.С. К вопросу о многоязычии в детском возрасте // Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. Сборник статей. М.-Л.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1935. С. 53-72
-
Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999
-
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М.: Академический Проект, 2000
-
Зинченко Ю.П., Шайгерова Л.А., Долгих А.Г., Савельева О.А. Методологические проблемы исследования влияния двуязычия на когнитивные процессы и этнокультурную идентичность // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2019. № 1. С. 174-194. DOI: 10.11621/vsp.2019.01.174
-
Немов Р.С. Психология: учеб. для пед. вузов. Кн. 3. Психодиагностика: введ. в науч. психол. исследование с элементами мат. статистики. М.: Владос, 2003
-
Протасова Е. Ю., Родина Н.М. Многоязычие в детском возрасте. СПб.: Златоуст, 2005
-
Протасова Е.Ю. Психолого-педагогические и лингводидактические основы двуязычного воспитания в детском саду: автореф. дис. …д. пед. наук. М., 1996
-
Сахипова З.Г. Речевое общение в многоязычной семье. Уфа: Китап, 1998
-
Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. СПб.: Речь, 2003
-
Хамраева Е.А. Русский язык в полиэтническом пространстве российской школы: модели организации обучения // Русский язык в школе: научно-методический журнал. 2013. № 11. С. 7-14
-
Черемискина И.И. Методические указания для практических занятий по курсу «Специальный практикум по психологии». Методики диагностики свойств мышления. Владивосток: ИПК МГУ, 2007
-
Шишова Е.О. Психологические факторы формирования двуязычия как оптимальная среда условия эффективного билингвального образования дошкольников // Общее и особенное в культурах и традициях народов: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Москва: РАО, 2017. С. 389-392
-
Barac R., Bialystok E. Cognitive development of bilingual children // Language Teaching. 2011. Vol. 44(1). P. 36-54. DOI: 10.1017/S0261444810000339
-
Cummins J. Cognitive/academic language proficiency, linguistic interdependence, the optimum age question and some other matters // Working Papers on Bilingualism. 1979. Vol. 19. P. 121-129
-
Cummins J., Swain M. Bilingualism in education: Aspects of theory, research and practice. London: Longman, 1986
-
Gonzalez V. Language and cognitive development in second language learning: Educational implications for children and adults. Boston, MA: Allyn and Bacon, 1999
-
Hammers J.F., Blanc M. Bilinguality and Bilingualism. Cambridge: CUP, 1989
-
Holowka S., Brosseau-Lapré F., Petitto L.A. Semantic and conceptual knowledge underlying bilingual babies’ first signs and words // Language Learning. 2002. Vol. 52. P. 205-262
-
Lenneberg E.H. Biological foundations of language. New York: Wiley, 1967
-
Long M. Maturational constraints on language development // Studies in second language acquisition. 1990. Vol. 12(3). P. 251-285
-
Peal E., Lambert W.E. The relation of bilingualism to intelligence // Psychological Monographs: General and Applied. 1962. Vol. 27. P. 1-23
-
Pearson B.Z., Fernández M.C., Oller D.K. Lexical development in bilingual infants and toddlers: Comparison to monolingual norms // Language Learning. 1993. Vol. 43. P. 93-120
-
Porsche D.C. Die Zweisprachigkeit während des primären Spracherwerbs. Tubingen: Gunter Narr, 1983
-
Printer R., Keller R. Intelligence tests for foreign children // Journal of Educational Psychology. 1922. Vol. 13. P. 1-23
-
Saer O.J. The effect of bilingualism on intelligence // British Journal of Psychology. 1923. Vol. 14. P. 25-28
-
Skutnabb-Kangas T. Bilingualism or not: The education of minorities. Clevedon: Multilingual Matters, 1983
-
Toukomaa P., Skutnabb-Kangas T. The intensive teaching of the mother tongue to migrant children of pre-school age and children in the lower level of comprehensive school. Helsinki: The Finnish National Commission for UNESCO, 1977