Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №4 (48) (2019)
УДК 372.881.1
DOI 10.24888/2073-8439-2019-48-4-57-66
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОР В ОБУЧЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОМУ МОНОЛОГИЧЕСКОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ПРОФИЛЕЙ ПОДГОТОВКИ
В центре внимания автора статьи находится процесс обучения иноязычному монологическому высказыванию студентов неязыковых профилей подготовки в вузе, а основным предметом исследования являются опоры, задействованные в этом процессе. Актуальность темы связана с необходимостью освоения монологической речи в иноязычном образовании и наличием трудностей, сопровождающих рассматриваемый аспект речевой деятельности. Цель исследования состоит в выявлении опор, которые целесообразно использовать при обучении монологическому высказыванию, и определении факторов, влияющих на выбор той или иной опоры. Автором анализируется с педагогической точки зрения понятие опоры и дается собственное определение в контексте методики преподавания иностранных языков. Кроме того, предлагается уточненный термин «речевая опора» применительно к обучению иноязычному монологическому высказыванию. В статье приводятся трактовки понятий «монолог», «монологическая речь», «монологическое высказывание», широко употребляемые в теории и практике иноязычного образования, и обосновывается их использование как синонимов. На основе анализа методической литературы, а также теоретического осмысления и систематизации собственного педагогического опыта автор выделяет комплекс факторов, влияющих на выбор опор (уровень языковой и общей подготовки обучающихся, способ/путь обучения монологу, функционально-смысловой тип речи, уровень высказывания, вид высказывания в зависимости от наличия предварительной подготовки). При детальном рассмотрении каждого из факторов приводится описание конкретных опор и рекомендации по их применению в образовательном процессе. В ходе исследования обосновывается в целом необходимость использования опор в обучении студентов неязыковых профилей подготовки как средства, способствующего порождению речевого высказывания и оптимизирующего тем самым процесс обучения иноязычной монологической речи.
Ключевые слова
опора; речевая опора; иноязычное монологическое высказывание; монологическая речь; монолог; студенты неязыковых профилей подготовки; support; speech support; foreign monologic expression; monologic expression; monologue; students of non-linguistic specializat
THE USE OF SUPPORTS IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE MONOLOGIC EXPRESSION TO STUDENTS OF NON-LINGUISTIC SPECIALIZATIONS
The author focuses on the process of teaching foreign language monologic expression to students of non-linguistic specializations at university. The main subject of the study is the supports involved in this process. The importance of the topic is associated with the need to master monologic speech in foreign language education and the presence of difficulties that accompany the considered aspect of speech activity. The purpose of the study is to identify supports that are appropriate to be used in teaching monologic expression, and to identify factors that influence the choice of the support. The author analyzes, from a pedagogical point of view, the concept of support and gives their own definition in the context of the methodology of teaching foreign languages. In addition, a clarified term “speech support” is proposed in relation to the teaching of foreign language monologic expression. The article provides interpretations of the concepts of “monologue”, “monologic speech”, “monologic expression”, widely used in the theory and practice of foreign language education, and substantiates their use as synonyms. Based on the analysis of the methodological literature, as well as theoretical understanding and systematization of their own pedagogical experience, the author identifies a set of factors that influence the choice of supports (the level of language and general training of students, the method / way of teaching monologue, the functional-semantic type of speech, the level of expression, type of expression, depending on the availability of preliminary training). At a detailed examination of each of the factors the description of specific supports and recommendations for their use in the educational process is given. In the course of the study, the need of using supports in teaching students of non-linguistic specializations is substantiated as a means of contributing to the generation of speech expression and thereby optimizing the process of teaching foreign monologic speech.
Список литературы
-
Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2009
-
Горлова Н.А. Методика обучения иностранному языку: в 2 ч. Ч. 2: учеб. пособие для студ. учреждений высшего проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2013
-
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005
-
Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения: книга для учителя: из опыта работы. М.: Просвещение, 1988
-
Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе / Под ред. В.М. Филатова. Ростов-н/Д: Феникс, 2004
-
Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / Под ред. А.А. Миролюбова. Обнинск: Титул, 2010
-
Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. Ростов-н/Д: Феникс; М.: Глосса-Пресс, 2010
-
Пассов Е.И. Терминосистема методики, или Как мы говорим и пишем. СПб.: Златоуст, 2009
-
Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991
-
Обучение говорению на иностранном языке: учебное пособие / Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002
-
Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластёнина: в 2 ч. Ч.1. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002
-
Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.В. Дмитриева. М.: Астрель: АСТ, 2003
-
Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1990