Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №4 (48) (2019)
УДК 378
DOI 10.24888/2073-8439-2019-48-4-67-74
ПРИМЕНЕНИЕ КОНТЕКСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ИГР С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СИТУАЦИОННОЙ СТРЕЛЬБЫ С НЕОБХОДИМЫМ УРОВНЕМ ПЕРСОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА
Авторы статьи акцентируют внимание на том, что реформирование отечественного образования затронуло все направления подготовки специалистов в современном вузе, которые нацелены в настоящее время на овладение данными специалистами профессиональными компетенциями. В статье рассмотрены актуальные с точки зрения современных требований к подготовке офицеров в военном вузе вопросы применения контекстно-ориентированных игр с целью формирования навыков ситуационной стрельбы с необходимым уровнем персональной ответственности у будущих военных специалистов. Авторы раскрывают суть понятий контекстно-ориентированных игр, навыков ситуационной стрельбы и персональной ответственности личности, рассматривают персональную ответственность личности с позиций многогранности контекстов и педагогической всесторонности данного феномена. Раскрыта сущность навыков ситуационной стрельбы в образовательном процессе военного вуза с учетом применения контекстно-ориентированной игры. Уделено внимание интерактивным средствам контекстно-ориентированных игр, обеспечивающих на практике эффективность формирования навыков ситуационной стрельбы с необходимым уровнем персональной ответственности у будущих военных специалистов. Разработка всевозможных сценариев контекстно-ориентированных игр в военных вузах направлена на поиск и реализацию потенциала игры в развитии интеллекта, логики и инициативности обучающихся, а также в формировании у будущих специалистов профессиональных навыков ситуационной стрельбы с необходимым уровнем персональной ответственности. Статья может быть полезна преподавателям высшей школы, соискателям, аспирантам и адъюнктам военных вузов. Материалы статьи могут быть использованы при проведении научно-методических семинаров в учебных заведениях.
Ключевые слова
компетентностный подход; контекстно-ориентированные игры; контекстное обучение; навыки ситуационной стрельбы; персональная ответственность; ситуационная стрельба; competence-based approach; context-oriented games; contextual training; situational shooting s
APPLYING CONTEXT-BASED GAMES FOR DEVELOPING SKILLS OF SITUATIONAL SHOOTING WITH THE REQUIRED LEVEL OF PERSONAL RESPONSIBILITY OF THE CADETS OF THE MILITARY HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION
The authors of the article focus on the fact that the reform of national education has affected all areas of training at modern universities, which are currently aimed at mastering professional competencies by these specialists. The article deals with important (from the point of view of modern requirements for the training of officers at a military educational institution) issues of using context-oriented games in order to form the skills of situational shooting with the required level of personal responsibility of future military specialists. The authors reveal the essence of the concepts of context-oriented games, situational shooting skills and personal responsibility of the individual. The authors of the article consider the personal responsibility of the individual from the perspective of the diversity of contexts and pedagogical comprehensiveness of this phenomenon. The article reveals the essence of situational shooting skills in the educational process of a military educational institution, taking into account the application of context-oriented games. Attention is paid to the interactive means of context-oriented games that provide the effectiveness of the forming situational shooting skills with the required level of personal responsibility of future military specialists in practice. The development of various scenarios of context-oriented games at military universities is aimed at finding and realizing the potential of the game in developing the intelligence, logic and initiative of students, as well as developing necessary professional skills for situational shooting with the required level of personal responsibility among future specialists. The article is of use for teachers ( instructors) of higher educational institutions, applicants, postgraduate students of civil and military educational institutions. The subject matter of the article can be used at scientific and methodological seminars at educational institutions.
Список литературы
-
Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. М.: Наука, 1990
-
Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: учебное пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000
-
Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991
-
Вербицкий А.А. Деловая игра как метод активного обучения // Современная высшая школа.1982. № 3. С. 129-142
-
Вершков А.С., Кошелева Е.А., Меркулов П.А. Актуальные проблемы подготовки военных инженеров // Психология образования в поликультурном пространстве. 2016. № 36(4). С. 54-62
-
Гоноболин Ф.Н. Психология. М.: «Просвещение», 1973
-
Давыдов В.П., Рахимов О.Х.-А. Теоретические и методические основы моделирования процесса профессиональной подготовки специалиста // Инновации в образовании. 2002. № 2. С. 62-83
-
Князев А.М. История и современность активно-игрового обучения в подготовке военных кадров регулярной армии России. М.: АФПС, 2002
-
Ковалевская Е.В. Компьютерные виртуальные реальности: некоторые философские аспекты // Виртуальные реальности: Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 4. М., 1998. С. 37-43
-
Кошелева А.О., Вершков А.С. Развитие персональной ответственности будущего специалиста в условиях обучения в вузе // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика». 2008. № 3. С. 69-76
-
Муздыбаев К. Психология ответственности. Ленинград: Наука, 1983
-
Рейнвальд Н.И. Психологические проблемы изучения и формирования личности студента как будущего специалиста // Студент на пороге XXI века. М.: Изд-во УДН, 1990
-
Шадриков В. Д. Психология деятельности и способностей человека. М.: Логос, 1996