Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №4 (48) (2019)
УДК 37.011, 364.01
DOI 10.24888/2073-8439-2019-48-4-75-81
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ КАК ОСНОВАНИЕ ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА ПОМОЩИ
Статья содержит общий очерк основных положений экзистенциальной социальной работы. Социальная работа, по мнению автора, представляет интерес для философии образования в силу своей ориентации на решение педагогических по своей сути задач при оказании клиенту социально-психологической и социально-педагогической помощи. Предполагается, что проблемы адаптации экзистенциализма к практике социальной работы аналогичны проблемам построения основанной на экзистенциализме философии образования. Автор конкретизирует основные причины, не позволяющие говорить о реальном влиянии экзистенциализма на теорию и практику образования. Во-первых, использование экзистенциальной философией специфического набора понятий, описывающих человеческое существование и резко отличающихся от общепринятого словаря педагогики. Во-вторых, стремление к разработке форм обучения и воспитания, отличающихся от принятых в современном образовании. Аналогичные проблемы определяют трудности в адаптации экзистенциальной философии и основанной на ней экзистенциальной терапии к потребностям социальной работы. В статье утверждается, что практика экзистенциальной терапии предполагает своеобразный пересмотр классических представлений об образовании человека. В первую очередь автор обращает внимание на игнорирование экзистенциальной социальной работой истории проблем клиента. Педагогически это можно интерпретировать как указание на возможность отклонения любого воспитательного эффекта прошлых взаимодействий. Кроме того, экзистенциальная социальная работа отказывается от центрации на анализе или самоанализе личности клиента. Следовательно, никакой «образ» не может быть поставлен в соответствие формирующемуся человеку или принят в качестве цели образовательного взаимодействия. В целом экзистенциализм направлен не на прояснение структуры субъекта, а на последовательное отстаивание возможности рассматривать его вне пределов доступного для образования мира.
Ключевые слова
экзистенциализм; экзистенциальная терапия; экзистенциальная социальная работа; образование; социально-педагогическая и социально-психологическая помощь; existentialism; existential therapy; existential social work; education; socio-pedagogical and socio-psy
EXISTENTIALISM AS THE BASIS OF SOCIAL WORK PRACTICE AND THE PEDAGOGICAL PERSPECTIVE OF HELP
The article outlines main provisions of existential social work. Social work, according to the author, is of interest to the philosophy of education because of its orientation on solving pedagogical, in its essence, tasks when providing a client with socio-psychological and social-pedagogical help. It is assumed that the problems of adaptation of existentialism to the practice of social work are similar to the problems of the formation of the philosophy of education based on existentialism. The author specifies main reasons that do not allow one to talk about the real impact of existentialism on the theory and practice of education. Firstly, existential philosophy uses a specific set of concepts that describe human existence and which differ sharply from the generally accepted vocabulary of pedagogy. Secondly, the desire to develop forms of upbringing and teaching that are different from those accepted in modern education. Similar problems determine the difficulties in adapting existential philosophy and existential therapy, which is based on it, to the needs of social work. The article argues that the practice of existential therapy involves a kind of revision of classical ideas about human education. First of all, the author draws attention to the fact that existential social work neglects the history of customer problems. In pedagogical perspective, this can be interpreted as an indication of the possibility of rejecting any educational effect of past interactions. In addition, existential social work refuses to focus on the analysis or introspection of the client’s personality. Consequently, no “image” can be assigned to the emerging person or accepted as the goal of educational interaction. In general, existentialism is not aimed at clarifying the structure of the subject, but at the consistent defense of the possibility to consider it outside the limits of the world available to education.
Список литературы
-
Воробьев Н.Е., Новакова О.В. Педагогика экзистенциализма как одно из направлений развития педагогической мысли в Германии. Волгоград: ВГПУ, 2002
-
Огурцов А.П., Платонов В.В. Образы образования. Западная философия образования. XX век. СПб.: РХГИ, 2004
-
Bradford K. A. Existentialism and casework. New York: Exposition Press, 1969
-
Encyclopedia of Educational Philosophy and Theory. Ed. by M.A. Peters. Singapore: Springer, 2017
-
Greene M. The dialectic of freedom. New York, London: Teachers College Press, 1988
-
International Handbook of Philosophy of Education. Ed. by P. Smeyers. Singapore: Springer, 2018
-
Kelley P., Smith M. Narrative Theory and Social Work Treatment // Social work treatment. Ed. by F.J. Turner. Oxford: Oxford Universiti Press, 2017. P. 338-350
-
Krill D. Existential social work. New York: Free Press, 1978
-
Krill D.F. Existential Social Work // Social work treatment. Ed. by F.J. Turner. Oxford: Oxford Universiti Press, 2017. P. 166-190
-
Tajima H. Examination of the Philosophical Diversity of Existential Approaches in Social Work Practice // Japanese Journal of Social Welfare. 2014. Vol. 54(5). P. 23-30
-
Thompson N. Existentialism and Social Work. New York: Routledge, 2017
-
Whittaker J.K., Tracy E.M. Social treatment: An Introduction to Interpersonal Helping in Social Work Practice. New York: Aldine de Gruyter, 1989
-
Winch C., Gingell J. Philosophy of Education. The Key Concepts. New York: Routledge, 2008
-
Yalom I.D. Existential Psychotherapy. New York: BasicBooks, 1980