Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №4 (48) (2019)
УДК 372.87
DOI 10.24888/2073-8439-2019-48-4-98-104
ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО В СОДЕРЖАНИИ СОВРЕМЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются тенденции развития и совершенствования отечественного художественного образования в условиях изменений, происходящих в современном социуме. Возрождение традиций православия, обращение к истокам богатейшей национальной культуры становятся важным фактором, обусловливающим повышение интереса к изучению древнерусского искусства. В связи с этим в практику преподавания художественных дисциплин в учреждениях среднего профессионального и высшего образования вводятся специальные курсы, учебные занятия, на которых подробно рассматриваются и анализируются произведения иконописи. Древнерусская живопись - воплощение христианского мировоззрения, духовно-нравственных идеалов, непреходящих человеческих ценностей. Возникнув на основе византийского искусства, она выработала свою уникальную художественную систему. Эстетика древнерусской иконы выражает ее содержательное значение. Композиционное построение, колорит, одухотворенность образов подчеркивают их неземное величие. Иконопись дала начало промыслам лаковой миниатюры, в новых декоративных формах которых нашли применение ее традиционная технология и художественно-выразительные средства. Мастера Палеха, Холуя, Мстеры сумели трансформировать стилистические особенности и многослойность письма темперными красками в сюжеты росписи изделий с лакированной поверхностью, не требующие следования канону и допускающие свободное размещение элементов на декорируемой плоскости. Междисциплинарный подход к изучению древнерусской живописи раскрывает возможности комплексного постижения обучающимися ее философско-смыслового и символического содержания, образно-выразительного языка, содействует трансляции художественного опыта мастеров-иконописцев и традиций ремесла в современное образовательное пространство. Овладение техническими приемами лаковой миниатюры в процессе художественно-творческой деятельности способствует развитию композиционного мышления обучающихся посредством интерпретирования стилистики элементов новгородских и строгановских писем, составляющих основу традиций народных промыслов Палеха, Холуя, Мстеры. Приобретаемые в ходе междисциплинарного изучения древнерусской живописи знания и навыки необходимы будущим педагогам-художникам в дальнейшей профессиональной деятельности в сфере художественного образования и духовно-нравственного воспитания молодежи.
Ключевые слова
древнерусское искусство; иконопись; традиционная технология; художественный образ; канон; символика; Old Russian art; icon painting; traditional technology; artistic image; canon; symbolism
ANCIENT RUSSIAN ART IN THE CONTENTS OF MODERN ART EDUCATION
The article discusses the development and improvement of national art education under conditions of changes of the modern society. The revival of Orthodox traditions, the appeal to the sources of the richest national culture are becoming an important factor determining the increase in interest in the study of ancient Russian art. In this regard, in the practice of teaching art disciplines at institutions of secondary vocational and higher education, special courses and training classes are introduced, at which icon painting works are examined and analyzed in detail. Old Russian painting is the embodiment of a Christian worldview, spiritual and moral ideals, and enduring human values. Having arisen on the basis of Byzantine art, it developed its own unique art system. The aesthetics of the old Russian icon expresses its meaningful meaning. Compositional construction, color, spirituality of images emphasize their unearthly grandeur. Iconography gave rise to the crafts of varnish miniatures, in new decorative forms of which its traditional technology and artistic and expressive means found application. Masters of Palekh, Kholuy, Mstera managed to transform the stylistic features and multilayer painting with tempera paints in the subjects of painting products with varnished surfaces that do not require following the canon and allow the free placement of elements on the decorated plane. An interdisciplinary approach to the study of ancient Russian painting reveals the possibilities for students to comprehensively comprehend its philosophical and semantic and symbolic content, figurative and expressive language, and helps to translate the artistic experience of icon painters and craft traditions into the modern educational space. Mastering the techniques of lacquer miniatures in the process of artistic and creative activity contributes to the development of compositional thinking of students by interpreting the stylistics of the elements of Novgorod and Stroganov letters, which form the basis of the traditions of folk crafts Palekh, Kholuy, Mstera. The knowledge and skills acquired in the course of an interdisciplinary study of ancient Russian painting are necessary for future painters-teachers in their further professional activities in the field of art education and spiritual and moral education of youth.
Список литературы
-
Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М.: Искусство, 1978
-
Бакушинский А.В. Искусство Палеха. М.-Л.: ACADEMIA, 1934
-
Буслаев Ф.И. Общие понятия о русской иконописи. М.: Тип. Грачева и К˚, 1866
-
Безина И.А. Содержание и методы обучения живописи в среднем профессиональном образовании в области лаковой миниатюрной живописи: дис. … канд. пед. наук. СПб., 2015
-
Гусева П.В. Формирование мастерства будущих художников палехской иконописи в высшей профессиональной школе: дис. … канд. пед. наук. СПб., 2012
-
Евсеева Л., Комашко Н., Красилин М., игумен Лука (Головков), Осташенко Е., Попова О., Смиронова Э., Языкова И., Яковлева А. История иконописи. Истоки. Традиции. Современность. VI-XX века. М.: АРТ-БМБ, 2002
-
Кукенков В.И. Развитие профессионального творчества студентов средствами русской иконописи XIV-XV веков на занятиях живописи: автореф. дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 1998
-
Никитин В.А. Основы правослвной культуры. М.: Дом надежды, 2009