Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №4 (48) (2019)
УДК 378.4
DOI 10.24888/2073-8439-2019-48-4-105-113
УЧАСТИЕ В РЕЙТИНГАХ УНИВЕРСИТЕТОВ МИРА КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ФАКТОР ВЛИЯНИЯ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПОЛИТИКУ СТРАН И РАЗВИТИЕ ВУЗОВ
В данной статье обсуждается участие вузов в глобальных рейтингах университетов мира и их влияние на высшие учебные заведения по всему миру. Выдвигается предположение, что международные рейтинги влияют на университеты как в странах с развитой экономикой, так и в развивающихся. И там, и там есть понимание и неоспоримое желание улучшать свои позиции, так как это напрямую отражается на престиже вуза, что, в свою очередь, позволяет привлекать более талантливых студентов. Наиболее влиятельными глобальными рейтингами являются Академический рейтинг университетов мира (рейтинг Шанхайского университета, ARWU), впервые опубликованный в 2003 году, и QS World University Rankings, первое издание которого вышло в 2004 году. Результаты данных рейтингов привели к появлению такого понятия, как «университет мирового класса». Правительства многих стран мира (Китай, Тайвань, Малайзия, Япония, Россия) прилагают большие усилия для продвижения вузов своих стран в Топ-100 рейтингов. Попадание в число 100 лучших вузов дает право называть вуз «университетом мирового класса». В статье анализируются стратегии ответа на результаты международных рейтингов. Среди главных можно назвать следующие: выделение дополнительного финансирования избранным вузам, усиленная интернационализация студенческой среды, сотрудничество с ведущими зарубежными вузами. В России существует две стратегии: модернизация вузов и слияние нескольких университетов в один. В заключении отмечается, что глобальные рейтинги сегодня являются неотъемлемой частью высшего образования и что вузы готовы работать в рамках сложившейся методологии, несмотря на существующие недостатки.
Ключевые слова
университет мирового класса; рейтинги; международный потенциал; национальная университетская система; глобализация; world class university; rankings; international potential; national university system; globalization
PARTICIPATION IN WORLD UNIVERSITY RANKINGS AS A MAJOR FACTOR INFLUENCING THE EDUCATIONAL POLICY OF COUNTRIES AND THE DE-VELOPMENT OF UNIVERSITIES
This article discusses the participation of universities in global rankings of world universities and their impact on higher education institutions around the world. It is suggested that international rankings affect universities in both advanced economies and developing countries. There is an understanding and an undeniable desire to improve positions in rankings, as this directly affects the prestige of the university, which in turn allows them to attract more talented students. The most influential global rankings are the Academic Ranking of World Universities (Shanghai University Ranking), first published in 2003, and the QS World University Rankings, the first edition of which was published in 2004. The results of these rankings led to the emergence of the term of “World Class University”. The governments of many countries of the world (China, Taiwan, Malaysia, Japan, Russia) are making great efforts to promote the universities of their countries to the Top-100 of rankings. Being among the top 100 universities gives the right to call a university “World Class University”. The article analyzes the strategies for responding to the results of international rankings. Among the main ones are the following: the allocation of additional funding to selected universities, enhanced internationalization of the student environment, cooperation with leading foreign universities. In Russia, there are two strategies: the modernization of universities and the merger of several universities. In conclusion, it is noted that global rankings today are an integral part of higher education. And universities are ready to work within the framework of the established methodology, despite the existing shortcomings.
Список литературы
-
Балацкий Е.В. Рейтинги университетских факультетов: мировой опыт составления и использования // Капитал страны. 2012. URL: http://kapital-rus.ru/articles/article/215665/ (дата обращения: 27.10.2019)
-
Балацкий Е.В., Екимова Н.А. Идентификация университетов мирового класса // Финансовая аналитика. 2017. № 3. С. 81-89
-
Ваньхуа Ма. Глобализация и смена парадигмы в высшем образовании. Опыт Китая // Вопросы образования. 2008. № 2. С. 33-51
-
Пузатых А.Н. Веб-рейтинг лучших высших учебных заведений мира Webometrics: достоинства и недостатки (на примере анализа результатов ЕГУ им. И.А. Бунина) // Школа молодых ученых по проблемам гуманитарных наук: сборник материалов всероссийской научной конференции. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2018. С. 77-81
-
Салми Д. Создание университетов мирового класса; пер.с англ. М.: Весь Мир, 2009
-
Фурсов В.В. О возможности вхождения медицинских вузов в глобальные рейтинги // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 5. С. 138-152. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-5-138-152
-
Baker D.P., Lenhardt G. The institutional crisis of the German research university // Higher Education Policy. 2008. Vol. 21(1). P. 49-64. DOI: 10.1057/palgrave.hep.8300178
-
Byun K., Chu H., Kim M., Park I., Kim S., Jung J. English-medium teaching in Korean higher education: Policy debates and reality // Higher Education. 2011. Vol. 62(4). P. 431-449. DOI: 10.1007/s10734-010-9397-4
-
Hazelkorn E. Rankings and the battle for world-class excellence // Higher education management and Policy. 2009. Vol. 21(1). P. 1-22. DOI: 10.1787/hemp-v21-art4-en
-
Hazelkorn E., Ryan M. The Impact of University Rankings on Higher Education Policy in Europe: a Challenge to Perceived Wisdom and a Stimulus for Change // The Globalization Challenge for European Higher Education: Convergence and Diversity, Centres and Peripheries. Ed. by P. Zgaga, U. Teichler, J. Brennan. Frankfurt am Main: Peter Lang, 2013. P. 79-100
-
Kauppi N. The global ranking game: narrowing academic excellence through numerical objectification // Studies in Higher Education. 2018. Vol. 43(10). P. 1750-1762
-
Kim K.-S., Nam S. The making of a world-class university in the periphery: Seoul National University // World class worldwide: Transforming research universities in Asia and Latin America. Ed. by P.G. Altbach, J. Balán. Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 2007. P. 122-142
-
Marginson S. Dynamics of national and global competition in higher education // Higher education. 2006. Vol. 52(1). P. 1-39. DOI: 10.1007/s10734-004-7649-x
-
Mohrman K., Ma W., Baker D. The research university in transition: The emerging global model // Higher education policy. 2008. Vol. 21(1) P. 5-27. DOI: 10.1057/palgrave.hep.8300175
-
Mok K.H., Chan Y. International Benchmarking with the Best Universities: Policy and Practice in Mainland China and Taiwan // Higher Education Policy. 2008. Vol. 21(4). P. 469-486. DOI: 10.1057/hep
-
Salmi J., Saroyan A. League tables as policy instruments // Higher education management and policy. 2007. Vol. 19(2). P. 1-38. DOI: 10.1787/hemp-v19-art10-en
-
Thakur M. The Impact of Ranking Systems on Higher Education and Its Stakeholders // Journal of Institutional Research. 2007. Vol. 13(1). P. 83-96
-
Xavier C.A., Alsagoff L. Constructing “world-class” as “global:” a case study of the National University of Singapore // Educational Research for Policy and Practice. 2013. Vol. 12. P. 225-238. DOI: 10.1007/s10671-012-9139-8
-
Yonezawa A. The “Global 30” and the Consequences of Selecting ‘World-Class Universities’ in Japan // Paths to a World-Class University. Lessons from Practices and Experiences. Ed. by Nian Cai Liu, Qi Wang, Ying Cheng. Sense Publishers, 2011. P. 67-81