Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №4 (48) (2019)
УДК 373.2
DOI 10.24888/2073-8439-2019-48-4-121-132
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ РАННЕГО ДЕТСТВА В РОССИИ
Изменения в современной образовательной политике России, вызванные определенными социальными процессами, коснулись и вопросов развития, воспитания детей не только дошкольного, но и раннего возраста. Выход нормативно-правовых документов - закона «Об образовании в РФ», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования - способствует обеспечению условий разностороннего развития личности будущего гражданина с раннего возраста. Дошкольная образовательная организация сегодня создает благоприятные условия для воспитания ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, раскрытия индивидуальных способностей и склонностей, т.е. полноценного проживания периода раннего детства. Преддошкольный период, по мнению ведущих отечественных специалистов (Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина, М.Ю. Кистяковская, К.Л. Печора, Е.О. Смирнова и др.), является определяющим для полноценного физического, познавательного, речевого, эмоционального, личностного развития человека. Данный факт «обязывает» врачей, педагогов, психологов, родителей обращать особое внимание на развитие и воспитание в период раннего детства. Поиск новых подходов к образованию детей в преддошкольный период закономерно привел к историческому прошлому педагогической науки, в котором ведущие зарубежные и отечественные ученые успешно решали задачи воспитания детей от рождения до трех лет. В статье авторы в целостном виде представили историко-педагогический анализ научно-практических взглядов на процесс становления и развития педагогики раннего детства в России, обратились к исследованиям зарубежных ученых, в трудах которых прослеживаются идеи воспитания детей от рождения до трех лет: Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Фрёбеля и др. Особое внимание уделяется этапу становления и развития педагогики раннего детства как науки в России (20-30-е годы XX в.). Авторы раскрывают роль основоположника педагогики раннего детства Н.М. Щелованова и его сотрудников, соединивших лучшие идеи зарубежных и отечественных ученых в вопросах воспитания детей раннего возраста. Результаты исследования позволяют рекомендовать использование опыта прошлого для совершенствования современной системы образования детей раннего возраста.
Ключевые слова
педагогика раннего детства; ребенок раннего возраста; преддошкольное; дошкольное воспитание; ясли; early childhood pedagogy; small child; preschool; school education; nursery
THE FORMATION AND THE DEVELOPMENT OF EARLY CHILDHOOD PEDAGOGY IN RUSSIA
Changes in the modern educational policy of Russia, caused by certain social processes, concern the issues of the development, education of not only preschoolers, but also junior schoolchildren. The Law “On education in the Russian Federation”, the Federal State Educational Standard of Preschool Education contribute to providing conditions for the multifaceted development of personality of future citizens from the early age. Preschool educational organization today creates favorable conditions for the education of the child, opening up opportunities for its positive socialization, the development of individual abilities and inclinations, i.e., full-fledged living the period of early childhood. Preschool period in the opinion of leading Russian specialists (N.M. Selivanov, N.M. Aksarina, M.Y. Kistiakowsky, K.L. Pechora, E.O. Smirnova, etc.) is crucial for normal physical, cognitive, speech, emotional and personal development. This fact “obliges” doctors, teachers, psychologists, parents to pay special attention to the development and education of children in early childhood. The search for new approaches to the education of children in the preschool period naturally led to the historical past of pedagogical science, in which leading foreign and domestic scientists successfully solved the problem of bringing up children from birth to three years. In the article the author in a holistic form presented the historical and pedagogical analysis of scientific and practical views on the process of the formation and the development of early childhood pedagogy in Russia. The author refers to the research of foreign scientists, whose works trace the idea of raising children from birth to three years: J.A. Komensky, I.G. Pestalozzi, J.-J. Rousseau, F. Froebel, etc. Special attention is paid to the stage of the formation and development of early childhood pedagogy as a science in Russia (20-30-ies of XX century). The author reveals the role of the founder of pedagogy of early childhood - N. M. Shchelivanova and his team, connecting the best ideas of foreign and domestic scientists in the education of children of early age. The results of the study allow us to recommend the use of past experience to improve the modern education system of young children.
Список литературы
-
Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. М.: Просвещение, 1967
-
Бехтерев В.М. Вопросы воспитания в возрасте первого детства (в связи с постановкою его в Педологическом институте). СПб.: Типография Б.М. Вольфа, 1909
-
Бибанова Е.Г. Очерки по педагогике младенчества. Харьков: Путь просвещения, 1924
-
Водовозова Е.Н. Умственное развитие детей от первого проявления сознания до восьмилетнего возраста. СПб.: Типография А.М. Котомина, 1871
-
Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Педагогика детей раннего возраста. М.: Владос, 2007
-
Егоров С.Ф., Лыков С.В., Волобуева Л.М. Введение в историю дошкольной педагогики. М.: «Академия», 2001
-
Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека. Том 1. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2001
-
История советской дошкольной педагогики: хрестоматия / Под ред. Н.Б. Мчедлидзе, М.Н. Колмаковой, В.И. Логиновой. М.: Просвещение, 1988
-
Коменский Я.А. Великая дидактика // Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. С. 242-476
-
Марру А.-И. История воспитания в античности. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1988
-
Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. СПб.: Алетейя; Санкт-Петербургский университет МВД России; Академия права, экономики и безопасности жизнедеятельности; Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности «Университет», 2000
-
Собрание учреждений и предписаний касательно воспитания, в России, обоего пола благородного и мещанского юношества. Т. 1. СПб.: Типография Т.К. Шнора, 1789
-
Фрёбель Ф. Педагогические сочинения. Том 1. Воспитание человека. М.: Книгоиздательство К.И. Тихомирова, 1913
-
Чувашев И.В. Очерки по истории дошкольного воспитания в России. М.: ГУПИ МП РСФСР, 1955
-
Щелованов Н.М. Воспитание ребенка раннего возраста в детских учреждениях. М.: Медгиз, 1960