Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №4 (48) (2019)
УДК 378
DOI 10.24888/2073-8439-2019-48-4-133-139
ВОЕННЫЕ ФИЛЬМЫ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ КАК СРЕДСТВО МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Обучение, воспитание и развитие являются неотъемлемыми составляющими системы профессионального образования. Структурирование данных элементов в соответствии с едиными целевыми установками направлено на упорядочивание образовательного процесса, создание условий для согласованности действий субъектов системы образования. Таким образом, целеполагание есть обязательное требование к организации взаимодействия субъектов образования. Дидактика определяет предметную область учебной дисциплины прежде всего как средство развития индивида, в том числе его духовно-нравственных качеств. Однако на сегодняшний момент реализации воспитательных целей в образовательной деятельности уделяется недостаточно внимания, особенно в сфере профессионального становления специалистов, что отрицательным образом сказывается на качестве подготовки профессионалов. Актуальность заявленной проблемы определена еще и тем, что обучающийся, не имеющий четкого представления о сущности нравственных категорий и не обладающий опытом самостоятельной постановки целей в данном измерении, не способен стать субъектом системы самовоспитания. Законодательство Российской Федерации четко определяет содержание целей обучения, воспитания и развития с учетом уровней образования, предполагая при этом свободу выбора субъектами образовательного процесса технологий реализации указанных целей. Технологическое обеспечение подготовки специалистов для кинематографической отрасли представлено широким спектром методов, приемов, форм и средств обучения. Одним из продуктивных и зарекомендовавших себя образовательных средств, предполагающим, в частности, формирование адекватной духовно-нравственной позиции обучающегося, следует считать советский военный фильм. Кинопроизведения данного плана направлены на формирование у человека таких качеств, как чувство долга, патриотизм, гражданственность, гуманизм и ряд других, имеющих значимость как для самой личности, так и для общества и государства в целом. В качестве примера в статье приведены конкретные военные фильмы советской эпохи в контексте их воспитательного потенциала, реализуемого посредством содержания, идеи киноленты, а также изобразительных средств выражения мысли.
Ключевые слова
профессиональное образование; образовательные цели; компетенции; морально-нравственное воспитание личности; кинематографическое произведение; изобразительные средства кинематографа; vocational education; educational goals; competencies; moral education of a
WAR FILMS OF THE SOVIET ERA AS A MEANS OF MORAL EDUCATION
Training, education and development are integral components of the vocational education system. Structuring of these elements in accordance with the unified target settings is aimed at streamlining the educational process, creating conditions for the coordination of actions of subjects of the education system. Thus, goal-setting is a mandatory requirement for the organization of interaction of subjects of education. Didactics defines the subject area of academic discipline primarily as a means of development of the individual, including their spiritual and moral qualities. However, at the moment insufficient attention is paid to the implementation of educational goals in educational activities, especially in the field of professional development of specialists, which negatively affects the quality of training of professionals. The urgency of the stated problem is also determined by the fact that a student, who does not have a clear idea of the essence of moral categories and does not have experience in setting goals in this dimension, is not able to become a subject of a self-education system. The legislation of the Russian Federation clearly defines the content of the goals of training, upbringing and development, taking into account the levels of education, while suggesting the freedom of choice for the subjects of the educational process of technologies for implementing these goals. Technological support of the training of specialists for the cinema industry is represented by a wide range of methods, techniques, forms and teaching aids. One of the productive and proven educational tools, which, in particular, involves the formation of an adequate spiritual and moral position of the student, should be considered a Soviet military film. Films of such a plan are aimed at the formation in a person of such qualities as a sense of duty, patriotism, citizenship, humanism and a number of others that are significant both for the individual himself and for the society and the state as a whole. As an example, the article gives specific Soviet-era war films in the context of their educational potential, realized through the content, the idea of the film, as well as the visual means of expressing thought.
Список литературы
-
Гете И.В. Максимы и рефлексии // Гете И.В. Об искусстве. М.: Искусство, 1975. С. 580-594
-
Колесов В.И. Основы педагогики. СПб.: «7СТУДИЯ РИК», 2014
-
Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М.: Академия, 2009