Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Аннотации статей.
Ефимова В.Л.. СВЯЗЬ СПОСОБНОСТИ К ПЕРЦЕПЦИИ РИТМА С РАЗВИТИЕМ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ (ОБЗОР ЗАРУБЕЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ)
Статья является обзором зарубежных психофизиологических и психолого-педагогических исследований о влиянии способности к перцепции и моторному воспроизведению ритма на способность детей к обучению. Результаты ряда исследований показывают, что чувство ритма может быть предиктором развития у ребенка фонематического слуха и успешности в обучении чтению. Трудности в различении ритмических последовательностей звуков коррелируют с грамматической компетентностью, способностью к распознаванию написанных слов. Оказалось, что влияние дефицита перцепции ритма на формирование навыка чтения универсально и не зависит от языка. Связь уровня развития чувства ритма и успешности в овладении письменной речью показывают и исследования, оценивающие эффективность терапевтических занятий с использованием ритма: музыкальных, словесно-ритмических, а также тренингов на основе биологической обратной связи. Улучшение способности к оценке временных характеристик звуковых сигналов коррелирует с улучшением состояния письменной речи. Ритмическая стимуляция положительно влияет на образование новых синаптических связей в мозге детей с дислексией и речевыми нарушениями. Музыкальные тренировки способствуют функциональным изменениям в целом ряде субкортикальных структур, в частности, в нижнем четверохолмии. Изучение психофизиологических механизмов влияния ритма на развитие высших психических функций у детей является актуальной и практически значимой задачей. Есть данные о том, что музыкально-ритмический тренинг является более эффективным для детей с нарушением чтения, чем работа с текстами. Исследователи называют музыкальный тренинг основой нейропластичности, так как он приводит к изменениям на уровне поведения, функционирования и структур мозга.
The article represents a review of foreign psychophysiological, psychological and pedagogical research papers on the impact of rhythm perception on learning ability of children. Results of a number of studies show that rhythm awareness can be a predictor of phonemic awareness development, as well as of mastering reading skills in children. Difficulties in distinguishing between rhythmic sound sequences correlate with grammar competency, an ability to recognize written words. It turned out that the influence of rhythm perception deficit on the development of reading skills is universal and does not depend on a language. The link between rhythm awareness development and mastering writing skills is shown in different studies which evaluate the efficiency of therapeutic sessions using rhythm, such as musical, verbal rhythmical classes, as well as biofeedback trainings. Improvements in temporal processing correlates with improvements in writing skills. Rhythmic stimulation makes a positive impact on the development of new synaptic connections in the brain of children with dyslexia and speech disorders. Musical trainings cause functional changes in a range of subcortical structures, particularly, in inferior colliculus. Study of psychophysiological mechanisms of rhythm impact on the development of higher mental functions in children is of important and crucial concern. There are some data that music and rhythm trainings are more efficient for children than working with texts. Researchers believe that a musical training is basic for neuroplasticity, as it leads to changes in behavior, functioning and brain structures.
- -. SPECIFICS OF CULTURAL SELF-DETERMINATION OF A FOREIGN LANGUAGE TEACHER IN THE CONDITIONS OF CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION
Постановка задачи, связанная с проблемным контекстом искомой темы, определила объект, предмет и поле исследования. Содержание установки на культурное самоопределение личности учителя иностранного языка как носителя полиязыковой культуры в пространстве творческого взаимодействия исследуется в условиях дополнительного профессионального образования, находя отражение в системе тьюторских практик. Цель статьи видится в теоретическом обосновании содержательной технологичности в аспекте изучения феномена функциональной грамотности как основы эффективного культурного самоопределения педагога. Научная экспозиция. Методология и материалы исследования включают дальнейшее философское и теоретическое осмысление результатов языковой самореализации личности (устные и письменные тексты) с позиций аксиологического подхода, позволяющего увидеть возможности творческой культурной личности в повышении мотивационного критерия как намерения педагога учиться всю жизнь (рекуррентное обучение). Исследовательский контекст. В фокусе поисковой деятельности автора статьи вопросы формирования профессиональной среды, мотивирующей к самообучению и самообразованию учителя, к приобретению исследовательских умений в процессе осознания значимости проблемных зон функциональной грамотности обучающихся. Результаты исследования, касающиеся дальнейшего уточнения критериев культурного самоопределения учителя, одним из важнейших показателей которого является эмоциональная готовность к самосовершенствованию и дидактическая готовность к переносу полученных психолого-педагогических знаний, умений и навыков относительно психологического равновесия и эмоционально-положительной мотивации к учению, могут найти применение в практике формального педагогического образования. Основной перспективный посыл видится в дальнейшем определении факторов и педагогических средств повышения значимости культуросозидательной, менталообразующей и социально-воспитательной функции иноязычного образования в пространстве поликультурного мира системы рекуррентного обучения педагога, для которого функциональная грамотность личности на всех уровнях самосовершенствования может служить отправной точкой исследования.
The problem statement related to the content of cultural self-determination of a foreign language teacher as an expert on the multilingual culture in the space of creative interaction of tutor practices in the additional professional education is chosen as the object of this study. In turn, the purpose of this article is the theoretical justification of the need to focus on the development of the problem under discussion in terms of functional literacy as the basis for effective cultural self-determination of the ELT teacher. Scientific exposition covers philosophical and theoretical comprehension of the language of oral and written texts in terms of axiological approach that allow us to see the possibilities of creative cultural identity in increasing the motivational criterion, as the intention of the teacher for lifelong learning (recurrent training and learning), and determines the methodology of this research. Scientific area includes various methods - analysis, synthesis, classification of the realia of professional education. This study focuses on the formation of a positive professional space which motivated the teachers to informal self-education, to acquire research skills in the process of realizing the importance of problem issues of functional literacy of students in the system of tutorial support. The results of the study, that concern further clarification of the criteria for cultural self-determination of the teacher, one of the most important indicators of which is emotional readiness for self-improvement and didactic readiness to transfer the received psychological and pedagogical knowledge, speaking skills and abilities for saving psychological balance and emotional-positive motivation for both teaching and learning, can be applied in the practice of formal pedagogical education. The main promising message is seen in further research and determination of the factors and pedagogical means for increasing the importance of cultural-creative, mental-forming and socio-educational functions of foreign language education in the space of the multicultural world of the system of recurrent teacher training, for which the functional literacy of the individual at all levels of self-improvement becomes the starting point.
Артемова Ю.В., Дякина А.А., Осипова Н.В., Пузатых А.Н.. МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
Одной из задач современного высшего образования Липецкой области является актуализация проблемы подготовки конкурентоспособных специалистов, вызванная потребностью обеспечения региона высококвалифицированными кадрами. В связи с этим важным условием повышения показателей трудоустроенности выпускников высших учебных заведений становится уровень их профессиональной подготовки, соответствующий запросам инновационного развития отечественной экономики. В наше время, называемое информационной эпохой, каждый выпускник должен быть медиаобразованным, с тем чтобы продуктивно использовать знания медиа в профессиональной сфере, обладать в этой связи высокой степенью гражданской активности, участвуя в реализации молодежной политики. Прогнозы конъюнктуры регионального рынка свидетельствуют о том, что в ближайшем будущем востребованными в первую очередь станут IT-специалисты. Вместе с тем знания программного обеспечения профессиональной сферы, умение пользоваться базами данных, «облачными» технологиями для получения и хранения информации, практика работы с сайтами, самопрезентация в социальных сетях и т.п. - это виды деятельности, необходимые всем специалистам, в какой бы сфере материального или духовного производства они ни трудились. Процесс конвергенции, происходящий в региональных СМИ, ориентирует на первостепенное использование интернет-технологий как площадки схождения разноплановой информации. Медиаобразование, полученное в вузе, позволит адаптироваться к условиям регионального рынка труда, стимулируя человека к постоянному самосовершенствованию за счет развитой потребности в систематическом пополнении личностного багажа профессиональной и общекультурной информацией, ее критической оценки, за счет умений создавать медиапродукты, осуществлять коммуникацию на основе и с помощью медиа. Таким образом, формирование конкурентоспособной личности специалиста в образовательной среде университета должно представлять собой специально организованный процесс, направленный на развитие личностных качеств, необходимых конкурентоспособному специалисту для дальнейшей профессиональной творческой деятельности в условиях реализации региональной молодежной политики. В этой связи требуется теоретическое обоснование введения показателя медиаподготовки в систему профессиональных компетенций студентов высших учебных заведений; разработка модели медиаобразовательной деятельности вуза, внедрение которой позволит повысить конкурентоспособность выпускников, их ответственность за качество профессионализма и тем самым обновить кадровый состав Липецкой области специалистами, соответствующими по уровню профессиональной подготовки инновационно ориентированной экономике региона.
One of the tasks of modern higher education in the Lipetsk region is to highlight the issue of training competitive specialists. It is caused by the need to provide the region with highly qualified personnel. In this regard, an important condition for increasing the employment indicators of graduates of higher educational institutions is the level of their professional training that meets the requirements of the innovative development of the national economy. In our time, called the information age, each graduate must be media educated to make efficient use of media knowledge in the professional sphere, and in this regard have a high degree of civic engagement, participating in the implementation of youth policy. Forecasts of the regional market conditions indicate that in the near future, first of all, IT specialists will be in demand. At the same time, the knowledge of software of the professional sphere, the ability to use databases, cloud technologies for obtaining and storing information, working with sites, self-presentation on social networks, etc. are necessary for all specialists in a whatever sphere of material or spiritual production they work. The convergence taking place in the regional mass media focuses on the primary use of Internet technologies as a platform for converging diverse information. University media education will allow one to adapt to the conditions of the regional labor market, stimulating people to continuous self-improvement thanks to the developed need for the systematic replenishment of personal background with professional and general cultural information, its critical assessment owing to the ability to create media products, to communicate on the basis and with the help of media. Thus, the formation of a competitive personality of a specialist in the educational environment of university should be a specially organized process aimed at developing personal qualities necessary for a competitive specialist for their further professional creative activity in the context of the implementation of regional youth policy. In this regard, it is necessary to theoretically prove the introduction of the indicator of media education into the system of professional competencies of students of higher educational institutions; to develop a model of university’s media educational activities, the introduction of which will increase the competitiveness of graduates, their responsibility for the quality of their professionalism and, thereby, modernize personnel of the Lipetsk region with specialists whose professional training meets the demands of the innovation-oriented economy of the region.
Борисова Е.А.. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТРАДИЦИОННЫМ НАРОДНЫМ РЕМЕСЛАМ И ПРОМЫСЛАМ (НА ПРИМЕРЕ ЕЛЕЦКОГО КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЯ НА КОКЛЮШКАХ): ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Статья посвящена обучению народным художественным ремеслам и промыслам (на примере елецкого кружевоплетения) на основе регионального компонента. Рассмотрена история елецкого кружева начиная с 1801 г. Описана история обучения кружевоплетению в России конца XIX - середины XX века. Определены основные виды обучения: домашнее обучение, обучение в кружевных школах и интернатах, инструкторских школах и профтехучилищах. Охарактеризован процесс обучения кружевоплетению на кафедре дизайна, художественного образования и технологий ЕГУ им. И.А. Бунина. Рассмотрено понятие «арт-педагогика» в контексте обучения декоративно-прикладному искусству и, в частности, кружевоплетению. Указывается, что для овладения основами арт-технологий необходимо обеспечение разносторонних условий для творческой деятельности. Описана современная программа дисциплины «Елецкое кружевоплетение», по которой осуществляются занятия, цели и задачи дисциплины, варианты практических работ с использованием традиционных и нетрадиционных методов обучения, таких как рефлексивная ориентация занятий, стимулирование обучающихся к анализу продуктов творческой деятельности, принятие творческой индивидуальности обучающихся и ненавязывание им своего мнения, создание благоприятного микроклимата при проведении учебных занятий. Утверждается необходимость следования при организации обучения принципам арт-педагогики, среди которых: анализ продукта творческой деятельности обучающихся и их личностных переживаний; создание благоприятного психологического климата в учебной группе; эмоциональная гибкость преподавателя; поддержка любых творческих идей; развитие чувства внутреннего контроля при реализации собственных проектов у обучающихся.
The article considers teaching folk crafts and trade (on the example of Yelets lace-making) based on the regional component. The history of Yelets lace, starting from 1801, is studied. The history of lace-making trainging in Russia at the end of the 19th - middle of the 20th century is described. The main types of training are defined: home training, training in lace schools and boarding schools, instructor schools and vocational schools. Lace-making learning at the department of design, art education and technology of Bunin Yelets State University is described. The concept of “art pedagogy” is considered in the context of teaching decorative and applied art and, in particular, lace-making. It is indicated that to master the basics of art technology, it is necessary to provide diverse conditions for creative activity. A modern subject program “Yelets lace-making” is described which defines goals and objectives of the subject, and according to which teachers conduct classes. Workshops with the use of traditional and non-traditional teaching methods are described, such as reflexive orientation of classes, stimulating students to analyze products of creative activity, acceptance of the creative individuality of students and not imposing personal opinions on them, creating a favorable microclimate during training sessions. The necessity of following the principles of art pedagogy when organizing training is affirmed, among which are: analysis of the product of the creative activity of students and their personal experiences; creating a favorable psychological climate in the study group; emotional flexibility of the teacher; support for any creative ideas; development of a sense of internal control in students in the implementation of their projects.
Волненко Е.О., Писаренко М.С.. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ НЕФТЕГАЗОВОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
В данной статье рассматриваются особенности подготовки китайских студентов нефтегазового профиля по русскому как иностранному в российских вузах. В ходе исследования проводится анализ этнокультурных, психологических, языковых характеристик китайцев в сравнении с обучающимися из других регионов мира. Авторы отмечают ряд проблем, с которыми сталкиваются студенты во время обучения в России. Среди них выделяются следующие: сложности в адаптации к образовательному процессу и в студенческой среде; колоссальные различия между русским и китайским языком, в частности, в системах словосложения и аффиксации; неготовность к коммуникативной методике обучения и возникновение в связи с этим психологических барьеров. В своей работе авторы проводят анализ теоретической литературы и практических исследований российских ученых, используют метод сравнения и описания специфических особенностей при обучении китайских студентов. Актуальность данного исследования заключается в том, что в связи с интенсификацией российско-китайского сотрудничества в нефтегазовом секторе в Китае увеличивается спрос на квалифицированных специалистов в этой отрасли со знанием русского языка, и, соответственно, наблюдается рост числа китайских студентов, желающих получить образование в России. Таким образом, возрастает необходимость совершенствования и оптимизации учебного процесса с учетом особенностей данной категории иностранных студентов. Преподавателям, работающим с китайской аудиторией, авторы определяют основные задачи, направленные на формирование и развитие у студентов коммуникативной компетенции. В ходе исследования авторы статьи приходят к выводу, что для реализации данной задачи требуется проведение особого отбора текстов предметной специальности при разработке учебного материала с учетом рассмотренной специфики китайского контингента. Такой подход позволит добиться качественного повышения уровня формирования необходимых грамматических, коммуникативных навыков и умений оперативно обрабатывать информацию нефтегазовой специализации.
This article discusses peculiarities of teaching Russian as a foreign language to Chinese students majoring in gas and oil who study at Russian universities. The study presents an analysis of the ethnocultural, psychological and language characteristics of Chinese students in comparison with students from other world regions. The authors note a number of problems that students encounter while studying in Russia. There are difficulties in adapting to the educational process and to the students’ environment; great difference between Russian and Chinese, especially in the system of word-formation and affixation; lack of readiness for a communicative teaching methodology, and in this regard the emergence of psychological barriers. In the paper, the authors analyze theoretical literature and practical research of Russian scientists using methods of comparison and description of specific features when teaching Chinese students. The relevance of this study is that the intensification of Russian-Chinese cooperation in the oil and gas sector is increasing in China the demand for qualified specialists in this industry who know the Russian language, and, accordingly, the number of Chinese students wishing to study in Russia is becoming higher. Thus, the need for improving and optimizing the educational process, taking into account the characteristics of these foreign students, is growing. For the teacher working with Chinese citizens, the authors determine main tasks aimed at the formation and development of students' communicative competence. In the course of the research, the authors conclude that to implement this task, it is necessary do to a particular selection of professional texts when preparing teaching materials, taking into account the considered specifics of Chinese students. This approach will allow us to achieve a qualitative increase in the level of grammar, communicative skills and abilities to faster process information of gas and oil specialty.
Карева Н.В.. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Статья посвящена одной из актуальных в настоящее время проблем компетентностного подхода в системе высшего образования. Автор рассматриваeт сущность компетентностного подхода в языковом образовании и образовательном процессе высшей школы в целом. Именно через реализацию компетентностного подхода, по его мнению, обеспечивается формирование и дальнейшее развитие основных личностных компетенций. В статье представлен анализ понятия «компетенция» с разных позиций. С одной стороны, компетенция, выступает в виде конкретного объема знаний, умений, способов действия, необходимых личности для успешной реализации поставленных целей. С другой - как образовательная подготовка обучающегося, подразумевающая усвоение не отдельных, а системных знаний из различных учебных дисциплин. Большое внимание уделяется описанию коммуникативных, учебно-познавательных, системных и информационных компетенций. Владение различными видами компетенций является, с точки зрения автора, необходимым условием для выполнения профессиональных задач, реализуемых в различных жизненных сферах: интеллектуальной, духовной, информационной. В статье подробно описывается разнообразный структурный состав компетентностей, позволивший выделить их функциональный состав, направленный как на самостоятельную учебно-познавательную деятельность обучающегося, так и на развитие творческого потенциала субъекта деятельности, обеспечивающего самоактуализацию и самореализацию личности в будущей профессиональной сфере. С появлением стандартов третьего поколения в рамках компетентностного подхода происходят изменения в определении целей образования, его содержания, способа организации самого вузовского образовательного процесса и оценки его результатов. Автором выявлены различные способы реализации образовательной программы в высшей школе по иностранному языку, новые требования, предъявляемые к уровню подготовки преподавателя по данной дисциплине. Подчеркивается заметное усиление смещения акцентов в сторону педагогического управления учебной деятельностью обучающихся с целью воспитания уверенных в себе личностей, обладающих достаточными профессиональными компетенциями, необходимыми для практической деятельности и реализации своих потенциальных возможностей.
The article deals with one of the urgent problems of the competency-based approach in the system of higher education. The author considers the essence of the competence approach in linguistic education and the educational process of higher education as a whole. It is the competence approach that ensures the formation and further development of basic personal competencies. The article analyses the concept of “Competence” from different points of view. On the one hand, competence is a specific amount of knowledge, skills, and methods of action necessary for a successful achievement of purposes. On the other hand, it is a student’s educational training, which implies the acquisition of systemic knowledge from different subjects rather than specific knowledge. Much attention is paid to the description of communicative, educational cognitive, system and information competencies. In the author's opinion, mastery of competences is essential for performing professional tasks realized in the intellectual, spiritual and information spheres of life. The article describes in detail various kinds of competences that allowed us to define their functional structure, aimed at both independent student’s learning and cognitive activity and developing creative abilities of people, promoting individual self-realization and self-actualization in the future professional field. With the advent of the third generation standards in the framework of the competence approach there were changes in the definition of the education goals, its content, methods of the organization of higher educational process and evaluation of its results. The author reveals various ways of implementing a foreign language educational program at a higher school, new requirements to the teacher training level in this subject. The author emphasizes a great interest to teachers’ control of students’ educational activities in order to educate self-confident individuals with sufficient professional competencies necessary for practical activities and the realization of their abilities.
Карташова В.Н.. ОБУЧЕНИЕ В НЕМЕЦКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ: ПРОБЛЕМА МНОГОЯЗЫЧИЯ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
В статье освещается вопрос выбора языка, на котором ведется образовательный процесс в немецких университетах в условиях многоязычия. Тема публикации актуализируется значимостью многоязычия как следствия глобализации и распространения информационно-коммуникационных технологий. Автор статьи описывает виды многоязычия, приводит примеры социального, индивидуального, территориального и институционального многоязычия. Отмечается, что многоязычие и поликультурность являются характерными особенностями современного государства ФРГ. Миграция выступает в качестве основного фактора появления в стране различных форм многоязычия. Многоязычие рассматривается как ведущая тенденция современной образовательной политики Германии. В статье акцентируется внимание на значимости в школах Германии лингвистического образования, направленного на освоение нескольких языков. Отмечается, что Германия участвует в так называемом «соревновании за лучшие умы», проводит активную политику по привлечению иностранцев для обучения в местных образовательных учреждениях. ФРГ занимает четвертое место в мире как самая популярная страна для обучения иностранных студентов. В настоящее время в немецких университетах и колледжах обучаются более 300000 иностранных студентов, т.е. примерно каждый десятый студент приезжает в Германию из-за границы. Большинство обучающихся изучает инженерные специальности, но популярны также юридические, экономические и социальные науки. Новейшая тенденция немецкого высшего образования - открытие множества англоязычных бакалаврских и магистерских образовательных программ для иностранных студентов. Перечисляются преимущества англоязычного обучения (шанс освоить профессию, получить образование, сделать карьеру ) , освещаются негативные стороны данного явления. Подчеркивается, что немецкие вузы, наряду с ростом образовательных программ на английском языке, осознают необходимость сохранения немецкого языка в качестве основного образовательного. В ряде немецких университетов реализуется принцип Internationalisation at home, (многоязычие - для немцев, проживающих дома). В заключительной части статьи освещается опыт отдельных университетов по интеграции иностранных студентов в жизнь кампуса и страны в целом (международная студенческая неделя ISWI, «ориентационная неделя», программа Buddy и т.п.).
The article highlights the issue of the choice of the language of instruction at German universities in the context of multilingualism, which is a characteristic feature of modernity. The topic of the paper is important as multilingualism is a consequence of globalization and the spread of information and communication technologies. The author of the article describes the types of multilingualism, gives examples of social, individual, territorial and institutional multilingualism. Multilingualism is understood as the leading trend in modern educational policy in Germany. German society is multicultural, the “engine” for various forms of multilingualism in the country is migration. The article focuses on the importance of linguistic education in German schools aimed at mastering several languages. It is noted that Germany ranks fourth in the world as the most popular country for teaching foreign students. Currently, more than 300,000 foreign students study at German universities and colleges, i.e., approximately one in ten students in Germany comes from abroad. Most students study engineering specialties, but legal, economic, and social sciences are also popular. The latest trend in German higher education is the opening of many English-language bachelor's and master's educational programs for international students. The advantages of English-language training are listed, the negative aspects of this phenomenon are highlighted. It is emphasized that German universities, along with the growth of educational programs in English, are aware of the need to preserve the German language as an educational one. In a number of German universities, along with the recognition of English as the leading educational language, the principle of Internationalization at home, (multilingualism for Germans living at home) is implemented. The final part of the article highlights the experience of individual universities in integrating foreign students into the life of the campus and the country as a whole (ISWI International Student Week, Orientation Week, Buddy Program, etc.).
Коноваленко Е.П.. РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МЧС РОССИИ С ЦЕННОСТНЫМ ОТНОШЕНИЕМ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ
Статья посвящена проблеме формирования ценностного отношения курсантов образовательных учреждений МЧС России к будущей профессии, дается определение понятия «ценностное отношение» и описывается его структура, которую составляют мотивационно-личностный, когнитивный, эмоциональный, коммуникативный, деятельностный компоненты. Мотивационно-личностный компонент включает познавательный интерес, осознание мотивов ценностного отношения, личностный потенциал в процессе формирования ценностного отношения, осознание специалистом ценности, миссии деятельности МЧС России в современном российском обществе, волевые качества специалиста в области пожарной безопасности, умения проявлять профессионально-значимые личностные качества в чрезвычайной ситуации, понимание значимости службы сотрудника ГПС МЧС России, высокое самосознание, гражданственность, нравственность, умение оценивать свое поведение в различных профессиональных ситуациях. Когнитивный компонент в структуре ценностного отношения к профессии сотрудника ГПС МЧС России характеризуется пониманием сущности ценностного отношения к профессии, стремлением к полноте, осознанности и прочности знаний в области профессиональных дисциплин, эрудированностью, способностью к творческому мышлению. Эмоциональный компонент включает активационные эмоции, эмоциональную устойчивость, проявление инициативы, творческие способности, умения саморегуляции эмоционального состояния. Коммуникативный компонент характеризуется проявлением коммуникабельности, умением организовать межличностное взаимодействие, речевой культурой. Деятельностный компонент определяется проявлением активности во всех ситуациях профессиональной деятельности, владением практическими умениями и навыками, самостоятельностью, инициативностью в экстремальной ситуации, гибкостью поведения в профессиональных ситуациях. В статье раскрывается содержание различных инновационных форм подготовки курсантов, применяемых на аудиторных и внеаудиторных занятиях, способствующих сформированности ценностного отношения к будущей профессии. К таким формам отнесены творческие конкурсы, дискуссии, «мозговой штурм», кейс-метод, олимпиады, викторины, видеоконференции, деловые игры. Данные формы входят в содержание авторской программы «Информационно-методическое обеспечение надзорной деятельности МЧС России». В процессе формирования ценностного отношения курсантов к будущей профессии мы опирались на следующие принципы: системности знаний, личностной ориентированности, креативности, коллективного взаимодействия, эмоциональной устойчивости, интегративности, коммуникативности, моделирования, ситуативности, рефлексии. Нами учитывались общедидактические принципы научности, системности, наглядности, доступности, связи теории с практикой. Инновационные формы работы позволили обучающимся акцентировать внимание на ценности выбранной профессии, а профессорско-преподавательскому составу научно и системно сформировать знания обучающихся об особенностях будущей профессии. Осуществление взаимосвязи аудиторных и внеаудиторных форм работы по схожей тематике способствовало проявлению у курсантов коммуникативных умений и творческих способностей.
The article considers the problem of the formation of the value attitude of cadets of educational institutions of the Ministry of Emergencies of Russia to the future profession. The definition of the concept of “value attitude” is given and its structure is described, which is composed of motivational-personal, cognitive, emotional, communicative, and active components. The motivational-personal component includes cognitive interest, awareness of the motives of value attitude, personal potential in the process of forming value attitude, specialist’s awareness of value, the mission of the Emercom of Russia, strong-willed qualities of a fire safety specialist, the ability to show professionally significant personal qualities in an emergency situation, understanding of the importance of the service of the employee of the State Fire Service of the Emercom of Russia, high self-awareness, citizenship, moral ability to evaluate one’s behavior in various professional situations. The cognitive component in the structure of the value attitude to the profession of an employee of the State Fire Service of the Emercom of Russia is characterized by the understanding of the essence of the value attitude to the profession, a desire for completeness, awareness and strength of knowledge in the field of professional subjects, erudition, and the ability to think creatively. The emotional component includes activation emotions, emotional stability, manifestation of initiative, creative abilities, skills of self-regulation of emotional state. The communicative component is characterized by the manifestation of interpersonal skills, the ability to organize interpersonal interaction, and speech culture. The activity component is determined by the manifestation of activity in all situations of professional activity, possession of practical skills, independence, initiative in an extreme situation, flexibility of behavior in professional situations. The article reveals the content of various innovative forms of training students used in a classroom and extracurricular activities, contributing to the formation of the value attitude of students to their future profession. Such forms include creative contests, discussions, brainstorming, case method, olympiads, quizzes, video conferences, business games. These forms are included in the content of the author’s program “Information and methodological support of the supervisory activities of the Ministry of Emergencies of Russia”. In the process of forming the value attitude of cadets to their future profession, we relied on the following principles: systematic knowledge, personal orientation, creativity, collective interaction, emotional stability, integrativity, communication skills, modeling, situationality, reflection. We took into account general didactic principles of science, consistency, visibility, accessibility, the connection of theory with practice. Innovative forms of working with students focused on the values of the chosen profession and allowed the faculty to scientifically and systemically build students' knowledge about the features of the future profession. The interconnection of classroom and extracurricular forms of work on similar topics with students allowed students to show communicative skills and creative abilities.
Лукина А.К.. КУЛЬТУРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ И УЧЕБНАЯ УСПЕШНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ
Статья посвящена анализу межкультурных различий и их влиянию на особенности образования детей, принадлежащих к различным социально-культурным группам. Автор исследует проблему влияния различных социокультурных характеристик детей и их семей на учебную успешность школьников. Показано, что в зависимости от организации образовательного процесса, образование может служить либо интеграции, либо углублению дифференциации общества. В исследовании использовались методы контент-анализа образовательных программ и учебников, сравнительный анализ успеваемости учащихся младших классов из семей с различным культурным капиталом, социологический опрос участников образовательного процесса многонациональных школ г. Красноярска. На материалах социологических исследований показана роль различных факторов (социально-экономических, этнических, территориальных, гендерных) на особенности ценностных ориентаций, поведение, деятельность и учебную успешность детей. Выявлено, что уже в начальной школе разница в успеваемости детей из семей, где родители имеют высшее образование, и семей, где у родителей нет среднего образования, является весьма существенной. К старшей школе эти различия усиливаются. Столь же существенно влияние этнических различий на систему ценностей и жизненные планы подростков. Выяснилось, что у русских подростков, по сравнению с представителями других этнических групп, самые низкие показатели позитивной этнической идентичности. Показана роль образования в обеспечении продуктивного разнообразия общества. Условиями социально-культурной интеграции являются сознательное проектирование поликультурного демократического уклада школьной жизни и специальная подготовка учителей.
The article analyses cultural differences and their impact on particular education of children belonging to different socio-cultural groups. The basis of identity includes common culture with common values, history, myths, and life standards. The author studies the impact of different sociocultural characteristics of children and their families on the academic success of schoolchildren. It is shown that depending on the organization of the educational process, education can serve either integration or deepening the differentiation of society. The study used methods of content analysis of educational programs and textbooks, comparative analysis of the performance of elementary school students from families with different cultural background, sociological survey of participants of educational process of Krasnoyarsk Multinational Schools. The materials of sociological research show the effect of various factors (socio-economic, ethnic, territorial, gender) on the features of value orientations, behaviour, children's activities and academic success. It has been revealed that already at primary school the difference in the performance of children from families where parents have a higher level of education, and families where parents do not have secondary education, is very significant. By high school, these differences are amplified. Equally significant are the impact of ethnic differences on the value system and the life plans of adolescents. It turned out that Russian teenagers, compared to representatives of other ethnic groups, have the lowest rates of positive ethnic identity. The role of education in ensuring the productive diversity of society is shown. The condition of socio-cultural integration is the conscious design of the multicultural democratic way of school life and the special training of teachers
Сафронова Т.М., Черноусова Н.В., Сафронова М.И.. ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ: ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОЛИМПИАДА-КОНКУРС»
В статье обоснована актуальность проблемы повышения финансовой грамотности личности. Качество жизни человека определяется его финансовым поведением, зависящим от уровня его финансовой грамотности. В этой связи повышение финансовой грамотности населения страны становится приоритетным направлением государственной политики, а приоритетной целевой аудиторией определяется молодежь. Перед школой ставится задача обеспечения доступного качественного образования, ориентированного на подготовку развитой личности учащегося, способного к успешной жизнедеятельности и эффективному саморазвитию в условиях динамичных флуктуаций современного общества. Финансовое просвещение, являясь составной частью социализации школьников, решает задачи развития коммуникабельности, умения работать сообща в различных социальных группах. Глубина и многофакторность проблемы повышения уровня финансовой грамотности личности, современные тенденции в развитии образовательной сферы и усиление процессов интеграции и взаимопроникновения наук позволили нам предложить исследование, ориентированное на решение следующей задачи: каковы практические механизмы (методы, средства и формы) формирования финансовой грамотности и финансовой дееспособности школьников. В рамках исследования авторами было проведено анкетирование, содержащее такие категории вопросов, как «Человек и финансы», «Финансы и математика». В анкетировании приняли участие обучающиеся 9 - 11 классов школ г. Ельца и Липецкой области, Центра среднего профессионального образования ЕГУ им. И.А. Бунина. В статье приводятся результаты проведенного мероприятия и соответствующие выводы. В качестве одного из механизмов создания мотивации на повышение финансовой грамотности и финансовой дееспособности обучающихся авторами статьи был разработан и реализован экономико-математический образовательный проект Олимпиада-конкурс «Математика+», описанный в данной статье. Дана характеристика олимпиадного задания, в качестве примера приведены фабулы конкретных задач. Авторами представлены решения учащимися некоторых математических задач, при этом выявлены «проблемные зоны», даны необходимые методические комментарии, сделаны выводы.
The article substantiates the relevance of the problem of increasing the financial literacy of an individual. A person’s quality of life is determined by his financial behavior, depending on the level of his financial literacy. In this regard, increasing the financial literacy of the country's population is becoming a priority of public policy, and youth is being identified as the priority target audience. The school is tasked with providing affordable quality education, focused on preparing a developed personality of the student, capable of successful life and effective self-development in the context of the dynamic fluctuations of modern society. Financial education, being an integral part of the socialization of schoolchildren, solves the problems of developing sociability, the ability to work together in various social groups. The depth and multifactorial nature of the problem of increasing the level of financial literacy of an individual, current trends in the development of the educational sphere and the strengthening of the processes of integration and interpenetration of sciences have allowed us to offer a study focused on solving the following problem: what are the practical mechanisms (methods, means and forms) of the formation of financial literacy and financial capability of schoolchildren. As part of the study, the authors conducted a survey containing such categories of questions as “Man and Finance”, “Finance and Mathematics”. The questionnaire was attended by students in grades 9-11 of schools in the city of Yelets and the Lipetsk Region, the Center for Secondary Professional Education of Bunin Yelets State University. In the article, the authors present the results of the event and the relevant conclusions. As one of the mechanisms for creating students' motivation to increase financial literacy and financial capability of students, the authors of the article developed and implemented an economic and mathematical educational project Olympiad-contest "Mathematics +" described in this article. The characteristic of the olympiad task is given, the plot of specific tasks is given as an example. The authors show the solutions to some mathematical problems by students, while identifying “problem areas”, the necessary methodological comments are given, conclusions are drawn.
Сидорова М.В.. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ: ВИРТУАЛЬНАЯ СРЕДА ОБЩЕНИЯ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА КАК УХОД ОТ РЕАЛЬНОГО МИРА
В статье раскрывается актуальность использования виртуальной среды в информационном мире. Обращено внимание на то, что виртуальная среда обладает специфическим языком и нормами общения. Раскрыта специфика социальной атмосферы общения в виртуальной среде. Анализируются причины, по которым молодежь отдает предпочтение виртуальному общению в сетях. Выделены проблемы, возникающие у личности при виртуальном общении. Виртуальное общение привлекает доступностью и легкостью установления контактов, причем не только в режиме чата, но и в возможности обмена фото-, аудио- и видеоинформацией в неограниченном объеме, ввиду чего пользователи становятся от него зависимыми. Уделено внимание виртуализации, оказывающей на подростков и молодежь разъединяющий эффект. Раскрыты положительные стороны виртуального общения: расширение границ и аудитории общения, приобретение навыков партнерства, владение иностранным языком. Виртуальная коммуникация влияет на формирование культурной среды человека и ознакомление с множеством других культур. Она сегодня заместила реальное общение молодежи, понизила ценность общения. Это обосновано тем, что виртуализация в современном обществе приобрела небывалые масштабы. Всемирная сеть Интернет, являясь одной из прогрессивных технологий, обслуживает все общественные институты и поддерживает круглосуточное общение миллионов пользователей, обладает особой притягательностью в умах самого динамичного слоя общества - молодежи. Следует учитывать, что виртуальное пространство используется молодыми людьми не только для общения (диалога, переписки), сюда переносятся также определенные виды деятельности: работа с информационным потенциалом и получение информационных услуг, а также индивидуальная и совместная деятельность. Следовательно, изучая негативное влияние виртуальной среды на проблемы общения молодежи, преподаватели вузов должны найти пути педагогического влияния и создания условий для понимания юношеством значимости информационных технологий в современном обществе, эффективного профессионального диалога, формирования ценностей цифрового общества.
The article reveals the relevance of the virtual environment in the information world. Attention is drawn to the fact that the virtual environment has a specific language and norms of communication. The specificity of the social atmosphere of communication in the virtual environment is revealed. The reasons why young people prefer virtual communication in networks are analyzed. The problems arising in a personality during virtual communication are studied. Virtual communication attracts by availability and ease of establishing contacts, not only in a chat mode, but also the ability to exchange photos, audio and video information in an unlimited amount, so that users become dependent on it. Attention is paid to virtualization, which has a disconnecting effect on adolescents and young people. The positive aspects of virtual communication are revealed: expansion of borders and audience of communication, acquisition of skills of partnership, knowing a foreign language. Virtual communication influences the formation of a person's cultural environment and familiarization with many other cultures. The virtual environment of communication today replaced the real communication among young people, lowered the value of communication. This is justified by the fact that virtualization in modern society has acquired an unprecedented scale. The World Wide Web, being one of the progressive technologies, serves all public institutions and supports round-the-clock communication of millions of users, has a special appeal in the minds of the most dynamic layer of society - youth. It should be born in mind that the virtual space is used by young people not only for communication (dialogue, correspondence), but also certain activities are transferred here - working with information potential and obtaining information services, as well as individual and joint activities. Therefore, studying the negative impact of the virtual environment on the problems of youth communication, University teachers should find ways of pedagogical influence and create conditions for young people to understand the importance of information technologies in modern society, effective professional dialogue, the formation of values of digital society.
Герасимова Е.Н., Сушкова И.В., Будякова Т.П.. ДЕТСТВО В РАКУРСЕ РАЗНЫХ НАУК
18 октября 2019 года при поддержке РФФИ в Елецком государственном университете им. И.А. Бунина состоялась Всероссийская научная конференция с международным участием «Образование детей дошкольного и младшего школьного возраста: диалог наук о детстве». Конференция была посвящена 100-летию Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина и 40-летию кафедры дошкольного и специального образования ЕГУ им. И.А. Бунина. В конференции приняли участие ведущие российские ученые в области дошкольного и начального образования, представители смежных наук, а также молодые ученые и практические работники образовательной сферы. Научный статус конференции обеспечивали и представители РАО. Регионы России были представлены, в частности, участниками из Москвы и Московской области, Белгорода, Борисоглебска, Воронежа, Ельца, Ефремова, Липецка, Нижнего Тагила, Перми, Пятигорска, Санкт-Петербурга, Рязани, Саратова, Ставрополя, Старого Оскола, Тулы и др. Зарубежная наука была отражена в докладах ученых из Белоруссии и Украины. В ходе конференции работало одиннадцать секций. На пленарном заседании были заслушаны доклады, отражающие фундаментальные проблемы дошкольного и начального образования: о становлении научных школ в области дошкольной педагогики и детской психологии в ЕГУ им. И.А. Бунина; о философском контексте исследований отношений ребенка и взрослого; о современных проблемах формирования нравственного сознания дошкольников; о символических средствах развития ценностных ориентаций дошкольника.
On October 18, 2019 Bunin Yelets State University with the support of the Russian Foundation for Basic Research hosted All-Russian Scientific Conference with international participation “Education of preschool and primary school children: a dialogue of sciences on childhood”. The conference was dedicated to the 100th anniversary of Bunin Yelets State University, and the 40th anniversary of the Department of Preschool and Special Education BYSU. Leading Russian scientists in the field of preschool and primary education, representatives of related sciences, as well as young scientists and practitioners of the educational sphere took part in the conference. The scientific status of the conference was also ensured by representatives of Russian Academy of Education. Regions of Russia were represented, in particular, by participants from Moscow and the Moscow region, Belgorod, Borisoglebsk, Voronezh, Yelets, Efremov, Lipetsk, Nizhny Tagil, Perm, Pyatigorsk, St.Petersburg, Ryazan, Saratov, Stavropol, Stary Oskol, Tula, etc. Foreign science was represented by the reports of scientists from Belarus and Ukraine. Eleven sections worked during the conference. During the plenary session, reports were presented reflecting the most fundamental problems of preschool and primary education: a report on the establishment of scientific schools in the field of preschool pedagogy and child psychology at Bunin Yelets State University, a report on the philosophical context of studies of the relationship between a child and an adult, a report on contemporary problems of the formation of moral consciousness of preschool children and a report on symbolic means of developing the value orientations of a preschool child.