Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №1 (49) (2020)
УДК 378.1
DOI 10.24888/2073-8439-2019-49-1-23-30
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
Одной из задач современного высшего образования Липецкой области является актуализация проблемы подготовки конкурентоспособных специалистов, вызванная потребностью обеспечения региона высококвалифицированными кадрами. В связи с этим важным условием повышения показателей трудоустроенности выпускников высших учебных заведений становится уровень их профессиональной подготовки, соответствующий запросам инновационного развития отечественной экономики. В наше время, называемое информационной эпохой, каждый выпускник должен быть медиаобразованным, с тем чтобы продуктивно использовать знания медиа в профессиональной сфере, обладать в этой связи высокой степенью гражданской активности, участвуя в реализации молодежной политики. Прогнозы конъюнктуры регионального рынка свидетельствуют о том, что в ближайшем будущем востребованными в первую очередь станут IT-специалисты. Вместе с тем знания программного обеспечения профессиональной сферы, умение пользоваться базами данных, «облачными» технологиями для получения и хранения информации, практика работы с сайтами, самопрезентация в социальных сетях и т.п. - это виды деятельности, необходимые всем специалистам, в какой бы сфере материального или духовного производства они ни трудились. Процесс конвергенции, происходящий в региональных СМИ, ориентирует на первостепенное использование интернет-технологий как площадки схождения разноплановой информации. Медиаобразование, полученное в вузе, позволит адаптироваться к условиям регионального рынка труда, стимулируя человека к постоянному самосовершенствованию за счет развитой потребности в систематическом пополнении личностного багажа профессиональной и общекультурной информацией, ее критической оценки, за счет умений создавать медиапродукты, осуществлять коммуникацию на основе и с помощью медиа. Таким образом, формирование конкурентоспособной личности специалиста в образовательной среде университета должно представлять собой специально организованный процесс, направленный на развитие личностных качеств, необходимых конкурентоспособному специалисту для дальнейшей профессиональной творческой деятельности в условиях реализации региональной молодежной политики. В этой связи требуется теоретическое обоснование введения показателя медиаподготовки в систему профессиональных компетенций студентов высших учебных заведений; разработка модели медиаобразовательной деятельности вуза, внедрение которой позволит повысить конкурентоспособность выпускников, их ответственность за качество профессионализма и тем самым обновить кадровый состав Липецкой области специалистами, соответствующими по уровню профессиональной подготовки инновационно ориентированной экономике региона.
Ключевые слова
медиаобразование; образовательная среда; конкурентоспособная личность специалиста; региональный рынок труда; media education; educational environment; competitive personality of a specialist; regional labor market
MEDIA EDUCATION AS A FACTOR OF INCREASING COMPETITIVENESS OF UNIVERSITY GRADUATES
One of the tasks of modern higher education in the Lipetsk region is to highlight the issue of training competitive specialists. It is caused by the need to provide the region with highly qualified personnel. In this regard, an important condition for increasing the employment indicators of graduates of higher educational institutions is the level of their professional training that meets the requirements of the innovative development of the national economy. In our time, called the information age, each graduate must be media educated to make efficient use of media knowledge in the professional sphere, and in this regard have a high degree of civic engagement, participating in the implementation of youth policy. Forecasts of the regional market conditions indicate that in the near future, first of all, IT specialists will be in demand. At the same time, the knowledge of software of the professional sphere, the ability to use databases, cloud technologies for obtaining and storing information, working with sites, self-presentation on social networks, etc. are necessary for all specialists in a whatever sphere of material or spiritual production they work. The convergence taking place in the regional mass media focuses on the primary use of Internet technologies as a platform for converging diverse information. University media education will allow one to adapt to the conditions of the regional labor market, stimulating people to continuous self-improvement thanks to the developed need for the systematic replenishment of personal background with professional and general cultural information, its critical assessment owing to the ability to create media products, to communicate on the basis and with the help of media. Thus, the formation of a competitive personality of a specialist in the educational environment of university should be a specially organized process aimed at developing personal qualities necessary for a competitive specialist for their further professional creative activity in the context of the implementation of regional youth policy. In this regard, it is necessary to theoretically prove the introduction of the indicator of media education into the system of professional competencies of students of higher educational institutions; to develop a model of university’s media educational activities, the introduction of which will increase the competitiveness of graduates, their responsibility for the quality of their professionalism and, thereby, modernize personnel of the Lipetsk region with specialists whose professional training meets the demands of the innovation-oriented economy of the region.
Список литературы
-
Андреев В.И. О гарантированности качества высшего образования и саморазвития конкурентоспособной личности // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. Том 149. № 1. С. 61-69
-
Артемова Ю.В. Формирование конкурентоспособности будущего журналиста в образовательном процессе университета: автореф. дис. … канд. пед. наук. Елец, 2012
-
Вартанова Е.Л., Засурский Я.Н. Российский модуль медиаобразования: концепция, принципы, модели // Информационное общество. 2003. № 3. С. 5-10
-
Жилавская И.В. Медиаобразование молодежи. М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2013
-
Жилавская И.В. Медиаобразование молодежной аудитории. Томск: ТИИТ, 2009
-
Зазнобина Л.С. Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьными дисциплинами // Стандарты и мониторинг в образовании. 1998. № 3. С. 26-34
-
Корконосенко С.Г. Преподаем журналистику. Профессиональное и массовое медиаобразование. СПб: Изд-во Михайлова, 2004
-
Медиаобразование в школе: сборник программ преподавания дисциплин / под ред. Е.Л. Вартановой, О.В. Смирнова. М.: МедиаМир, 2010
-
Тулупов В.В. Российское медиаобразование: сегодня и завтра // Акценты. Новое в массовой коммуникации. 2019. Выпуск 5-6(164-165). С. 2-4
-
Факторович А.Л. Медиаобразование и специфика региональной информационной политики // Журналистика и медиаобразование в XXI веке: cборник научных трудов Международной научно-практической конференции (Белгород, 25-27 сентября 2006 г.). Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. С. 236-238
-
Федоров А.В. Медиаобразование будущих педагогов. Таганрог: Изд-во Кучма, 2005
-
Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов н/Дону: Изд-во ЦВВР, 2001
-
Федоров А.В. Медиаобразование: творческие задания для студентов и школьников // Инновационные образовательные технологии. 2010. № 1. С. 56-71
-
Федоров А.В., Челышева И.В. Сравнительный анализ медиаобразовательных моделей // Медиаобразование. № 2. 2007. С. 52-86
-
Челышева И.В. Методика медиаобразования в школе и вузе. Таганрог: Изд. центр Таганрогского гос. пед. института, 2009