Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №1 (49) (2020)
УДК 377
DOI 10.24888/2073-8439-2019-49-1-31-40
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТРАДИЦИОННЫМ НАРОДНЫМ РЕМЕСЛАМ И ПРОМЫСЛАМ (НА ПРИМЕРЕ ЕЛЕЦКОГО КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЯ НА КОКЛЮШКАХ): ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Статья посвящена обучению народным художественным ремеслам и промыслам (на примере елецкого кружевоплетения) на основе регионального компонента. Рассмотрена история елецкого кружева начиная с 1801 г. Описана история обучения кружевоплетению в России конца XIX - середины XX века. Определены основные виды обучения: домашнее обучение, обучение в кружевных школах и интернатах, инструкторских школах и профтехучилищах. Охарактеризован процесс обучения кружевоплетению на кафедре дизайна, художественного образования и технологий ЕГУ им. И.А. Бунина. Рассмотрено понятие «арт-педагогика» в контексте обучения декоративно-прикладному искусству и, в частности, кружевоплетению. Указывается, что для овладения основами арт-технологий необходимо обеспечение разносторонних условий для творческой деятельности. Описана современная программа дисциплины «Елецкое кружевоплетение», по которой осуществляются занятия, цели и задачи дисциплины, варианты практических работ с использованием традиционных и нетрадиционных методов обучения, таких как рефлексивная ориентация занятий, стимулирование обучающихся к анализу продуктов творческой деятельности, принятие творческой индивидуальности обучающихся и ненавязывание им своего мнения, создание благоприятного микроклимата при проведении учебных занятий. Утверждается необходимость следования при организации обучения принципам арт-педагогики, среди которых: анализ продукта творческой деятельности обучающихся и их личностных переживаний; создание благоприятного психологического климата в учебной группе; эмоциональная гибкость преподавателя; поддержка любых творческих идей; развитие чувства внутреннего контроля при реализации собственных проектов у обучающихся.
Ключевые слова
елецкое кружево; кружевоплетение; декоративно-прикладное искусство; художественное образование; творческое развитие; арт-педагогика; Yelets lace; lace-making; arts and crafts; art education; creative development; art pedagogy
METHODOLOGY OF TEACHING TRADITIONAL FOLK CRAFTS AND TRADE (ON THE EXAMPLE OF YELETS LACE-MAKING ON THE BOBBIN): HISTORIC EXPERIENCE AND NEW TECHNOLOGIES
The article considers teaching folk crafts and trade (on the example of Yelets lace-making) based on the regional component. The history of Yelets lace, starting from 1801, is studied. The history of lace-making trainging in Russia at the end of the 19th - middle of the 20th century is described. The main types of training are defined: home training, training in lace schools and boarding schools, instructor schools and vocational schools. Lace-making learning at the department of design, art education and technology of Bunin Yelets State University is described. The concept of “art pedagogy” is considered in the context of teaching decorative and applied art and, in particular, lace-making. It is indicated that to master the basics of art technology, it is necessary to provide diverse conditions for creative activity. A modern subject program “Yelets lace-making” is described which defines goals and objectives of the subject, and according to which teachers conduct classes. Workshops with the use of traditional and non-traditional teaching methods are described, such as reflexive orientation of classes, stimulating students to analyze products of creative activity, acceptance of the creative individuality of students and not imposing personal opinions on them, creating a favorable microclimate during training sessions. The necessity of following the principles of art pedagogy when organizing training is affirmed, among which are: analysis of the product of the creative activity of students and their personal experiences; creating a favorable psychological climate in the study group; emotional flexibility of the teacher; support for any creative ideas; development of a sense of internal control in students in the implementation of their projects.
Список литературы
-
Верховодова Р.А., Галустов Р.А. Зарубежный опыт арт-педагогики как система интегрированного применения элементов искусства в образовательном процессе // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2011. № 1. С. 15-18
-
Давыдова С.А. Кружевной промысел в губерниях Орловской, Вятской, Казанской и Вологодской. СПб.: Тип. В. Киршбаума,1886
-
Жукова Н., Самохин А. Елецкие кружева. Липецк: Книжное издательство, 1962
-
Пилюгин Ф.Н. Кружевной промысел в Ельце и уезде // Вестник Всероссийских съездов деятельности по кустарной промышленности. 1913. № 3. С. 23-31
-
Савлучинская Н.В., Павлова М.С. Теория и методика применения арт-педагогических технологий в работе с детьми // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24509 (дата обращения: 15.02.2020)
-
Самойлова В.Г. Арт-терапия как одна из инновационных педагогических технологий коррекции эмоциональной сферы младших школьников. Челябинск: ЧГАКИ, 2004
-
Сергеева Н.Ю. К вопросу о содержании понятия «арт-педагогика» // Вестник докторантов, аспирантов, студентов: ЧГПУ. 2008. № 1(11). Т. 2. С. 114-120
-
Твердова-Свавицкая З.М. Очерк кустарных промыслов Елецкого уезда. М.: Оценочно-стат. отд. Орлов. губ. зем. управы, 1916
-
Шапиро Б. История кружева как культурный текст. М.: Новое литературное обозрение, 2018
-
Фалеева В.А. Русское плетеное кружево. Л.: «Художник РСФСР», 1983