Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №1 (49) (2020)
УДК 37, 372.881.161.1
DOI 10.24888/2073-8439-2019-49-1-41-47
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ НЕФТЕГАЗОВОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
В данной статье рассматриваются особенности подготовки китайских студентов нефтегазового профиля по русскому как иностранному в российских вузах. В ходе исследования проводится анализ этнокультурных, психологических, языковых характеристик китайцев в сравнении с обучающимися из других регионов мира. Авторы отмечают ряд проблем, с которыми сталкиваются студенты во время обучения в России. Среди них выделяются следующие: сложности в адаптации к образовательному процессу и в студенческой среде; колоссальные различия между русским и китайским языком, в частности, в системах словосложения и аффиксации; неготовность к коммуникативной методике обучения и возникновение в связи с этим психологических барьеров. В своей работе авторы проводят анализ теоретической литературы и практических исследований российских ученых, используют метод сравнения и описания специфических особенностей при обучении китайских студентов. Актуальность данного исследования заключается в том, что в связи с интенсификацией российско-китайского сотрудничества в нефтегазовом секторе в Китае увеличивается спрос на квалифицированных специалистов в этой отрасли со знанием русского языка, и, соответственно, наблюдается рост числа китайских студентов, желающих получить образование в России. Таким образом, возрастает необходимость совершенствования и оптимизации учебного процесса с учетом особенностей данной категории иностранных студентов. Преподавателям, работающим с китайской аудиторией, авторы определяют основные задачи, направленные на формирование и развитие у студентов коммуникативной компетенции. В ходе исследования авторы статьи приходят к выводу, что для реализации данной задачи требуется проведение особого отбора текстов предметной специальности при разработке учебного материала с учетом рассмотренной специфики китайского контингента. Такой подход позволит добиться качественного повышения уровня формирования необходимых грамматических, коммуникативных навыков и умений оперативно обрабатывать информацию нефтегазовой специализации.
Ключевые слова
русский язык как иностранный; китайские обучающиеся; коммуникативная компетенция; этнопсихокультурные особенности; словообразование; текстоориентированное обучение; Russian as a foreign language; Chinese students; communicative competence; ethno-psychocultu
PECULIARITIES OF TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE TO CHINESE STUDENTS MAJORING IN GAS AND OIL
This article discusses peculiarities of teaching Russian as a foreign language to Chinese students majoring in gas and oil who study at Russian universities. The study presents an analysis of the ethnocultural, psychological and language characteristics of Chinese students in comparison with students from other world regions. The authors note a number of problems that students encounter while studying in Russia. There are difficulties in adapting to the educational process and to the students’ environment; great difference between Russian and Chinese, especially in the system of word-formation and affixation; lack of readiness for a communicative teaching methodology, and in this regard the emergence of psychological barriers. In the paper, the authors analyze theoretical literature and practical research of Russian scientists using methods of comparison and description of specific features when teaching Chinese students. The relevance of this study is that the intensification of Russian-Chinese cooperation in the oil and gas sector is increasing in China the demand for qualified specialists in this industry who know the Russian language, and, accordingly, the number of Chinese students wishing to study in Russia is becoming higher. Thus, the need for improving and optimizing the educational process, taking into account the characteristics of these foreign students, is growing. For the teacher working with Chinese citizens, the authors determine main tasks aimed at the formation and development of students' communicative competence. In the course of the research, the authors conclude that to implement this task, it is necessary do to a particular selection of professional texts when preparing teaching materials, taking into account the considered specifics of Chinese students. This approach will allow us to achieve a qualitative increase in the level of grammar, communicative skills and abilities to faster process information of gas and oil specialty.
Список литературы
-
Большакова Н.Г., Низкошапкина О.В. Этноориентированная методика обучения китайских учащихся самостоятельному чтению // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования. Языки и специальность. 2015. № 4. С. 36-41
-
Пугачёв И.А. Этноориентированная методика в поликультурном преподавании русского языка как иностранного. М.: РУДН, 2011
-
Семенова И.В. Национально-ориентированный подход в обучении РКИ китайских студентов (обучение лексике, грамматике) // Эпоха науки. 2017. № 10. С. 83-86
-
Смурова Т.В. Лексико-грамматические трудности и способы их преодоления при изучении русского языка китайскими студентами // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 5. С. 287-290
-
Хаматова А.А. Словообразование современного китайского языка. М.: Муравей, 2003