Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №1 (49) (2020)
УДК 378.046.4
DOI 10.24888/2073-8439-2019-49-1-48-56
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Статья посвящена одной из актуальных в настоящее время проблем компетентностного подхода в системе высшего образования. Автор рассматриваeт сущность компетентностного подхода в языковом образовании и образовательном процессе высшей школы в целом. Именно через реализацию компетентностного подхода, по его мнению, обеспечивается формирование и дальнейшее развитие основных личностных компетенций. В статье представлен анализ понятия «компетенция» с разных позиций. С одной стороны, компетенция, выступает в виде конкретного объема знаний, умений, способов действия, необходимых личности для успешной реализации поставленных целей. С другой - как образовательная подготовка обучающегося, подразумевающая усвоение не отдельных, а системных знаний из различных учебных дисциплин. Большое внимание уделяется описанию коммуникативных, учебно-познавательных, системных и информационных компетенций. Владение различными видами компетенций является, с точки зрения автора, необходимым условием для выполнения профессиональных задач, реализуемых в различных жизненных сферах: интеллектуальной, духовной, информационной. В статье подробно описывается разнообразный структурный состав компетентностей, позволивший выделить их функциональный состав, направленный как на самостоятельную учебно-познавательную деятельность обучающегося, так и на развитие творческого потенциала субъекта деятельности, обеспечивающего самоактуализацию и самореализацию личности в будущей профессиональной сфере. С появлением стандартов третьего поколения в рамках компетентностного подхода происходят изменения в определении целей образования, его содержания, способа организации самого вузовского образовательного процесса и оценки его результатов. Автором выявлены различные способы реализации образовательной программы в высшей школе по иностранному языку, новые требования, предъявляемые к уровню подготовки преподавателя по данной дисциплине. Подчеркивается заметное усиление смещения акцентов в сторону педагогического управления учебной деятельностью обучающихся с целью воспитания уверенных в себе личностей, обладающих достаточными профессиональными компетенциями, необходимыми для практической деятельности и реализации своих потенциальных возможностей.
Ключевые слова
компетентностный подход; компетенция; компетентность; competency-based approach; competency; competence
COMPETENCY-BASED APPROACH IN IMPLEMENTING HIGHER EDUCATIONAL PROGRAMS
The article deals with one of the urgent problems of the competency-based approach in the system of higher education. The author considers the essence of the competence approach in linguistic education and the educational process of higher education as a whole. It is the competence approach that ensures the formation and further development of basic personal competencies. The article analyses the concept of “Competence” from different points of view. On the one hand, competence is a specific amount of knowledge, skills, and methods of action necessary for a successful achievement of purposes. On the other hand, it is a student’s educational training, which implies the acquisition of systemic knowledge from different subjects rather than specific knowledge. Much attention is paid to the description of communicative, educational cognitive, system and information competencies. In the author's opinion, mastery of competences is essential for performing professional tasks realized in the intellectual, spiritual and information spheres of life. The article describes in detail various kinds of competences that allowed us to define their functional structure, aimed at both independent student’s learning and cognitive activity and developing creative abilities of people, promoting individual self-realization and self-actualization in the future professional field. With the advent of the third generation standards in the framework of the competence approach there were changes in the definition of the education goals, its content, methods of the organization of higher educational process and evaluation of its results. The author reveals various ways of implementing a foreign language educational program at a higher school, new requirements to the teacher training level in this subject. The author emphasizes a great interest to teachers’ control of students’ educational activities in order to educate self-confident individuals with sufficient professional competencies necessary for practical activities and the realization of their abilities.
Список литературы
-
Аверьянова С. Ю. Ключевые компетенции как факторы и результаты профессионального самоопределения старшеклассников // Научный диалог. 2013. № 8(20): Педагогика. С. 120-130
-
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Питер, 2001
-
Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8-14
-
Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология - наука о путях достижения вершин профессионализма. М.: РАУ, 1993
-
Ефремова Н.Ф. Подходы к оцениванию компетенций студентов первого курса, приступающих к освоению основных образовательных программ (ООП) // Проблемы стандартизации в системах образования стран содружества независимых государств: междунар. науч.-практ. конф. «Проблемы стандартизации в образовании и пути их решения», 10-11 нояб. М.: ИЦПКПС, 2009
-
Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе, 2009. № 2. С. 7-14
-
Лебедев О.Е. Управление образовательными системами: теория и практика. Учебно-методическое пособие. СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург, 2011
-
Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Междунар. гуманитар. фонд «Знание», 1996
-
Мясищев В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2011
-
Селевко Г.К. Компетентности и их классификация // Народное образование. 2004. № 4. С. 138-144
-
Тарасова Н.В., Пастухова И.П. Метапредметные образовательные результаты и компетенции XXI века как предмет оценивания // Среднее профессиональное образование. 2019. № 6. C. 16-22
-
Троянская С.Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании: учебное пособие. Ижевск: Издательский центр: «Удмуртский университет», 2016
-
Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов // Компетенции в образовании: опыт проектирования. Под ред. А.В. Хуторского. М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. С. 12-21