Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №1 (49) (2020)
УДК 378.1
DOI 10.24888/2073-8439-2019-49-1-57-63
ОБУЧЕНИЕ В НЕМЕЦКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ: ПРОБЛЕМА МНОГОЯЗЫЧИЯ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
В статье освещается вопрос выбора языка, на котором ведется образовательный процесс в немецких университетах в условиях многоязычия. Тема публикации актуализируется значимостью многоязычия как следствия глобализации и распространения информационно-коммуникационных технологий. Автор статьи описывает виды многоязычия, приводит примеры социального, индивидуального, территориального и институционального многоязычия. Отмечается, что многоязычие и поликультурность являются характерными особенностями современного государства ФРГ. Миграция выступает в качестве основного фактора появления в стране различных форм многоязычия. Многоязычие рассматривается как ведущая тенденция современной образовательной политики Германии. В статье акцентируется внимание на значимости в школах Германии лингвистического образования, направленного на освоение нескольких языков. Отмечается, что Германия участвует в так называемом «соревновании за лучшие умы», проводит активную политику по привлечению иностранцев для обучения в местных образовательных учреждениях. ФРГ занимает четвертое место в мире как самая популярная страна для обучения иностранных студентов. В настоящее время в немецких университетах и колледжах обучаются более 300000 иностранных студентов, т.е. примерно каждый десятый студент приезжает в Германию из-за границы. Большинство обучающихся изучает инженерные специальности, но популярны также юридические, экономические и социальные науки. Новейшая тенденция немецкого высшего образования - открытие множества англоязычных бакалаврских и магистерских образовательных программ для иностранных студентов. Перечисляются преимущества англоязычного обучения (шанс освоить профессию, получить образование, сделать карьеру ) , освещаются негативные стороны данного явления. Подчеркивается, что немецкие вузы, наряду с ростом образовательных программ на английском языке, осознают необходимость сохранения немецкого языка в качестве основного образовательного. В ряде немецких университетов реализуется принцип Internationalisation at home, (многоязычие - для немцев, проживающих дома). В заключительной части статьи освещается опыт отдельных университетов по интеграции иностранных студентов в жизнь кампуса и страны в целом (международная студенческая неделя ISWI, «ориентационная неделя», программа Buddy и т.п.).
Ключевые слова
высшее образование в Германии; университет; многоязычие; английский язык; англоязычные бакалаврские и магистерские программы; иностранные студенты; интеграция и поддержка; higher education in Germany; university; multilingualism; English; English-language bac
EDUCATION AT GERMAN UNIVERSITIES: THE PROBLEM OF MULTILINGUALISM AND WAYS OF ITS SOLUTION
The article highlights the issue of the choice of the language of instruction at German universities in the context of multilingualism, which is a characteristic feature of modernity. The topic of the paper is important as multilingualism is a consequence of globalization and the spread of information and communication technologies. The author of the article describes the types of multilingualism, gives examples of social, individual, territorial and institutional multilingualism. Multilingualism is understood as the leading trend in modern educational policy in Germany. German society is multicultural, the “engine” for various forms of multilingualism in the country is migration. The article focuses on the importance of linguistic education in German schools aimed at mastering several languages. It is noted that Germany ranks fourth in the world as the most popular country for teaching foreign students. Currently, more than 300,000 foreign students study at German universities and colleges, i.e., approximately one in ten students in Germany comes from abroad. Most students study engineering specialties, but legal, economic, and social sciences are also popular. The latest trend in German higher education is the opening of many English-language bachelor's and master's educational programs for international students. The advantages of English-language training are listed, the negative aspects of this phenomenon are highlighted. It is emphasized that German universities, along with the growth of educational programs in English, are aware of the need to preserve the German language as an educational one. In a number of German universities, along with the recognition of English as the leading educational language, the principle of Internationalization at home, (multilingualism for Germans living at home) is implemented. The final part of the article highlights the experience of individual universities in integrating foreign students into the life of the campus and the country as a whole (ISWI International Student Week, Orientation Week, Buddy Program, etc.).
Список литературы
-
Всероссийский образовательный форум. Многоязычие в образовании: немецкий - первый второй иностранный // Goethe-Institut. URL: https://www.goethe.de/resources/files/pdf96/press-release-forum2016.pdf (дата обращения: 15.0.2020)
-
Могилевич Б.Р., Калинкин А.А. Многоязычие как социокультурный феномен // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2017. Т. 17, вып. 2. С. 136-138. DOI: 10.18500/1818-9601-2017-17-2-136-138
-
Смокотин В.М. Многоязычие и проблемы преодоления межъязыковых и межкультурных коммуникативных барьеров в современном мире. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2010
-
Яковлева Е.В. Феномен многоязычия и его обоснование с позиций философии образования // Вестник Воронежского государственного универсиета. Серия: Философия. 2015. № 1. С. 36-47
-
«Im internationalen Wettbewerb um die besten Köpfe». Interview mit Christian Bode // Deutschland. 2007. N 1. S. 18-22
-
Beacco J.C., Byram М. From linguistic diversity to plurilingual education: Guide for the development of language education policies in Europe. Strasbourg: Council of Europe, Language Policy Division, 2007
-
Böh Ch.I.D. Englisch als Lingua franca an den deutschen Universitäten // Sprachnachrichten. 2019. N 81(1). S. 6
-
Communication from the commission to the council, the european parliament, the economic and social committee and the committee of the regions. Promoting Language Learning and Linguistic Diversity: An Action Plan 2004 - 2006. Brussels, 2003
-
Cook V. Second Language Learning and Language Teaching. London: Hodder Education, 2008
-
De Swaan A. Words of the World: The Global Language System. Cambridge: Polity Press, 2001
-
Gogolin I. Mehrsprachigkeit als Start und Ziel // Goethe-Institut. März 2015. URL: https://www.goethe.de/de/spr/mag/sta/20494340.html (дата обращения: 15.01.2020)
-
Großes Hochschulranking: Deutsche Uni springt um fast 100 Plätze nach oben // FOCUS Online. 12.09.2019. URL: https://www.focus.de/familie/studium/grosses-hochschulranking-deutsche-uni-springt-um-fast-100-plaetze-nach-oben_id_11134004.html (дата обращения: 15.01.2020)
-
Reimann M. Mehrsprachigkeit: ja, alles auf englisch: nein! // Goethe-Institut. September 2014. URL: https://www.goethe.de/de/kul/wis/20422383.html (дата обращения: 15.01.2020)
-
Scharf P. Das Diplom kehrt zurück // Sprachnachrichten. 2019. N 81(1). S. 9
-
Zickgraf A. Zum Studieren nach Deutschland // Goethe-Institut. November 2014. URL: https://www.goethe.de/de/kul/wis/20365349.html (дата обращения: 15.01.2020)