Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №1 (49) (2020)
УДК 378
DOI 10.24888/2073-8439-2019-49-1-64-74
РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МЧС РОССИИ С ЦЕННОСТНЫМ ОТНОШЕНИЕМ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ
Статья посвящена проблеме формирования ценностного отношения курсантов образовательных учреждений МЧС России к будущей профессии, дается определение понятия «ценностное отношение» и описывается его структура, которую составляют мотивационно-личностный, когнитивный, эмоциональный, коммуникативный, деятельностный компоненты. Мотивационно-личностный компонент включает познавательный интерес, осознание мотивов ценностного отношения, личностный потенциал в процессе формирования ценностного отношения, осознание специалистом ценности, миссии деятельности МЧС России в современном российском обществе, волевые качества специалиста в области пожарной безопасности, умения проявлять профессионально-значимые личностные качества в чрезвычайной ситуации, понимание значимости службы сотрудника ГПС МЧС России, высокое самосознание, гражданственность, нравственность, умение оценивать свое поведение в различных профессиональных ситуациях. Когнитивный компонент в структуре ценностного отношения к профессии сотрудника ГПС МЧС России характеризуется пониманием сущности ценностного отношения к профессии, стремлением к полноте, осознанности и прочности знаний в области профессиональных дисциплин, эрудированностью, способностью к творческому мышлению. Эмоциональный компонент включает активационные эмоции, эмоциональную устойчивость, проявление инициативы, творческие способности, умения саморегуляции эмоционального состояния. Коммуникативный компонент характеризуется проявлением коммуникабельности, умением организовать межличностное взаимодействие, речевой культурой. Деятельностный компонент определяется проявлением активности во всех ситуациях профессиональной деятельности, владением практическими умениями и навыками, самостоятельностью, инициативностью в экстремальной ситуации, гибкостью поведения в профессиональных ситуациях. В статье раскрывается содержание различных инновационных форм подготовки курсантов, применяемых на аудиторных и внеаудиторных занятиях, способствующих сформированности ценностного отношения к будущей профессии. К таким формам отнесены творческие конкурсы, дискуссии, «мозговой штурм», кейс-метод, олимпиады, викторины, видеоконференции, деловые игры. Данные формы входят в содержание авторской программы «Информационно-методическое обеспечение надзорной деятельности МЧС России». В процессе формирования ценностного отношения курсантов к будущей профессии мы опирались на следующие принципы: системности знаний, личностной ориентированности, креативности, коллективного взаимодействия, эмоциональной устойчивости, интегративности, коммуникативности, моделирования, ситуативности, рефлексии. Нами учитывались общедидактические принципы научности, системности, наглядности, доступности, связи теории с практикой. Инновационные формы работы позволили обучающимся акцентировать внимание на ценности выбранной профессии, а профессорско-преподавательскому составу научно и системно сформировать знания обучающихся об особенностях будущей профессии. Осуществление взаимосвязи аудиторных и внеаудиторных форм работы по схожей тематике способствовало проявлению у курсантов коммуникативных умений и творческих способностей.
Ключевые слова
ценность; ценностное отношение; инновационные формы; тренинг; дискуссия; видеоконференция; деловая игра; конкурс; value; value attitude; innovative forms; training; discussion; videoconference; business game; competition
THE IMPORTANCE OF INNOVATIVE TRAINING FORMS OF CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF EMERCOM OF RUSSIA WITH VALUE ATTITUDE TO FUTURE PROFESSION
The article considers the problem of the formation of the value attitude of cadets of educational institutions of the Ministry of Emergencies of Russia to the future profession. The definition of the concept of “value attitude” is given and its structure is described, which is composed of motivational-personal, cognitive, emotional, communicative, and active components. The motivational-personal component includes cognitive interest, awareness of the motives of value attitude, personal potential in the process of forming value attitude, specialist’s awareness of value, the mission of the Emercom of Russia, strong-willed qualities of a fire safety specialist, the ability to show professionally significant personal qualities in an emergency situation, understanding of the importance of the service of the employee of the State Fire Service of the Emercom of Russia, high self-awareness, citizenship, moral ability to evaluate one’s behavior in various professional situations. The cognitive component in the structure of the value attitude to the profession of an employee of the State Fire Service of the Emercom of Russia is characterized by the understanding of the essence of the value attitude to the profession, a desire for completeness, awareness and strength of knowledge in the field of professional subjects, erudition, and the ability to think creatively. The emotional component includes activation emotions, emotional stability, manifestation of initiative, creative abilities, skills of self-regulation of emotional state. The communicative component is characterized by the manifestation of interpersonal skills, the ability to organize interpersonal interaction, and speech culture. The activity component is determined by the manifestation of activity in all situations of professional activity, possession of practical skills, independence, initiative in an extreme situation, flexibility of behavior in professional situations. The article reveals the content of various innovative forms of training students used in a classroom and extracurricular activities, contributing to the formation of the value attitude of students to their future profession. Such forms include creative contests, discussions, brainstorming, case method, olympiads, quizzes, video conferences, business games. These forms are included in the content of the author’s program “Information and methodological support of the supervisory activities of the Ministry of Emergencies of Russia”. In the process of forming the value attitude of cadets to their future profession, we relied on the following principles: systematic knowledge, personal orientation, creativity, collective interaction, emotional stability, integrativity, communication skills, modeling, situationality, reflection. We took into account general didactic principles of science, consistency, visibility, accessibility, the connection of theory with practice. Innovative forms of working with students focused on the values of the chosen profession and allowed the faculty to scientifically and systemically build students' knowledge about the features of the future profession. The interconnection of classroom and extracurricular forms of work on similar topics with students allowed students to show communicative skills and creative abilities.
Список литературы
-
Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1991
-
Аришина Э.С. Формирование ценностного отношения у студентов вуза к профессиональной деятельности: дис. … канд. пед. наук. Магнитогорск, 2004
-
Асеев В.Г. Мотивационные особенности личностного потенциала госслужащих // Психология формирования и развития личности. Под ред. К.А. Абульхановой-Славской. М.: РАГС, 1999. С. 155-164
-
Волкова Т.Н., Коноваленко Е.П. Инновационные формы воспитания ценностного отношения курсантов вузов МЧС России к будущей профессии // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2012. № 6. С. 101-106
-
Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997
-
Коган Л.Н. Гегель и Шекспир: проблема активности личности // Вопросы философии. 1985. № 6. С. 97-106
-
Коноваленко Е.П., Морозов А.В. Правовые основы обеспечения формирования у курсантов вузов МЧС России ценностного отношения к будущей профессии // Образование и право. 2019. № 7. С. 227-230
-
На рубеже веков и поколений: очерки и материалы по истории института: к 40-летию Ивановского ин-та Гос. противопожарной службы МЧС России. Под общ. ред. В.Н. Чернова. Иваново: Иваново, 2006
-
Никандров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. М.: МИРОС, 1997
-
Сироткина М.М. Формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих учителей: дис. … канд. пед. наук. Минск, 2016
-
Сластенин В.А. Введение в педагогическую аксиологию. М.: Академия, 2003
-
Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. М.: Школа-Пресс, 2000
-
Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1968
-
Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М.: МГУ, 2003
-
Schwartz S., Bilsky W. Toward A Universal Psychological Structure of Human Valuts // Journal of Personality and Social Psychology. 1987. Vol. 3(53). P. 550-562