Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №1 (49) (2020)
УДК 378
DOI 10.24888/2073-8439-2019-49-1-75-82
КУЛЬТУРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ И УЧЕБНАЯ УСПЕШНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ
Статья посвящена анализу межкультурных различий и их влиянию на особенности образования детей, принадлежащих к различным социально-культурным группам. Автор исследует проблему влияния различных социокультурных характеристик детей и их семей на учебную успешность школьников. Показано, что в зависимости от организации образовательного процесса, образование может служить либо интеграции, либо углублению дифференциации общества. В исследовании использовались методы контент-анализа образовательных программ и учебников, сравнительный анализ успеваемости учащихся младших классов из семей с различным культурным капиталом, социологический опрос участников образовательного процесса многонациональных школ г. Красноярска. На материалах социологических исследований показана роль различных факторов (социально-экономических, этнических, территориальных, гендерных) на особенности ценностных ориентаций, поведение, деятельность и учебную успешность детей. Выявлено, что уже в начальной школе разница в успеваемости детей из семей, где родители имеют высшее образование, и семей, где у родителей нет среднего образования, является весьма существенной. К старшей школе эти различия усиливаются. Столь же существенно влияние этнических различий на систему ценностей и жизненные планы подростков. Выяснилось, что у русских подростков, по сравнению с представителями других этнических групп, самые низкие показатели позитивной этнической идентичности. Показана роль образования в обеспечении продуктивного разнообразия общества. Условиями социально-культурной интеграции являются сознательное проектирование поликультурного демократического уклада школьной жизни и специальная подготовка учителей.
Ключевые слова
культура; социокультурные различия; образование; педагогика; ценности; учитель; culture; sociocultural differences; education; pedagogic; values; teacher
CULTURAL DIFFERENCES AND ACADEMIC SUCCESS OF SCHOOLCHILDREN
The article analyses cultural differences and their impact on particular education of children belonging to different socio-cultural groups. The basis of identity includes common culture with common values, history, myths, and life standards. The author studies the impact of different sociocultural characteristics of children and their families on the academic success of schoolchildren. It is shown that depending on the organization of the educational process, education can serve either integration or deepening the differentiation of society. The study used methods of content analysis of educational programs and textbooks, comparative analysis of the performance of elementary school students from families with different cultural background, sociological survey of participants of educational process of Krasnoyarsk Multinational Schools. The materials of sociological research show the effect of various factors (socio-economic, ethnic, territorial, gender) on the features of value orientations, behaviour, children's activities and academic success. It has been revealed that already at primary school the difference in the performance of children from families where parents have a higher level of education, and families where parents do not have secondary education, is very significant. By high school, these differences are amplified. Equally significant are the impact of ethnic differences on the value system and the life plans of adolescents. It turned out that Russian teenagers, compared to representatives of other ethnic groups, have the lowest rates of positive ethnic identity. The role of education in ensuring the productive diversity of society is shown. The condition of socio-cultural integration is the conscious design of the multicultural democratic way of school life and the special training of teachers
Список литературы
-
Александров Д.А., Иванюшина В.А. Казарцева Е.В. Этнический состав школ и миграционный статус школьников в России // Вопросы образования 2015. № 2. С. 173-195
-
Асмолов А. Г., Сорокина С.С. Культурные практики поддержки конструктивного и деструктивного разнообразия в сложных системах // Вопросы психологии. 2019. № 1. С. 1-13
-
Байбородова Л. В. Современные экономические и социальные условия образования сельских школьников // Педагогика сельской школы. 2019. № 1(1). С. 9-23
-
Белицкая А.В. Влияние социокультурного капитала семьи на учебную успешность младшего школьника: выпускная квалификационная работа. Красноярск, 2019
-
Бернстейн Б. Класс, коды и контроль: структура педагогического дискурса. М.: Просвещение, 2008
-
Бурдьё, П., Пассрон Ж.-К. Воспроизводство: элементы теории системы образования. М.: Просвещение, 2007
-
Ефлова З.Б. Малочисленная малокомплектная школа России: понятие и признаки // Педагогика сельской школы. 2019. № 2(2). С. 5-24
-
Иллич И. Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир. М.: Просвещение, 2006
-
Константиновский Д.Л. Неравенство и образование. Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи (1960-е годы - начало 2000-х). М.: ЦСП, 2008
-
Красноярский краевой статистический ежегодник, 2019: стат. сб. / Красноярскстат. Красноярск, 2019
-
Лукина А.К. Формирование толерантности субъектов образовательного процесса // Вестник Томского государственного университета 2016. № 1. С. 43-46
-
Мак-Ларен П. Жизнь в школах: введение в критическую педагогику. М., Просвещение, 2007