Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №1 (49) (2020)
УДК 372.851
DOI 10.24888/2073-8439-2019-49-1-83-89
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ: ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОЛИМПИАДА-КОНКУРС»
В статье обоснована актуальность проблемы повышения финансовой грамотности личности. Качество жизни человека определяется его финансовым поведением, зависящим от уровня его финансовой грамотности. В этой связи повышение финансовой грамотности населения страны становится приоритетным направлением государственной политики, а приоритетной целевой аудиторией определяется молодежь. Перед школой ставится задача обеспечения доступного качественного образования, ориентированного на подготовку развитой личности учащегося, способного к успешной жизнедеятельности и эффективному саморазвитию в условиях динамичных флуктуаций современного общества. Финансовое просвещение, являясь составной частью социализации школьников, решает задачи развития коммуникабельности, умения работать сообща в различных социальных группах. Глубина и многофакторность проблемы повышения уровня финансовой грамотности личности, современные тенденции в развитии образовательной сферы и усиление процессов интеграции и взаимопроникновения наук позволили нам предложить исследование, ориентированное на решение следующей задачи: каковы практические механизмы (методы, средства и формы) формирования финансовой грамотности и финансовой дееспособности школьников. В рамках исследования авторами было проведено анкетирование, содержащее такие категории вопросов, как «Человек и финансы», «Финансы и математика». В анкетировании приняли участие обучающиеся 9 - 11 классов школ г. Ельца и Липецкой области, Центра среднего профессионального образования ЕГУ им. И.А. Бунина. В статье приводятся результаты проведенного мероприятия и соответствующие выводы. В качестве одного из механизмов создания мотивации на повышение финансовой грамотности и финансовой дееспособности обучающихся авторами статьи был разработан и реализован экономико-математический образовательный проект Олимпиада-конкурс «Математика+», описанный в данной статье. Дана характеристика олимпиадного задания, в качестве примера приведены фабулы конкретных задач. Авторами представлены решения учащимися некоторых математических задач, при этом выявлены «проблемные зоны», даны необходимые методические комментарии, сделаны выводы.
Ключевые слова
олимпиада; финансовая грамотность; финансовая дееспособность; задачи с финансовой составляющей; olympiad; financial literacy; financial capability; tasks with a financial component
FINANCIAL LITERACY OF SCHOOLCHILDREN: ECONOMIC AND MATHEMATICAL EDUCATIONAL PROJECT «OLYMPIAD-COMPETITION»
The article substantiates the relevance of the problem of increasing the financial literacy of an individual. A person’s quality of life is determined by his financial behavior, depending on the level of his financial literacy. In this regard, increasing the financial literacy of the country's population is becoming a priority of public policy, and youth is being identified as the priority target audience. The school is tasked with providing affordable quality education, focused on preparing a developed personality of the student, capable of successful life and effective self-development in the context of the dynamic fluctuations of modern society. Financial education, being an integral part of the socialization of schoolchildren, solves the problems of developing sociability, the ability to work together in various social groups. The depth and multifactorial nature of the problem of increasing the level of financial literacy of an individual, current trends in the development of the educational sphere and the strengthening of the processes of integration and interpenetration of sciences have allowed us to offer a study focused on solving the following problem: what are the practical mechanisms (methods, means and forms) of the formation of financial literacy and financial capability of schoolchildren. As part of the study, the authors conducted a survey containing such categories of questions as “Man and Finance”, “Finance and Mathematics”. The questionnaire was attended by students in grades 9-11 of schools in the city of Yelets and the Lipetsk Region, the Center for Secondary Professional Education of Bunin Yelets State University. In the article, the authors present the results of the event and the relevant conclusions. As one of the mechanisms for creating students' motivation to increase financial literacy and financial capability of students, the authors of the article developed and implemented an economic and mathematical educational project Olympiad-contest "Mathematics +" described in this article. The characteristic of the olympiad task is given, the plot of specific tasks is given as an example. The authors show the solutions to some mathematical problems by students, while identifying “problem areas”, the necessary methodological comments are given, conclusions are drawn.
Список литературы
-
Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации. 2009. URL: https://narfu.ru/sf/sevgi/aflatun/concept_rf.pdf (дата обращения: 15.09.2019)
-
Национальная стратегия повышения финансовой грамотности 2017-2023 гг. // Материалы официального сайта Министерства финансов Российской Федерации. URL: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2017/05/main/Natsstrategiya.docx (дата обращения: 15.09.2019)
-
Сафронова Т.М., Черноусова Н.В., Сафронова М.И. Формирование финансовой грамотности школьников в процессе обучения математике // Continuum. Математика. Информатика. Образование. 2018. № 4 (12). С. 129-134