Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №1 (49) (2020)
УДК 378
DOI 10.24888/2073-8439-2019-49-1-90-98
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ: ВИРТУАЛЬНАЯ СРЕДА ОБЩЕНИЯ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА КАК УХОД ОТ РЕАЛЬНОГО МИРА
В статье раскрывается актуальность использования виртуальной среды в информационном мире. Обращено внимание на то, что виртуальная среда обладает специфическим языком и нормами общения. Раскрыта специфика социальной атмосферы общения в виртуальной среде. Анализируются причины, по которым молодежь отдает предпочтение виртуальному общению в сетях. Выделены проблемы, возникающие у личности при виртуальном общении. Виртуальное общение привлекает доступностью и легкостью установления контактов, причем не только в режиме чата, но и в возможности обмена фото-, аудио- и видеоинформацией в неограниченном объеме, ввиду чего пользователи становятся от него зависимыми. Уделено внимание виртуализации, оказывающей на подростков и молодежь разъединяющий эффект. Раскрыты положительные стороны виртуального общения: расширение границ и аудитории общения, приобретение навыков партнерства, владение иностранным языком. Виртуальная коммуникация влияет на формирование культурной среды человека и ознакомление с множеством других культур. Она сегодня заместила реальное общение молодежи, понизила ценность общения. Это обосновано тем, что виртуализация в современном обществе приобрела небывалые масштабы. Всемирная сеть Интернет, являясь одной из прогрессивных технологий, обслуживает все общественные институты и поддерживает круглосуточное общение миллионов пользователей, обладает особой притягательностью в умах самого динамичного слоя общества - молодежи. Следует учитывать, что виртуальное пространство используется молодыми людьми не только для общения (диалога, переписки), сюда переносятся также определенные виды деятельности: работа с информационным потенциалом и получение информационных услуг, а также индивидуальная и совместная деятельность. Следовательно, изучая негативное влияние виртуальной среды на проблемы общения молодежи, преподаватели вузов должны найти пути педагогического влияния и создания условий для понимания юношеством значимости информационных технологий в современном обществе, эффективного профессионального диалога, формирования ценностей цифрового общества.
Ключевые слова
виртуальное общение; молодежь; информационные технологии; пользователи; virtual communication; youth; information technologies; users
CURRENT PROBLEMS OF SOCIAL PEDAGOGY: VIRTUAL ENVIRONMENT OF COMMUNICATION
The article reveals the relevance of the virtual environment in the information world. Attention is drawn to the fact that the virtual environment has a specific language and norms of communication. The specificity of the social atmosphere of communication in the virtual environment is revealed. The reasons why young people prefer virtual communication in networks are analyzed. The problems arising in a personality during virtual communication are studied. Virtual communication attracts by availability and ease of establishing contacts, not only in a chat mode, but also the ability to exchange photos, audio and video information in an unlimited amount, so that users become dependent on it. Attention is paid to virtualization, which has a disconnecting effect on adolescents and young people. The positive aspects of virtual communication are revealed: expansion of borders and audience of communication, acquisition of skills of partnership, knowing a foreign language. Virtual communication influences the formation of a person's cultural environment and familiarization with many other cultures. The virtual environment of communication today replaced the real communication among young people, lowered the value of communication. This is justified by the fact that virtualization in modern society has acquired an unprecedented scale. The World Wide Web, being one of the progressive technologies, serves all public institutions and supports round-the-clock communication of millions of users, has a special appeal in the minds of the most dynamic layer of society - youth. It should be born in mind that the virtual space is used by young people not only for communication (dialogue, correspondence), but also certain activities are transferred here - working with information potential and obtaining information services, as well as individual and joint activities. Therefore, studying the negative impact of the virtual environment on the problems of youth communication, University teachers should find ways of pedagogical influence and create conditions for young people to understand the importance of information technologies in modern society, effective professional dialogue, the formation of values of digital society.
Список литературы
-
Арефьева Е.О. Влияние виртуального общения на распространение социальных инноваций в современном обществе // Материалы научно-практической конференции Дыльновские чтения «Социальные инновации в жизни россиян: тенденции и парадоксы». Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2018. С. 289-291
-
Байдакова Д.М., Кричек П.Н. Сетевая культура молодежи: границы новой реальности // Россия в период трансформации: молодежь и вызовы современного общества: сборник материалов седьмой международной научно-практической конференции студентов и аспирантов. Ярославль: Образовательная организация высшего образования (частное учреждение) «Международная академия бизнеса и новых технологий (МУБиНТ)», 2013. С. 53-55
-
Желонкина О.К. Социально-психологические особенности юношества, обусловленные виртуальным общением // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2015. № 1(31). С. 220-224
-
Журавлева Т.А., Логиновских Е.Л., Пимонова О.В. Виртуальное общение: плюсы и минусы // Вестник научных конференций. 2017. № 9-2(25). С. 40-41
-
Кошелева А.О., Уман А.И. Профессиональное образование: инновационная функция. Орел: ОГУ им. И.С. Тургенева, 2018
-
Михалец И.В., Волчкова А.Д., Филиппова Е.Д. Виртуальное общение как новый вид общения в современном мире // Психология в России и за рубежом: материалы III Mеждунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). СПб.: Свое издательство, 2016. С. 23-25
-
Подлевских А.Н., Гусаков С.В., Мацкевич Е.С. Виртуальное общение подростков как педагогическая проблема // «Цифровое поколение» и педагогические реалии современной России: научно-практическая интернет-конференция с международным участием (Москва, ноябрь-декабрь 2016 г.) / Под ред. М.Р. Мирошкиной, Е.Б. Евладовой, С.В. Лобынцевой. М.: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», 2017. С. 238-244
-
Попова П.В. Различия между виртуальным и реальным общением // Язык и культура как национальное достояние в поликультурной среде: материалы II Международной студенческой заочной научно-практической конференции. Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2019. С. 158-160
-
Снитко А.И. Представления о виртуальном общении: теоретический и практический аспекты // Психология и педагогика образования будущего: материалы международной конференции студентов, магистрантов и аспирантов / под. ред. Л.В. Байбородовой, Н.В. Нижегородцевой. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2017. С. 187-190
-
Темнова Л.В., Пучкова Е.Б., Суховершина Ю.В. О вовлеченности поколения зет в виртуальную реальность // Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики: материалы I-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Калуга: Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, 2016. С. 327-334
-
Шангина О.В. Виртуальное общение молодежи как замена непосредственного общения // Четвертые Декартовские чтения «Рационализм и универсалии культуры»: материалы Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией А.И. Пирогова, Т.В. Растимешиной. М.: Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники», 2017. С. 261-268
-
Яковлева О.В. Влияние виртуальной среды на социализацию современной молодежи: анализ основных рисков // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2013. № 162. С. 183-188