Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»

Аннотации статей.

Батуев А. С.. У ИСТОКОВ ПРЕНАТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

В статье рассматривается состояние современной пренатальной психологии. Литературные и собственные данные автора свидетельствуют об особой роли пренатального периода развития в жизни человека. Мать и ребенок рассматриваются как единица нейрогуморально-психофизиологической системы. Различные эмоциональные и физические влияния матери в период вынашивания ребенка отражаются на последующей динамике физического и личностного развития ребенка
The In the article the condition of modern prenatal psychology is examined. Literary and own data of the author testify to a special role of human prenatal mental life. Mother and the child are considered as a unit of neurohumoral-psychophysiological system. Various emotional and physical influences of mother during pregnancy are reflected in subsequent dynamics of child's physical and personal development.

Леутин В. П., Николаева Е. И.. Адаптационные стратегии и специфика функциональной асимметрии мозга

Статья представляет собой обзор литературы, посвященной проблеме связи латеральных сенсорных и моторных признаков с психофизиологическими показателями. Высказывается гипотеза о специфической роли каждого полушария в процессе адаптации к природным факторам среды. В ранние сроки природной адаптации происходит активация левого полушария, которая сменяется активацией правого полушария. При активации левого полушария мобилизуются резервы организма. Активация правого полушария приводит к созданию новых программ взаимодействия в изменившейся среде. Затем вновь активация левого полушария способствует реализации новых программ в жизнь. Доказано, что люди с выраженными левыми признаками в сенсорной и моторной сфере обнаруживают лучшие показатели линейного кровотока в левом полушарии, чем люди с преимущественными правыми признаками при недостатке кислорода. Механизмы этих явлений обсуждаются
The article is the review of literature on the problem of the connection between lateral sensory and motor parameters and psychophysiological parameters. The specific roles of each brain hemisphere is proposed in natural factors adaptation. In the early period of adaptation there is the left hemisphere activation. It is followed the right hemisphere activation. Under the left hemisphere activation the reserves of the organism mobilization is proposed. Under the left hemisphere activation new programs of interaction with changing environment are formed. Then new left hemisphere activation promotes these programs in life. It is showed, that people with left parameters predominance in sensory and motor sphere have better linear blood circulation in left hemisphere then people with right predominance under oxygen shortage. The mechanisms of these phenomena are discussed.

Котова С. А.. Анализ психического и психологического здоровья студентов педагогического вуза

Целью исследования было изучение соотношения ведущих компонентов психического и психологического здоровья современной молодежи. Было обследовано 100 студентов, обучающихся в педагогическом университете. Показано, что большинство студентов, осваивающих профессию первого учителя, обладают довольно низким уровнем психического и психологического здоровья, имеют дисгармоничную регуляцию эмоционально-чувственной сферы, ограниченный ресурс для полноценной и успешной социализации в обществе, недостаточную направленность на просоциальное развитие нравственно-духовной сферы, вследствие сохранения инфантильной жизненной позиции.
The purpose of the research was to study a ratio of leading components of mental and psychological health of modern youth. It has been surveyed 100 students trained at pedagogical university. It was shown, that the majority of the students mastering a trade of the first teacher possess the low level of mental and psychological health, have disharmonious regulation of the emotional-sensual sphere, the limited resource for high-grade and successful socialization in a society, an insufficient orientation on prosocial development of moral-spiritual sphere, as consequence of the infantile vital position.

Алексеева Е.Е.. Подходы к проблеме профессионального здоровья студентов педагогического вуза

В статье рассматриваются значимые психологические характеристики профессионального здоровья студентов педагогического вуза (эмоциональное выгорание, коммуникативная толерантность, нейротизм, алекситимия). Представлены результаты исследований и предложены технологии решения проблемы
The analysis of the problem of the professional health of a pedagogical university students. E.E. Alekseeva. Essential psychological characteristics of a pedagogical university students' health (communicative tolerance, neurotism) are regarded. Research findings and effective technologies for problem solutions are offered

Деханова И. М., Каменская В. Г.. Психофизиологические основания индивидуальных различий в развитии физических качеств у дошкольников

В статье рассматривается актуальная проблема психофизиологических предпосылок различного развития физических качеств у детей 6-7 лет. На основе экспериментальных данных выявляются особенности развития физических качеств у детей с разным соматическим типом, а также особенности сенсомоторной интеграции, свойств оперативной памяти и селективного внимания. Выявленные соотношения между исследуемыми показателями позволяют выдвинуть предположение о взаимосвязи между проявлениями физических качеств и особенностями сенсомоторной интеграции, процессами развивающейся оперативной памяти у детей 6-7 лет.
The article describes the psycho physiological foundations of motor skills development in 6-7 years old children. According to data children with various somatic types have some differences in sensorimotor integration, motor skills and working memory development. The main point of the article is the correlation between from one side the speed of reaction, exactness- precision of reaction and the ability of child to recognize the conformity of natural laws in stimulus's organization and the other side working memory and motor skills.

Гудкова Т. В., Николаева Е. И.. Особенность латеральных показателей у дошкольников с различной выраженностью речевых проблем

В работе исследуются особенности латеральных показателей у детей с нормальным речевым развитием и с речевыми проблемами. В исследовании принимали участие две группы детей по 25 человек в каждой. Средний возраст детей составил 5,44 ± 0,62 лет (от 5 до 7 лет), среди них 22 мальчика и 28 девочек. Первая группа была представлена детьми без нарушений речи, вторая составлена из детей с речевыми проблемами (с не резко выраженным общим недоразвитием речи, сниженным уровнем адаптации). Показано, что среди детей с речевыми проблемами чаще встречаются неправорукие дети и дети с выраженным отрицательным коэффициентом правой руки (леворукие). Высказывается предположение, что часть детей имеет речевые проблемы вследствие травмы левого полушария в паранатальный период.
The features of lateral parameters in preschool children with normal speech development and with speech problems are investigated. Two groups of children (25 persons in each ones) participated in the investigation. Mean age of children was 5,44 ± 0,62 years (children from 5 till 7 years), among them 22 boys and 28 girls. The first group has been presented by children without infringements of the speech, the second is made of children with speech problems. It is shown, that among children with speech problems nonright-handers are more often then among children without these problems. It is assumed, that a part of children' speech problems is the consequences of a trauma of the left hemisphere in the pre- or postnatal period.

Булгакова О. С., Фомина Н. В.. Влияние коррекционных сеансов биоуправления с обратной связью по кардиоритму на течение невропатии у детей младшего и среднего школьного возраста

Исследовалось влияние лечебных сеансов физиологического биоуправления с обратной связью по кардиоритму (БОС) на изменение психофизиологического состояния детей младшего и среднего школьного возраста с диагнозом «невропатия». Тестирование проводилось дважды: до и после прохождения коррекционных сеансов. В методику обследования входило 7 психофизиологических параметров. Показано, что коррекционные сеансы БОС улучшают психофизиологическое состояние здоровья школьников.
The influence of medical sessions of physiological biofeedback control on cardiorhythm was investigated on the change of psychophysiological conditions of children of younger and average school age with diagnosis neuropathy. Testing was spent twice: before passage of correctional sessions. Into a technique of inspection entered 7 psychological parameters. It is shown, that correctional sessions it is barefooted improve psychological state of health of schoolchildren.

Япарова О. Г.. Особенности ценностных представлений кровных и приемных родителей

Работа посвящена описанию убеждений, целей и ценностей провинциальных родителей, принимающих на воспитание детей-сирот. Было выявлено, что некоторые убеждения и ценности неэффективных приемных родителей относительно семьи, детей, собственных способностей мешают установлению взаимопонимания с детьми и усложняют процесс адаптации членов приемной семьи. Показано, что эффективные приемные родители альтруистичны, социально ориентированы и видят свое предназначение в служении людям и, прежде всего, детям.
This work is devoted to the description of believes, purposes and values of the provincial parents adopted the children. It has been revealed, that some believes and values of inefficient adopted parents concerning family, children, own abilities prevent them to establish mutual understanding with children and complicate process of adaptation of members of adoptive family. It is shown, that effective adoptive parents are altruistic, socially focused and see the applicability in service to people and, first of all, to children

Борисенкова Е. Ю.. Выявление прогностически значимых проб для определения ведущих показателей латерального профиля у дошкольников 4-7 лет

Целью данной работы явилось сопоставление различных методов оценки латеральных признаков у детей и выявление прогностически значимых из них. В исследовании принимал участие 161 ребенок 4-7 лет (87 девочек и 74 мальчика), посещающих муниципальный детский сад. Для оценки профиля функциональной сенсомоторной асимметрии, состоящего из определения ведущих руки, ноги, глаза и уха, использовали наиболее часто встречающиеся в литературе пробы. Использовался факторный и корреляционный анализы. Показано, что, варьируя методами обработки, можно получить любое число детей с левыми и правыми показателями. Показано, что наиболее информативным является метод, при котором латеральные показатели переводятся в цифровые. На практике можно использовать метод оценки ведущих показателей латеральности, оценивая превалирования проб, выполненных преимущественно левым или правым способом.
The purpose of the given work was the comparison of various methods of an estimation lateral parameters in children and revealing significant ones. 161 children of 4-7 years were participants. For an estimation of a structure functional sensori-motor asymmetry, consisting of definition of leading hand, leg, eye and ear, the typical tests were used. It is shown, that varing of the methods of processing it is possible to receive any number of children with the left and right parameters. It is shown, that the most informative is the method at which lateral parameters are translated in digital. In practice it is possible to use a method of an estimation of leading lateral parameters estimating a prevalence of the tests executed in mainly left or right way.

Овсянникова В. В.. Роль когнитивных стилей в распознавании

В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного анализу связей между когнитивными стилями и точностью распознавания эмоциональных состояний. Анализируются три когнитивных стиля: полезависимость - поленезависимость, широкий - узкий диапазон эквивалентности и ригидность - гибкость познавательного контроля.
In article the results of the empirical research devoted to the analysis of connections between cognitive styles and accuracy of recognition of emotional conditions are presented. Three cognitive styles are analyzed: field dependence - field independence, wide - a narrow range of equivalence and rigidity - flexibility of the cognitive control

Подаева Н. Г.. ПРИНЦИП ПРИОРИТЕТА ЦЕЛОСТНОСТИ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ

Становление целостного представления о мире предполагает определенную организацию изучения геометрического материала, позволяющую реализовать приоритет целостности в обучении и определенный характер мышления. Этот процесс подразумевает использование аналитической деятельности и развитие рефлексивных способностей студентов.
Formation of integral conception of the world leads to organization of studying geometric material. This fact gives opportunity to realize priority of integrity in teaching and the definite type of thinking. This process is accompanied by using analytic activity and by developing students' reflective abilities.

Карташова В. Н.. Методологические подходы к профессиональной подготовке будущего учителя иностранного языка для младших школьников

В настоящее время раннее обучение иностранному языку рассматривается как важнейшее звено в системе непрерывного языкового образования. Современные требования к раннему обучению иностранному языку выдвигают в качестве первоочередной задачи поиск новых подходов и технологий в системе профессиональной подготовки будущего учителя. Ключевая роль принадлежит личностно-деятельностному и аксиологическому подходам, использованию технологий, базирующихся на принципах игрового обучения, ранней профессионализации, проблемного обучения, диалога культур.
At present the early teaching of foreign languages is considered to be one of the most important stages in the development of the language education in the country. Modern requirements of the early teaching of foreign languages put forward as a top priority task of looking for new technologies and approaches in the system of the professional training of foreign languages teachers. The key role belongs to the active-personal and value approaches, the use of technologies based upon the principles of play teaching, early career guidance, the problematical character, the dialogue of cultures.