Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Том №2 (3-4) (2008)
Психофизиологические основания индивидуальных различий в развитии физических качеств у дошкольников
В статье рассматривается актуальная проблема психофизиологических предпосылок различного развития физических качеств у детей 6-7 лет. На основе экспериментальных данных выявляются особенности развития физических качеств у детей с разным соматическим типом, а также особенности сенсомоторной интеграции, свойств оперативной памяти и селективного внимания. Выявленные соотношения между исследуемыми показателями позволяют выдвинуть предположение о взаимосвязи между проявлениями физических качеств и особенностями сенсомоторной интеграции, процессами развивающейся оперативной памяти у детей 6-7 лет.
Ключевые слова
физическое развитие; физические качества; соматотип; сенсомоторная интеграция; оперативная память; селективное внимание.
Psychophysiological basis of individual distinctions in development of physical qualities preschoolers.
The article describes the psycho physiological foundations of motor skills development in 6-7 years old children. According to data children with various somatic types have some differences in sensorimotor integration, motor skills and working memory development. The main point of the article is the correlation between from one side the speed of reaction, exactness- precision of reaction and the ability of child to recognize the conformity of natural laws in stimulus's organization and the other side working memory and motor skills.
Список литературы
-
Батуев А.С., Таиров О.П. (1978) Мозг и организация движения. М.
-
Бернштейн Н.А. (1991) О ловкости и ее развитии. М.
-
Бехтерев В.М. (1909) Значение исследования двигательной сферы для объективного изучения нервно-психической сферы человека // Русский врач. №№ 33, 35.
-
Дорохов Р.Н. (2000) Использование соматотипирования в педагогике и спортивной медицине: Соматические типы и соматотипирование: Сб. научных трудов. Смоленск
-
Запорожец А.В. (1960) Развитие произвольных движений. М.
-
Ильин Е.П. (2003) Психомоторная организация человека. СПб. 384 с.
-
Каменская В.Г. (2005) Детская психология с элементами психофизиологии. М.
-
Каменская В.Г. (2005) Сенсомоторная интеграция как маркер интеллектуального развития: Мат-лы Всерос. конф. «Природные факторы и социальные условия успешности обучения». СПб. С.16-25.
-
Кольцова М.М. (1973) Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М.
-
Лях В.И. (2003) Координационные способности в спорте: теории, модели, направления настоящих и будущих исследований. Моделирование управления движениями человека. Сб. научных трудов. Москва.
-
Небылицын В.Д. (1976) Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука
-
Русалов В.М. (1979) Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука.
-
Сеченов И.М. (1953) Рефлексы головного мозга // Избранные произведения. М.
-
Тарасова Т.А. (2005) Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. М. 176 с.