Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Том №2 (3-4) (2008)
Особенность латеральных показателей у дошкольников с различной выраженностью речевых проблем
В работе исследуются особенности латеральных показателей у детей с нормальным речевым развитием и с речевыми проблемами. В исследовании принимали участие две группы детей по 25 человек в каждой. Средний возраст детей составил 5,44 ± 0,62 лет (от 5 до 7 лет), среди них 22 мальчика и 28 девочек. Первая группа была представлена детьми без нарушений речи, вторая составлена из детей с речевыми проблемами (с не резко выраженным общим недоразвитием речи, сниженным уровнем адаптации). Показано, что среди детей с речевыми проблемами чаще встречаются неправорукие дети и дети с выраженным отрицательным коэффициентом правой руки (леворукие). Высказывается предположение, что часть детей имеет речевые проблемы вследствие травмы левого полушария в паранатальный период.
Ключевые слова
латеральные признаки; рукость; функциональной сенсомоторной асимметрии; речевые проблемы; дети
The peculiarities of lateral indices of preschoolers with different speech problems expressiveness
The features of lateral parameters in preschool children with normal speech development and with speech problems are investigated. Two groups of children (25 persons in each ones) participated in the investigation. Mean age of children was 5,44 ± 0,62 years (children from 5 till 7 years), among them 22 boys and 28 girls. The first group has been presented by children without infringements of the speech, the second is made of children with speech problems. It is shown, that among children with speech problems nonright-handers are more often then among children without these problems. It is assumed, that a part of children' speech problems is the consequences of a trauma of the left hemisphere in the pre- or postnatal period.
Список литературы
-
Астапов В.М. (1994) Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М.
-
Аркелов Г.Г., Шотт Е.К., Лысенко Н.Е. (2004) Особенности стрессовой реакции у правшей и левшей // Вестник Московского университета / Серия «Психология». N 2. С. 3.
-
Безруких М.М. (2003) К вопросу о функциональной межполушарной асимметрии и латерализации моторных функций // Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии. М.: НИИ мозга РАМН.С. 27-28.
-
Брагина, Н.Н., Доброхотова Т.А. (1981) Функциональные асимметрии человека. М.: Медицина.
-
Волосовец Т.В. (ред) (2007) Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. М.: Сфера.
-
Волкова Л.С. (ред) (2003) Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Л.С. Волковой. - Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. М.
-
Глухов В.П. (2001) Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием. М.
-
Драганова О.А., Сычов В.С. (2003) Индивидуально-психологические особенности детей с разными формами мануальной асимметрии // Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии. М.: НИИ мозга РАМН. С. 117-118
-
Ендолов В.В., Яшенкина Т.В. (2003) Особенности функциональной асимметрии мозга детей с нарушением функции речи // Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии. М.: НИИ мозга РАМН. С. 123.
-
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. (1999) Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург.
-
Кондратенко И. (200) Формирование эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи. М.: КАпр
-
Корнев А.Н. (1997) Нарушения чтения и письма у детей. СПб
-
Корнев А.Н. (1994) О систематике клинических форм недоразвития речи // Расстройства речи, клинические проявления и методы коррекции. СПб. С. 135-145
-
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. (2001) Преодоление речевых нарушений у детей. СПб
-
Наследов А.Д. (2004) Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учебн. пос. СПб.: Речь
-
Николаева Е.И. (2001) Психофизиология: учебник. для студ. высш. учеб. завед. Новосибирск: Лада, Наука. 442 с
-
Николаева Е.И. (2005) Леворукий ребенок: диагностика, обучение, коррекция. СПб: Детство-Пресс
-
Николаева Е.И., Ковалева Е.Ю. (2006) Специфика определения и использования рукости у детей 4-7 лет в медицинской практике // Ученые записки СПбГМУ им. И.П. Павлова. Т. 13. № 4. С.35-38
-
Николаева Е.И., Пыстина, Е.А., Ковалева, Е.А. (2004) Особенности формирования латерального фенотипа в детском возрасте // Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова. Т. 90. N 8. С.388
-
Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. (1989) Основы логопедии. М.: Просвещение
-
Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. (2003) Логопедическая работа с дошкольниками: учебн. пособ. для студ. высш. пед. заведений. М.: Академия.