Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Том №2 (3-4) (2008)
Выявление прогностически значимых проб для определения ведущих показателей латерального профиля у дошкольников 4-7 лет
Целью данной работы явилось сопоставление различных методов оценки латеральных признаков у детей и выявление прогностически значимых из них. В исследовании принимал участие 161 ребенок 4-7 лет (87 девочек и 74 мальчика), посещающих муниципальный детский сад. Для оценки профиля функциональной сенсомоторной асимметрии, состоящего из определения ведущих руки, ноги, глаза и уха, использовали наиболее часто встречающиеся в литературе пробы. Использовался факторный и корреляционный анализы. Показано, что, варьируя методами обработки, можно получить любое число детей с левыми и правыми показателями. Показано, что наиболее информативным является метод, при котором латеральные показатели переводятся в цифровые. На практике можно использовать метод оценки ведущих показателей латеральности, оценивая превалирования проб, выполненных преимущественно левым или правым способом.
Revealing significant tests for definition of leading lateral parameters in preschool children
The purpose of the given work was the comparison of various methods of an estimation lateral parameters in children and revealing significant ones. 161 children of 4-7 years were participants. For an estimation of a structure functional sensori-motor asymmetry, consisting of definition of leading hand, leg, eye and ear, the typical tests were used. It is shown, that varing of the methods of processing it is possible to receive any number of children with the left and right parameters. It is shown, that the most informative is the method at which lateral parameters are translated in digital. In practice it is possible to use a method of an estimation of leading lateral parameters estimating a prevalence of the tests executed in mainly left or right way.
Список литературы
-
Айрапетянц В.А. (1982) Сравнительное изучение функциональной межполушарной асимметрии у детей на разных этапах онтогенеза. Взаимоотношения полушарий мозга. Мат. Всес. конф., посвящ. 60-летию образования СССР. Тбилиси: Мецниереба. С. 92-93.
-
Аркелов Г.Г., Шотт Е.К., Лысенко Н.Е. (2004) Особенности стрессовой реакции у правшей и левшей. Вестник Московского университета. Серия «Психология». N2. С.3-15
-
Безобразова В.Н., Догадкина С.Б. (1988) Особенности центрального и периферического кровообращения юношей 16-17 лет с разными типами мануальной асимметрии // Физиология школьников юношеского возраста. М.: Изд. АПН СССР. С. 145-153
-
Безруких М.М. (2003) К вопросу о функциональной межполушарной асимметрии и латерализации моторных функций. Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии. М.: НИИ мозга РАМН. С. 27-28.
-
Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. (1988) Функциональные асимметрии человека.2-е изд. перераб и доп. М.: Медицина.
-
Вильдовский Б.Ю., Князева М.Г. (1989) Метод определения и характеристика мануальной асимметрии в онтогенезе. Физиология человека. 1989. №1. С.112-125
-
Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. (1994) Левши. М.
-
Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. (2000) Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии. Уч. пособие. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 144 с.
-
Зельдович Я.И. (2004) Распределение профилей латерализации моторных и сенсорных функций у детей 6-7 лет. Альманах «Новые исследования». № 1-2. С.122.
-
Королева И.В., Шургая Г.Г., Штыров Ю.Ю. (1998) Разработка дихотических тестов и проведение дихотического прослушивания: Метод. рек. СПб.
-
Лурия А.Р. (1963) Мозг человека и психические процессы. М.: Изд-во МГУ
-
Леутин В.П., Николаева Е.И. (2005) Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность. СПб.: Речь. 368 с.
-
Москвин В.А. (2002) Межполушарные отношения и проблема индивидуальных различий. М.: Изд-во МГУ; Оренбург: Изд-во ИПКОГУ. 288 с.
-
Попович Т.В. (2003) Становление функциональных асимметрий и их связь с индивидуально-психологическими особенностями (на примере детей школьного возраста): Автореф. дис. … канд. псих наук. Барнаул. 24 с.
-
Сидоренко Е.В. (2002) Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь».
-
Bishop D.V.M. (2001) Individual Differences in Handedness and Specific Speech and Language Impairment: Evidence Against a Genetic Link. Behavior Genetics.V. 31. No. 4. P. 339-351.