Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Аннотации статей.
Каменская В. Г., Морозова А. В.. ОЦЕНКА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ КОГНИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК, ОСВАИВАЮЩИХ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
В структуре когнитивной деятельности закономерности восстановления адаптационного ресурса являются мало изученными по сравнению с режимом его мобилизации. Нами высказано предположение о том, что динамика восстановления адаптационного ресурса разная для различных параметров гомеостатической регуляции кардиального ритма и определяется поло-специфическими особенностями организации когнитивной деятельности. Апробируется модель, включающая четыре серии регистрации сердечного ритма, которая позволяет изучать восстановление адаптационного ресурса с помощью параметров нелинейной стохастической кардиоинтервалометрии (НСК). Было выявлено влияние пола испытуемых на динамику индекса вегетативного баланса, который у девушек характеризуется высокой реактивностью и ригидностью по сравнению с юношами. Наиболее заметные дифференциальные отличия показаны для параметров НСК, характеризующих участие высших отделов регуляции в процессе адаптации к когнитивной деятельности и восстановления после нее. В целом результаты свидетельствуют о том, что динамика восстановления адаптационного ресурса по различным параметрам гомеостатической регуляции кардиального ритма разная.
The hypothesis about different character of homeostatic parameters regulation of the heart activity are discussed it is proposed that it is determined by sex features of cognitive work. We propose the experimental model with active verbal set and three rest sets: one is before verbal test and two are after cognitive activity. Special computer program calculated spectral power of ultralow, low, middle and high frequencies and estimated averaged values of RR-intervals, ? RR-intervals, fractal index - ? of ultralow and low frequency interval. There is proved that the dynamic of RR-intervals and ? RR-interval has the same dynamic for men (13 subjects) and women (20 subjects). We saw the reinstatement for these parameters, but men had the more obvious recurrence than women. The fractal index - ? displayed the difference temporal track in the men and women groups. More effective verbal activity of the most women coincided the growth of ? value on verbal test and recurrence its value on third and fourth sets. Men had opposite dynamic on this experimental model.
Кулганов В. А., Костина Л. М.. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ТРЕВОЖНОСТИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ
В статье дается обзор существующих в настоящее время психофизиологических проявлений тревожности как состояния и свойства личности, подтверждающий физиологическую основу формирования тревожности на различных этапах онтогенеза. Представлены результаты экспериментального исследования связи между психофизиологическими показателями и проявлением тревожности у первоклассников.
There is the review of the known now psyhophysiological anxiety manifestation as the personality state and property. It shows physiological basis of anxiety forming on the different state of ontogenesis. The result of experimental research shows the connection between psychological parameters and anxiety in the first grade students.
Мельникова И. Е.. ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 1-Х И 5-Х КЛАССОВ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДЕЗАДАПТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
В данном исследовании освещается проблема адаптации школьников к физическим и когнитивным нагрузкам. Исследуются гендерные особенности учащихся 1-х и 5-х классов в обеспечении адаптивных реакций. Рассматриваются механизмы возникновения дезадаптации. Предлагаются комплексные показатели, характеризующие успешность протекания процесса адаптации
In this article the problem of school children adaptation for physical and cognitive activity is covered. Gender peculiarities of the first and fifth grades children are investigated. The mechanisms of desadaptation development are analyzed. Complex parameters characterizing the successfulness of adaptation process are offered.
Николаева Е. И.. СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
Рассматриваются проблемные точки современного преподавания психологии в вузе, предлагается изменить как программу, так и способ взаимодействия преподавателей со студентами
Problem points of modern psychology teaching at the universities are viewed. The program changing and new methods of professors and students interaction are offered.
Котова С. А.. КОНСИЛИУМ И ЕГО ФУНКЦИИ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Психолого-педагогический консилиум рассматривается как новая форма управления образовательной средой ребенка, обеспечивающая ее максимальное соответствие динамично меняющимся и разнообразным потребностям психического развития ребенка.
Psychological-pedagogical consultation is seen as new form of management of child educational environment for its top compliance different and dynamically changing child psychical needs. The historical review of changing theory and practice of consultations was offered. Comparison analysis of different consultations types and its using during decision different tasks was realized. Technology of realization psychological-pedagogical consultations was described; difficulties of consultations in educational institutions in modern times were shown.
Грядкина Т. С.. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ГЛАЗАМИ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Успешность дошкольного образования во многом зависит от взаимопонимания между педагогами и психологами. Наше исследование установило, что оно часто затруднено в силу недостаточной практической готовности выпускников университета к решению проблем, возникающих при обучении и воспитании детей. Повышение качества такой готовности может быть обеспечено не только при освоении специальных психологических дисциплин, но и посредством решения конкретных задач при изучении различных методик развития дошкольников, прежде всего «Теории и технологий физического воспитания детей дошкольного возраста». Наиболее эффективен «кейс-метод», позволяющий студентам учиться разрешать сложные педагогические ситуации, организуя взаимодействие различных специалистов
The successfulness of preschool education depends in many aspects on common understanding between teachers and psychologist. Our research shows, that communication often is difficult because of insufficient efficiency of university graduating students to decide the practical problems. Promotion of the quality of this efficiency can be provided as by mastering of psychological disciplines and by decision of concrete tasks during tests learning, first of all «Theory and technology of preschool children physical education». The most effective is the case-method, permitting the students to decide the complex pedagogical tasks under different specialists' common understanding.
Рудкевич Л. А.. КАК РЕФОРМА СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОЖЕТ ОТРАЗИТЬСЯ НА ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗАХ?
Статья посвящена дискуссии относительно преобразования современной средней школы. Делается предложение по изменению состава дисциплин, необходимых для изучения в школе, и наполняемости их содержания
The article was devoted to the discussion about modern secondary school reform. The suggestions on changing structure of school disciplines and contents of these disciplines are made
Ильина С. Е., Сорокина Н. В.. ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ, ОСВАИВАЮЩИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ДЕТСКАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Целью работы было изучить личностные особенности студентов, осваивающих специальность «детская практическая психология». В обследовании принимали участие 88 студентов (учащиеся дневной формы обучения, 36 человек, средний возраст 17,9 лет; учащиеся заочной формы, 52 человека, средний возраст - 32,4). Изучали невербальный интеллект (методика Дж. Равена), социальный интеллект (методики Дж. Гилфорда и М. Салливена), индивидуально-типологические особенности (опросник Г.Ю. Айзенка EPQ), структура психологических защит личности (опросник Life stile index Р. Плучика-Х.Келлермана-Х.Конте), акцентуации (методика Г. Шмишека). Нет разницы между студентами разных форм обучения. Обнаружено несоответствие индивидуально-личностных характеристик будущих педагогов-психологов профессиональным требованиям к личности практического психолога (высокий уровень психотизма и нейротизма).
The purpose pf the article was to investigate personal features of students, learning profession «Child practical psychology». 88 students were participants (day forms of education, 36 people, mean age 17,9 лет, correspondence course, 52 people, mean age - 32,4). Nonverbal intelligence (Raven's method), социальный интеллект (Gilford & Sullivan test), particularly-personal features (Eysenck EPQ), defenses structure (Life stile index of Plutchik, Kellerman, & Conte), акцентуации (Schmishek's method). There are no any differences between two groups of students. It was showed discrepancy particularly-personal features of future teachers to requires for practical psychologist personalities (high level of neurotism and psychotism).
Чижик А. В., Чижик Э. В.. ТЕОРИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ: УРОКИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Статья посвящена анализу сопротивления учащихся учебе в школе. Рассматривается несколько концепций, связывающих это сопротивление как с меньшинствами, так и с социально-экономическим контекстом. Описываются теории, предлагающие варианты разрешения проблемы сопротивления в школе.
The article is devoted to the analysis of opposition of schoolchildren from studying at school. Some concept connecting opposition both minorities and socio-economical context are rated. The theories proposing the methods of problem school opposition decision are described.
Каменский Б. В.. НУЖНЫ ЛИ ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ В ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ?
Статья посвящена роли детского психолога в детском образовательном учреждении. Рассматриваются причины, по которым в настоящее время детский психолог не может эффективно выполнять свои обязанности. Делаются предложения относительно повышения роли психолога в образовательном учреждении.
The article is devoted to the role of teacher-psychologists in children educational institutions. The courses of non effective works of a child psychologist are rated. The proposals about the role of psychologist at school and kindergarten are made
Руссак Ю. А.. РАБОТА ПСИХОЛОГА МОЛОДЕЖНОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ СО СТАРШИМИ ПОДРОСТКАМИ В РАМКАХ ОХРАНЫ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЕЖИ
Данная статья раскрывает особенности работы практического психолога по охране репродуктивного здоровья у старших подростков в Молодежных консультациях - специализированных Центрах, функционирующих в г. Санкт-Петербурге с 1999 года и оказывающих комплексную медико-психолого-социальную помощь молодежи. Актуальность указанной работы подтверждена анкетированием, проведенным специалистами Молодежной консультации среди посетителей Центра (учащихся 9-11 классов общеобразовательных школ) на предмет проведения свободного времени и организации досуга.
The peculiarities of practical psychologist work for reproductive health protection of teenagers in Youth Consultation - specializing centers functioning from 1999 yr. in Saint-Petersburg and providing the complex medico-psychological- social help for young people are revealed. Actuality of this help was supported with specialists of Youth Consultation.
Япарова О. Г.. ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ КРОВНЫХ И ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ
Работа посвящена описанию убеждений, целей и ценностей провинциальных родителей, принимающих на воспитание детей-сирот. Было выявлено, что некоторые убеждения и ценности неэффективных приемных родителей относительно семьи, детей, собственных способностей мешают установлению взаимопонимания с детьми и усложняют процесс адаптации членов приемной семьи. Показано, что эффективные приемные родители альтруистичны, социально ориентированы и видят свое предназначение в служении людям и, прежде всего, детям.
This work is devoted to the description of believes, purposes and values of the provincial parents adopted the children. It has been revealed, that some believes and values of inefficient adopted parents concerning family, children, own abilities prevent them to establish mutual understanding with children and complicate process of adaptation of members of adoptive family. It is shown, that effective adoptive parents are altruistic, socially focused and see the applicability in service to people and, first of all, to children.