Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Том №1 (1-2) (2009)
ОЦЕНКА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ КОГНИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК, ОСВАИВАЮЩИХ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
В структуре когнитивной деятельности закономерности восстановления адаптационного ресурса являются мало изученными по сравнению с режимом его мобилизации. Нами высказано предположение о том, что динамика восстановления адаптационного ресурса разная для различных параметров гомеостатической регуляции кардиального ритма и определяется поло-специфическими особенностями организации когнитивной деятельности. Апробируется модель, включающая четыре серии регистрации сердечного ритма, которая позволяет изучать восстановление адаптационного ресурса с помощью параметров нелинейной стохастической кардиоинтервалометрии (НСК). Было выявлено влияние пола испытуемых на динамику индекса вегетативного баланса, который у девушек характеризуется высокой реактивностью и ригидностью по сравнению с юношами. Наиболее заметные дифференциальные отличия показаны для параметров НСК, характеризующих участие высших отделов регуляции в процессе адаптации к когнитивной деятельности и восстановления после нее. В целом результаты свидетельствуют о том, что динамика восстановления адаптационного ресурса по различным параметрам гомеостатической регуляции кардиального ритма разная.
Ключевые слова
кардиоинтервалометрия; когнитивная деятельность; адаптационный ресурс
The hypothesis about different character of homeostatic parameters regulation of the heart activity are discussed it is proposed that it is determined by sex features of cognitive work. We propose the experimental model with active verbal set and three rest sets: one is before verbal test and two are after cognitive activity. Special computer program calculated spectral power of ultralow, low, middle and high frequencies and estimated averaged values of RR-intervals, ? RR-intervals, fractal index - ? of ultralow and low frequency interval. There is proved that the dynamic of RR-intervals and ? RR-interval has the same dynamic for men (13 subjects) and women (20 subjects). We saw the reinstatement for these parameters, but men had the more obvious recurrence than women. The fractal index - ? displayed the difference temporal track in the men and women groups. More effective verbal activity of the most women coincided the growth of ? value on verbal test and recurrence its value on third and fourth sets. Men had opposite dynamic on this experimental model.
Key words:
RR-intervals estimation; cognition; adaptive resource
Список литературы
-
Адаптация (2006). Адаптационный ресурс // Энциклопедический иллюстрированный словарь. Человек. Анатомия. Физиология. Психология. СПб.: Питер. С. 12.
-
Илюхина В.А., Заболотский И.Б. (1993) Энергодефицитарные состояния здорового и больного человека. СПб.: Печатник. С. 192.
-
Мозг и поведение (1990). М.: Наука. С. 591.
-
Мельникова И.Е. (2005) Психофизиологические закономерности мобилизации адаптационного ресурса у детей и подростков: дис. … д-ра психол. наук. СПб. С. 467.
-
Каменская В.Г. (2007) Стресс как психобиологический фактор формирования статуса здоровья // Сб. трудов конф. к 20-летнему юбилею каф. психологии и психофизиологии ребенка «Здоровье подрастающего поколения мегаполиса». СПб.: Милена. С. 12.
-
Зверева С.В. (2006) Развитие интеллекта как высшего уровня адаптационной системы в контексте гендерных различий: дис. … д-ра психол. наук. СПб. С. 672.
-
Илюхина В.А. (2003) Взаимообусловленность снижения уровня здоровья, стрессорной устойчивости организма и психологической толерантности // Теоретические и эмпирические подходы к изучению толерантных установок сознания и толерантности отношений. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. С. 57.
-
Калиниченко С.Г., Мотовкин П.А. (2005) Кора мозжечка. М.: Наука. С. 319.
-
Музалевская Н.И., Урицкий В.М., Балым А.Л. (2004) Регрессионные оценки в диагностике состояния функциональных связей вегетативной нервной системы при синдроме вегетативной // Вестник аритмологии. № 35. Приложение А. С. 151.
-
Каменская В.Г. (2006) Детская психология с элементами психофизиологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Форум, С.269.
-
Безруких М.М. (1989) Особенности регуляции сердечного ритма у школьников 13-16 лет под влиянием учебных занятий // Физиология человека. Т.15. № 2. С. 85.
-
Умрюхин Е.А., Джебраилова Т.Д., Коробейникова И.Н. (1995) Энергообмен у школьников при разной успешности работы на компьютере // Физиология человека. Т. 21. № 4. С. 79.
-
Быков Е.В., Исаев А.П. (2001) Адаптация к школьным нагрузкам учащихся образовательных учреждений нового типа // Физиология человека. Т. 27. № 5. С. 76.
-
Каменская В.Г., Зверева С.В., Музалевская Н.И., Томанов Л.В. (2002) Изменение кардиоритма и его стохастических параметров у первоклассников с нормальным нервно-психическим развитием и у детей с речевыми нарушениями в ситуации интеллектуальной деятельности // Журнал высшей нервной деятельности. Т. 52. Вып. 2. С. 154.
-
Каменская В.Г., Зверева С.В., Музалевская Н.И., Томанов Л.В. (2000) Дифференциальные психофизиологические признаки различной интеллектуальной успешности детей дошкольного возраста // Психологический журнал. Т. 22. № 1. С. 78.
-
Каменская В.Г., Музалевская Н.И., Зверева С.В., Томанов Л.В. (2001) Показатели флуктуации кардиоинтервалов при различных функциональных состояниях дошкольников // Физиология человека. Т. 27. № 3. С. 89.
-
Морозова А.В. (2003) Возрастные особенности психофизиологических механизмов обеспечения мотивационно-обусловленной интеллектуальной деятельности детей 4-8 лет: Автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб. С. 28.
-
Никифорова С.Н. (2005) Психофизиологические дифференциально-диагностические исследования детей 6-8 лет с проблемами интеллектуального развития: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб. С. 27.
-
Котова О.А. (2006) Психологические и психофизиологические особенности младших и старших школьниц из различного типа образовательных учреждений: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб. С. 26.
-
Музалевская Н.И., Каменская В.Г. (2007) Оценка адаптационного ресурса и состояния здоровья старшеклассников методом нелинейной стохастической кардиоинтервалометрии // Физиология человека. Т. 33. № 3. С. 60-68.
-
Баевский Р.М., Берсеньева А.П. (1997) Оценка адаптивных возможностей организма и риск заболеваний. М.: Медицина. 236 с.
-
Музалевская Н.И., Урицкий В.М. (1993) Стохастическая динамика гомеостатической регуляции // Сб. научн. трудов НИИ им. Джанелидзе «Профилактика при острой сердечной недостаточности и нарушениях ритма». СПб. С. 43.
-
Урицкий В.М., Музалевская Н.И. (1995) Физические механизмы фрактальной организации живых систем // Биомедицинская информатика. СПб. С.108.
-
Музалевская Н.И., Урицкий В.М., Олимов Н.Х. (1998) Фрактальный принцип гомеостатической регуляции // Труды Русского физиол. Конгресса (14-18 сентября 1998, Ростов на Дону). С. 364.
-
Uritsky V.M., Muzalevskaya N.I. (1997) Self-organization criticality as a possible mechanism for controlling 1/f fluctuation in living systems // Proc. 14th Int. Conf. on noise in physical systems and 1/f fluctuation, Singapore: World Scientic. P. 649.
-
Muzalevskaya N.I., Uritsky V.M. (1999) Assessing cardiac risk by the two-parametrical stability analysis of 1/f fluctuations of RR - interval. - In Proc. 15-th Int. Conf on Noise in physical Systems and 1/f fluctuations, Hong-Kong. P. 203.
-
Heart rate variability (1996). Standards of measurements // European Heart Journal. V. 17. P. 354.
-
Heart rate variability (1996). Standards of measurements, physiological interpretation, and clinical use // Circulation. V .93. N 5. P. 1043.
-
Muzalevskaya N.I. (1996) Advanced methods of nonlinear dynamics and fractal analysis for diagnostic and correction of homeostatic regulation // WHO UH. Department circulation. Geneva. P. 18.
-
C.-K.Peng (1999). Detrended fluctuation analysis (DFA). web-link:
-
Музалевская Н.И., Урицкий В.М. (2000) Интегральная оценка здоровья в концепции устойчивости стохастической динамики гомеостаза. Здоровье в XXI веке // Сб. матер. Всеросс. науч.-практич.конференции, 28-30 сент. Тула. С. 364.
-
Сидоренко Е.В. (2005) Статистические методы в психологии: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУ. С. 389.
-
Каменская В.Г., Котова С.А. (2007) Аксиологическая парадигма в современном образовании // Вестник Герценовского университета. Т. 4. № 40. С. 38.
-
Умрюхин Е.А. (2004) Медико-биологические аспекты интеллектуальной деятельности. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана. С. 320.