Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»

Аннотации статей.

Герасимова Е. Н., Горшенина М. В.. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

Данная статья посвящена рассмотрению проблемы развития профессиональной рефлексии у студентов-психологов. Авторы уделяют внимание разработке и экспериментальному апробированию программы и педагогических технологий развития профессиональной рефлексии у студентов-психологов
This article is devoted to consideration of a problem of development of a professional reflection at students-psychologists. Authors pay attention to development and experimental approbation of the program and pedagogical technologies of development of a professional reflection at students-psychologists.

Гордиенко Н. Н.. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СИСТЕМЫ ОТНОШЕНИЙ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ

Целью работы явилось психологическое и психофизиологическое исследование специфики содержания и выраженности системы отношений студентов гуманитарного и технического профиля обучения. Объектом исследования были 120 студентов 18-25 лет, осваивающих гуманитарные и технические специальности. Использовали методику «Психомоторный дифференциал» и ассоциативный тест в авторском варианте, опросник структуры темперамента В.М. Русалова, серию тестов В.И. Гарбузова, опросник Плутчика-Келлермана-Конте, тест «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена, тест М. Люшера. Методы исследования позволяют прогнозировать успешность освоения студентами различных образовательных программ, своевременно выявлять возникающие трудности, организовывать направления психокоррекционной и консультативной работы.
The research of psychological and psychophysological peculiarities the attitude system of students of humanitarian and technical educational profiles by Gordienco N.N.
The purpose of the research was the psychological and psychophysological investigation of the attitude system peculiarities of humanitarian and technical educational profiles students. 120 students (18-25 yr. old) both humanitarian and technical educational profiles were participants. We used the methods: «Psychomotor differential» and associative test (author's modification), Rusalov's questionnaire of temperament structure, Garbusov's tests, Russion version Conte test for the psychological protection estimation by Plutchik, Kellerman & Conte, 1979, Raven's test, Luscher's test. The research methods allow to forecast the students success in educational programs mastering.

Карташова В. Н.. МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ОБУЧЕНИЕ: СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОДЕРЖАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Новые условия мирового развития радикально изменили задачи и содержание языкового образования. Формирование профессиональной компетенции будущего учителя иностранного языка осуществляется на основе методики межкультурного обучения. Важная роль принадлежит текстам социолингвистической направленности.
The new conditions of world development radically changed the tasks and the content of language education in our country. Formation of the professional competence of future teacher of foreign language is accomplished on the basis of the procedure of crosscultural education. Important role belongs to the texts of sociolinguistic directivity.

Пачина Н. Н.. К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗНАНИЯ

В данной статье автор характеризует процесс становления профессионального знания, анализирует определения термина «знание», раскрывает основные этапы профессионального развития личности.
In this article the author characterizes the process of formation of professional knowledge, describes the definitions of the term «knowledge», and shows the main stages of personality's professional development.

Подаева Н. Г.. ПСИХОЛОГО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ: УРОВНИ ПОНИМАНИЯ, УСВОЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ МАТЕРИАЛА

В статье анализируются условия развития поисковой, исследовательской активности, творческого мышления при обучении математике. В ракурсе проблемы поиска многозначных контекстов обучения математике в школе и вузе рассматривается система психолого-дидактических задач. Раскрываются основные дидактические приемы, направленные на запоминание учебного материала, основанные на методе текущего повторения в неотсроченном режиме. Производится анализ умения доказывать: раскрывается его содержание, выделяются составляющие его компоненты и условия эффективной организации их усвоения. Определяется состав деятельности учащихся по выполнению геометрических преобразований.
In article conditions of development of search, research activity, creative thinking at training are given to the mathematics. The system of psychological and didactic problems is considered here within the limits of a problem of training to the mathematics at school and high school. The basic didactic receptions directed on storing of a teaching material, are based on a method of current repetition reveal. The ability of proving is analysed: its maintenance, components and conditions of the effective organisation. The structure of pupils' activity on performance of geometrical transformations is defined.

Пономарева Е. Ю.. МОТИВАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ФИТНЕС-АЭРОБИКА»)

В статье автор обосновывает необходимость формирования здорового образа жизни студентов. Представлено содержание элективного курса «Фитнес-аэробика», внедренного в практику работы учебных и оздоровительных заведений
In the article the author proves necessity of forming students' healthy way of living. The maintenance of the elective course «Fitness-aerobics», which was applied in practice of medical and educational organizations, is described here

Кулганов В. А., Кузьмичева И. В.. ФОРМЫ И ПРИЧИНЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Настоящая работа посвящена выяснению причин возникновения девиантного поведения у подростков. Для выяснения форм и причин девиантного поведения нами было проведено социологическое исследование среди учащихся девятых классов (60 человек). Выявлены наиболее распространенные формы девиаций у учащихся девятых классов общеобразовательной школы: употребление алкоголя; курение; агрессивность и жестокость. Доминирующей формой отклоняющегося поведения подростков 15 - 16 лет, по нашим наблюдениям, является курение. Основными причинами девиантного поведения являются: нарушение структуры и функции семьи; психоэмоциональные перегрузки; материально-бытовое неблагополучие; пропаганда средствами массовой информации бездуховности, насилия, секса; реклама табачных изделий и спиртных напитков; школьные факторы (отсутствие индивидуального подхода, неадекватность воспитательных мер и т.п.).
The purpose of the article was to analyze the courses of deviant behavior of teenagers. 60 students of 9th grade were participant of social investigation. The most widespread forms of deviations were alcohol using; smoking; aggression and cruelty. Dominant form was smoking. The main courses of deviant behavior were: disturbance of family structure and function; psychoemotional shifting; financial troubles; propaganda by media violence, smoking and alcohol; school factors (the absence of individual methods of education).

Кузовлева Н. В.. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ УМСТВЕННОГО ТРУДА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДЕВИАНТНЫМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ В ПОВЕДЕНИИ НА УРОКАХ ИНОЯЗЫЧНОЙ КУЛЬТУРЫ

В работе анализируется девиантное поведение детей, обучающихся в начальной школе, приводятся причины его возникновения и последствия для обучения. Рассматривается УМК «The World of English», который позволяет вести целенаправленную коррекционную работу для детей с девиантными отклонениями в поведении с первых дней овладения иноязычной культурой и изучения иностранного языка. Приводятся противоречия, возникающие в процессе обучения, и способы их устранения.
In the article the deviant behavior of the primary school children analyzed. The causes of this behavior and its consequences for the education process are considered. School supplies «The World of English» are analyzed. From the opinion of the author its help to correct deviant behavior of children from the first day of the educational process. Contradictions are demonstrated and the methods its elimination are showed

Меренкова В. С., Васильева Л. Н.. ИЗУЧЕНИЕ АНАМНЕЗА ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ ДВУХ ЛЕТ ЖИЗНИ КАК ВАЖНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ПРИ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПОСЛЕДНИХ

Целью работы являлось изучение особенностей генеалогического, биологического и социального анамнеза детей первых двух лет как одного из критериев при комплексной оценке состояния здоровья последних. В качестве испытуемых выступили мамы детей первого и второго года жизни в количественном составе 86 человек (из них 46 женщин являются мамами детей первого года жизни и 40 - мамами детей второго года жизни, средний возраст - 25±5,35 лет). Показано наличие взаимовлияния между эмоциональными реакциями и состоянием матери во время беременности и в постнатальный период развития ребёнка
The purpose of the work was to investigate peculiarities of genealogical, biological and social anamnesis of children (1-2 years old) as a criterion in the complex estimation of children health. The research work was carried out with 86 mothers (46 mothers of the first year old children and 40 mothers of the second year old children, mean age 25,0±5,4 yr). The influence of mother's emotional reactions during pregnancy and postnatal period to children's health was shown

Фаустова И. В.. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Данная статья посвящена рассмотрению проблемы эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста. Авторы уделяют внимание организации в дошкольных учреждениях психолого-педагогических условий, влияющих на эффективность психокоррекционной работы по преодолению эмоционального неблагополучия детей.
This article deals with the issue of emotional distress eldest children of preschool age. The sponsors are paying attention to the organization in pre-school psycho-pedagogical conditions that influence the effectiveness of psihokorrektsionnoy work to overcome the emotional distress of children

Дунаевская Э. Б.. МОТИВАЦИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССОВ, НЕ ИМЕЮЩИХ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Целью данной работы явился анализ мотивации профессионального роста учителей коррекционных классов общеобразовательных школ, не имеющих специального образования. Исследование включало два направления и 6 методик. В исследовании участвовали учителя общеобразовательных школ с наличием коррекционных классов-комплектов. Общее количество испытуемых - 127 человек. Показано, что в провинции треть учителей коррекционных классов, записавшихся на курсы повышения квалификации, не имеют высшего образования, и лишь 2,9% из них имеют высшее специальное. Все учителя обычных классов имеют высшее образование и работают по специальности. Учителя коррекционных классов, не имеющие специального образования, в меньшей мере готовы к профессиональному саморазвитию, менее способны управлять собой, хуже осознают результаты своей профессиональной деятельности.
The purpose of this article was to analyze the motivation of educational level increase of correction class teachers without special education. We used 6 tests. Teachers of primary and secondary schools with correction classes were participants (127 teachers). We have shown that the third part of correction class teachers had no high education and just 2,9% of them had high special education. But all teachers of the ordinary classes had high education. Teachers of correction classes less were able to professional self-development, to control themselves, to become aware of their professional activity results.

Викторова М. Ю.. СОВРЕМЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПРОБЛЕМУ СИСТЕМАТИЗАЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

Настоящая статья посвящена анализу классификации речевых нарушений на современном этапе развития логопедии. Показано, что наличие двойной классификации в нашей стране затрудняет разработку нормативной документации, касающейся квалификации речевых нарушений, проведения сравнительного анализа результатов исследований, подбора адекватных форм коррекции
This article is devoted to the analysis of today speech disorders classification. It is shown, that double method of classification embarrasses the normative documentation working out.

Котова С. А.. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

В обзоре представлено изменение целей образования в связи с изменением жизни человечества. Показано, что актуальные проблемы, стоящие сейчас перед психологической службой, и особенности их разрешения, во многом будут определять облик человека будущего. Поэтому основные ее черты и особенности можно увидеть через призму тех задач, которые предстоит решить для повышения качества, доступности и эффективности психологической службы образования
In review changing the educational purposes in context of changing human's life is observed. It is shown that actual problems of psychological services and peculiarities of its decisions will determine the future design of human being. That is why the basic characteristics of this service anybody could see through the tasks, we need to decide for rising the quality, availability and effectiveness of psychological services in education

Ельникова О. Е. ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ ВИДЕОКОНФЕРЕНЦИИ САН-ДИЕГО - ЕЛЕЦ)

Представлены результаты эмпирического исследования влияния виртуальной образовательной среды, в частности видеоконференции, на становление личности современных студентов-психологов
There are the results of empirical research of the influence of virtual educational environment (video conference) on the process of formation of the future psychologists' personality.