Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Том №2 (3-4) (2009)
ПСИХОЛОГО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ: УРОВНИ ПОНИМАНИЯ, УСВОЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ МАТЕРИАЛА
В статье анализируются условия развития поисковой, исследовательской активности, творческого мышления при обучении математике. В ракурсе проблемы поиска многозначных контекстов обучения математике в школе и вузе рассматривается система психолого-дидактических задач. Раскрываются основные дидактические приемы, направленные на запоминание учебного материала, основанные на методе текущего повторения в неотсроченном режиме. Производится анализ умения доказывать: раскрывается его содержание, выделяются составляющие его компоненты и условия эффективной организации их усвоения. Определяется состав деятельности учащихся по выполнению геометрических преобразований.
Ключевые слова
понимание; усвоение; применение; осознание; осмысление; обобщение; запоминание; систематизация; профилактика забывания; формирование умений; стандартное применение; творческое применение
In article conditions of development of search, research activity, creative thinking at training are given to the mathematics. The system of psychological and didactic problems is considered here within the limits of a problem of training to the mathematics at school and high school. The basic didactic receptions directed on storing of a teaching material, are based on a method of current repetition reveal. The ability of proving is analysed: its maintenance, components and conditions of the effective organisation. The structure of pupils' activity on performance of geometrical transformations is defined.
Key words:
understanding; mastering; application; comprehension; judgement; generalisation; storing; ordering; formation of abilities; standard application; creative application
Список литературы
-
Аткинсон Р. (1980) Человеческая память и процесс обучения. М.: Прогресс.
-
Гальперин П.Я. (1965) Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». М.: Просвещение.
-
Зайцев В. (2007) Осознание материала // Учительская газета. № 31.
-
Зайцев В. (2007) Помогают образы и ассоциации // Учительская газета. № 43.
-
Зайцев В. (2008) Сложные умения расщепляются на простые // Учительская газета. № 13.
-
Ланда Л.Н. (1959) О формировании у учащихся общего метода мыслительной деятельности при решении задач // Вопросы психологии. №3.
-
Роттенберг В.С., Аршавский В.В. (1984) Поисковая активность и адаптация. М.: Прогресс.
-
Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. (1996) Обучение математике в школе. М.: Просвещение.