Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Том №2 (3-4) (2009)
ФОРМЫ И ПРИЧИНЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Настоящая работа посвящена выяснению причин возникновения девиантного поведения у подростков. Для выяснения форм и причин девиантного поведения нами было проведено социологическое исследование среди учащихся девятых классов (60 человек). Выявлены наиболее распространенные формы девиаций у учащихся девятых классов общеобразовательной школы: употребление алкоголя; курение; агрессивность и жестокость. Доминирующей формой отклоняющегося поведения подростков 15 - 16 лет, по нашим наблюдениям, является курение. Основными причинами девиантного поведения являются: нарушение структуры и функции семьи; психоэмоциональные перегрузки; материально-бытовое неблагополучие; пропаганда средствами массовой информации бездуховности, насилия, секса; реклама табачных изделий и спиртных напитков; школьные факторы (отсутствие индивидуального подхода, неадекватность воспитательных мер и т.п.).
Ключевые слова
девиантное поведение; подростки
The purpose of the article was to analyze the courses of deviant behavior of teenagers. 60 students of 9th grade were participant of social investigation. The most widespread forms of deviations were alcohol using; smoking; aggression and cruelty. Dominant form was smoking. The main courses of deviant behavior were: disturbance of family structure and function; psychoemotional shifting; financial troubles; propaganda by media violence, smoking and alcohol; school factors (the absence of individual methods of education).
Key words:
deviant behavior; teenagers
Список литературы
-
Бэрон Р., Ричардсон Д. (2002) Агрессия. СПб.: Питер.
-
Бютнер К. (1991) Жить с агрессивными детьми. М.
-
В мире подростка (1980) / Под ред. А. А. Бодалева. М: Медицина.
-
Гурко Т.А. (1996) Особенности развития личности подростков в различных типах семей // Социологические исследования. № 3. С. 8-89.
-
Гурски С. (1989) Внимание, родители: наркомания! / Пер. с пол. М: Профиздат.
-
Иванов В.Н. (1995) Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 1995. №2. С.47-57
-
Кувшинникова В.А., Потолова Л.М. (1997) Социальное положение нуждающихся семей // Социологические исследования. №7. С.55-60.
-
Кулганов В.А., Сорокина Н.В. (2004) Диагностика детской агрессивности и ее причины // Агрессия: биологические, психологические и философские аспекты: сборник статей по материалам научно-практич. конф. СПб. С.106-113.
-
Кулганов В.А., Сорокина Н.В. (2006) Школьная дезадаптация как один из факторов антисоциального и делинквентного поведения трудных детей // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. №3 (31). С.226-232
-
Махов Ф.С. (1982) Подросток и свободное время. Л.: Лениздат
-
Махов Ф.С. (1989) Кого мы растим: беседы о материнском и отцовском воспитании. М.: Профиздат
-
Распономарева О.В. (2004) Агрессия - философские и психиатрические аспекты. М.
-
Скворцова Е.С., Сулаберидзе Е.В. (1997) О распространенности алкоголизации, курения и наркотизации среди старшеклассников // Социологические исследования. №3. С.117-121
-
Степанов С. (1994) Жестокость // Семья и школа. №2. С.11-12
-
Щукина Н.П. (1997) Девиантное поведение // Российская энциклопедия социальной работы. М. С. 127-133
-
Шуман С.Г. (1989) Родительские тревоги. М.: Педагогика