Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Том №2 (3-4) (2009)
МОТИВАЦИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССОВ, НЕ ИМЕЮЩИХ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Целью данной работы явился анализ мотивации профессионального роста учителей коррекционных классов общеобразовательных школ, не имеющих специального образования. Исследование включало два направления и 6 методик. В исследовании участвовали учителя общеобразовательных школ с наличием коррекционных классов-комплектов. Общее количество испытуемых - 127 человек. Показано, что в провинции треть учителей коррекционных классов, записавшихся на курсы повышения квалификации, не имеют высшего образования, и лишь 2,9% из них имеют высшее специальное. Все учителя обычных классов имеют высшее образование и работают по специальности. Учителя коррекционных классов, не имеющие специального образования, в меньшей мере готовы к профессиональному саморазвитию, менее способны управлять собой, хуже осознают результаты своей профессиональной деятельности.
Ключевые слова
коррекционные классы; учителя; мотивация; саморазвитие
The purpose of this article was to analyze the motivation of educational level increase of correction class teachers without special education. We used 6 tests. Teachers of primary and secondary schools with correction classes were participants (127 teachers). We have shown that the third part of correction class teachers had no high education and just 2,9% of them had high special education. But all teachers of the ordinary classes had high education. Teachers of correction classes less were able to professional self-development, to control themselves, to become aware of their professional activity results.
Key words:
correction class; teacher; motivation; self-development
Список литературы
-
Абульханова-Славская К.А. (1991) Стратегия жизни. М.: Мысль. 279 с.
-
Аминов Н.А. (1988) Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей // Вопросы психологии. № 5. С. 71-78.
-
Асмолов А.Г. (1990) Психология личности. М.: Изд-во МГУ. 367 с.
-
Блонский П.П. (1999) Педология. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 288 с.
-
Бордовская Н.В., Реан А.А. (2000) Педагогика: Учебник для вузов. СПб: Питер. 304 с. (Серия «Учебник нового века»).
-
Вершловский С.Г. (2002) Педагог эпохи перемен, или как решаются сегодня проблемы профессиональной деятельности учителя. М.: Сентябрь. 160 с.
-
Выготский Л.С. (1991) Педагогическая психология. М.: Педагогика. 257 с.
-
Габай Т.В. (2003) Педагогическая психология. М.: Академия. 240 с.
-
Деркач А.А. (2006) Психология, педагогика и акмеология непрерывного образования. М.: Изд-во РАГС.
-
Климов Е.А. (1993) Развивающийся человек в мире профессии. Обнинск: МГУ, Центр «Детство». 57 с.
-
Митина Л.М. (2004) Психология труда и профессионального развития учителя. М.: Изд. центр «Академия». 320 с.
-
Носкова О.Г. (2008) Психология труда: Учебное пособие для вузов. М.: Akademia. 220 с
-
Овчарова Р.В. (2006) Технологии работы школьного психолога с педагогическим коллективом. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та. 187 с
-
Орлов А.Б. (1988) Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя // Вопросы психологии. № 1. С. 16-26
-
Панасюк А.Ю. (1991) Система повышения квалификации и психологическая перестройка кадров. М.: Высшая школа. 78 с.
-
Реан А.А., Коломинский, Я.Л. (1999) Социальная педагогическая психология. СПб: Питер. 209 с
-
Рогов Е.И. (1998) Учитель как объект психологического исследования: Пособие для школьных психологов по работе с учителем и педагогическим коллективом. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 496 с
-
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. (2000) Психология развития человека. М.: Школьная пресса. 416 с.
-
Суханова С.В. (2001) Формирование социальных мотивов учения у школьников коррекционных классов средней ступени обучения: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. М. 157 c
-
Храпик В.А. (1997) Стратегия достижения профессионализма: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М. 25 с
-
Шамов Т.М. (ред.) (1992) Менеджмент в управлении школой. М.: NB-Магистр. 232 с.