Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»

Аннотации статей.

Кузовлев В. П., Балашова Т. Н.. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РФ

В статье рассматриваются вопросы, связанные с модернизацией российского образования. Одним их основных направлений регулирования образовательных отношений, по мнению авторов, является разработка и принятие Кодекса РФ об образовании, а также расширение имеющихся образовательных программ. Все эти шаги должны предприниматься в контексте присоединения России к Болонской декларации.
Problems and perspectives of legal providing modernization of the system of pedagogical education in the Russian Federation.
The authors of the article analyses the problems of modern education in Russia. They consider that one of the main ideas is creating of the Education Code and broadening of the programs. All these steps must be done in the context of Bolon declaration.

Федина Н. В.. О КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОДХОДАХ К РАЗРАБОТКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена вопросам дошкольного образования. Автор рассматривает проблемы, связанные с отсутствием полноценного федерального государственного образовательного стандарта для системы дошкольного образования, а также концептуальные подходы и требования к его разработке.
In the article problems of pre-school education are described. The author analyses the situation connected with the absence of federal state educational standard for the system of pre-school education. Besides she analyses conceptual approaches and requirements to its creation.

Иванищева В. Ж.. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ

В статье выявляются основные компоненты управления качеством образования в школе, раскрываются цели, подходы, принципы и функции и их взаимосвязи, характеризуются педагогические условия и технология их реализации. Статья предназначена для студентов, аспирантов, заместителей директора и директоров школ.
The paper identifies the main components of quality management education in the school, disclosed purposes, approaches, principles and functions and their relationships are characterized by pedagogical conditions and technology implementation. This article is intended for students, deputy directors and principals.

Илюхина В. А., Кривощапова М. Н., Манжосова Г. В., Батуев А. С.. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗЛИЧИЙ ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ ПРИ ПЕРВОМ КОНТАКТЕ И В ХОДЕ КУРСА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕЛЬФИНАМИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

В работе использован интегративный психофизиологический подход, раскрывающий значение сверхмедленных информационно-управляющих систем головного мозга в механизмах регуляции уровня бодрствования, сформированности эмоциональной и когнитивной сферы у здоровых детей 6-7 лет и детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью того же возраста. Представлено психофизиологическое обоснование различий: а) типов приспособительных реакций при первом контакте с ранее неизвестным представителем животного мира - дельфином и б) эффектов курса взаимодействия с дельфинами у обследованного контингента здоровых и больных детей.
An integrative psychophysiologic approach is used in the present research to reveal the important role of superslow information managing brain and organism systems in mechanisms of wakefulness level regulation, emotions and cognitive development in healthy children 6-7-year old and children with Attention Deficit Hyperactivity Disorder at the same age. Psychophysiologic bases of differences are presented: a) between different type of adaptation to first interaction with previously unknown specimen of nature - dolphin; b) at healthy children and children with Attention Deficit Hyperactivity Disorder after the course of interaction with dolphins.

Овчинникова А. Ж.. ПОНИМАНИЕ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ СИМВОЛИКИ ИСКУССТВА

В статье раскрываются особенности эстетического развития младших школьников средствами искусства, характеризуются способы понимания искусства, раскрывается значение символов в понимании искусства, выявляются основные признаки символики искусства. Статья предназначена для преподавателей, студентов, аспирантов и работников образования.
This article reveals peculiarities of schoolchildren's aesthetic development in India, defines cognition ways of Indian culture by them; describes Art traditions, genres and kinds, reveals significance of symbols in Art comprehension. The article is intended for teachers, students, post-graduate students and educationalists.

Николаева Е. И., Колчева Н. И.. ОСОБЕННОСТИ КОДИРОВАНИЯ ЭМОЦИЙ ДЕТЬМИ В НОРМЕ И С ДЕФИЦИТАРНЫМ ТИПОМ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Целью исследования было изучить особенностей кодирования эмоциональных состояний детьми дошкольного и младшего школьного возраста нормативного и дефицитарного типов развития. В качестве испытуемых были 148 человек (52 ребенка нормативного развития и 96 детей дефицитарного типа развития: 51 ребенок с нарушениями зрения, 45 - с нарушениями движения). Использовали методику «Эмоциональная пиктограмма» Е.И. Изотовой. Различий в кодировании эмоций у докшольников разного типа развития не выявлено. Но эти различия возникают в младшем школьном возрасте, когда опыт социального общения у детей становится нормативного развития существенно превышает опыт детей дефицитарного развития
The purpose of the research was to investigate the peculiarities of emotional state encoding by preschool and primary school children of normative and deficit types of development. The subjects were 148 children (52 children of normative development and 96 children of deficit development: 51 children with visual impairment, 45 - with disordered motor function). The «Emotional pictogram» procedure by E.I. Isotova was used. We did not find any differences in encoding among preschool children with different type of development. But these differences are appeared among primary school children: the experience of normative developed children appreciably grater than the one of the children with deficit development.

Котова С. А.. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена постановке проблемы применения психофизиологических показателей в оценке здоровьесберегающей составляющей современных программ обучения в вузе. Показано, что оценка вариабельности сердечного ритма - эффективный параметр состояния здоровья студента.
The psychophysiological parameters using in appreciation of the modern high education quality. The article is devoted problem raising of the psychophysiological parameters using in appreciation of the modern high education quality from the health point of view. It is shown that heart rate variability is effective parameter of health appreciation.

Вергунов Е.Г.. СВЯЗЬ СЕНСОМОТОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ С УСПЕВАЕМОСТЬЮ У ШКОЛЬНИКОВ 4-Х И 6-Х КЛАССОВ

Статья посвящена анализу связи сенсомоторной интеграции с успеваемостью школьников, принадлежащих разным ступеням развития. В исследовании приняли участие 129 учеников. Показано, что дети в 4-х классах представляют собой более или менее однородную группу в отношении зрелости процессов сенсомоторной интеграции, которые не зависят от степени успеваемости ученика. В 6-х классах дети имеют различные особенности сенсомоторной интеграции, которая связана с уровнем их успеваемости: чем выше успеваемость, тем более точны реакции детей.
The article is devoted the analysis of the connection s between the sensori-motor integration and progress in studios of schoolchildren. 129 children were participants. It was shown that fourth grade children look like homogeneous group for the process of sensorimotor integration maturation and this process do not depends on the progresses in studio of schoolchildren. For sixth grade children there is the connection between the process of sensorimotor integration maturation and the progresses in studio: the better the progress the more mature sensorimotor integration.

Япарова О.Г.. УСЛОВИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЕНКА В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ

Работа посвящена методам оценки безопасности детей в приемной семье. Предлагаются опросники, позволяющие выяснить возможность угрозы жизни и достоинству ребенка в новой семье
The article is devoted the methods aiming to appreciate the child security in adopting families. The tests for appreciation of the threat of the life and dignity in new family are offered

Пронина А. Н.. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПЕРЕЖИВАНИЯМИ И ПРОЦЕССАМИ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ-СИРОТ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассматривается одна из важнейших проблем психологии - переживания личности. Автором выявлены различные виды переживаний, уровни самооценки, социометрические статусы детей-сирот. Установлено влияние депривации на проявление соответствующих переживаний ребёнка, представлено описание связей переживаний с процессами социализации и индивидуализации личности.
In article is considered one of the most important problems of psychology - an personal emotional experience. The author are revealed different types of the emotional experience: level relations to itself, position in group детей-orphans. The Installed influence of the deprivation on manifestation corresponding to child emotional experience, is presented description of the relationships of the emotional experience with process of the socializations and personalization to personalities.

Шевцова Г. И.. ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ГОРОДА

В статье анализируются результаты исследования уровня толерантности иностранных студентов, обучающихся в ЕГУ им. И.А.Бунина. В ходе исследования автор приходит к выводу, что в небольшом провинциальном городе уровень интолерантности местных жителей ниже, чем в крупных городах, что ведет к более успешной социокультурной адаптации иностранных студентов.
The author of the article analyses results of researching the level of foreign students' and inhabitants' tolerance. She concludes that in small provincial town the level of inhabitants' tolerance is lower than in big cities. This fact leads to successful adaptation of foreigners.

Сотникова Е. Б.. РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

В статье рассматривается роль информационных технологий обучения в формировании конкурентоспособной личности школьника, отмечается, что применение информационных технологий вносит изменения в природу взаимосвязей между учителем и учащимся, между учащимся и учащимся,
меняется и роль учителя во взаимоотношениях учащийся - учащийся; обоснована целесообразность использования инновационных педагогических технологий в воспитании конкурентоспособной личности.
In this article, the role of informative Technologies of studying in the formation of a competitive personality out of a student is examined. It is stressed that the use of informative technologies is widely adopted and brings the changes in the nature of intercommunications between a teacher and a pupil, between a pupil and a pupil. The role of a teacher in interconditionality of pupil to pupil is also changes.The expediency of using the innovative pedagogical technologies in upbringing of a competitive personality is substantiated in this article too.

Булгакова О. С.. ИЗМЕНЕНИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО СОСТАВА КРОВИ ПРИ СТРЕССЕ И В РЕЗУЛЬТАТЕ КОРРЕКЦИОННЫХ СЕАНСОВ ПО МЕТОДУ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Исследовалось влияние лечебных сеансов физиологического биоуправления с обратной связью (ФБУОС) на изменение состава крови. Коррекционные сеансы проводились с 10 испытуемыми, страдающими различными психосоматическими патологиями вследствие длительного стрессорного воздействия. Анализ форменных элементов крови подтвердил эффективность процедуры.
The influence of medical biofeedback on the blood components changing was investigated. The correction training was conducted with 10 subjects with poststress disorders. The blood analysis supported the effectiveness of biofeedback training.

Кузовлева Н. В., Пачина Н.Н.. К ПРОБЛЕМЕ СТАНОВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ УМСТВЕННОГО ТРУДА МАГИСТРА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

В статье рассмотрены методологические, теоретические, технологические аспекты становления культуры умственного труда магистра начального образования средствами психолого-педагогической интеграции. Особенность данной проблемы состоит в раскрытии механизмов становления культуры умственного труда. Особую ценность представляет технология воспитания культуры умственного труда. Разработаны индивидуальные маршруты магистра начального образования для дальнейшего воспитания культуры умственного труда.
This article is about methodological, theoretical, technological aspects of becoming of culture of brainwork of the master of an elementary education are considered by means of psychological-pedagogical integration. Feature of the given problem consists in disclosing mechanisms of becoming of culture of brainwork. Special value is represented with technology of education of culture of brainwork. Individual routes of the master of an elementary education for the further education of culture of brainwork are developed

Самойлов А.А.. ЭЛЕКТРОННАЯ ПЕДАГОГИКА И ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ УМСТВЕННОГО ТРУДА ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматриваются некоторые вопросы и проблемы электронной и традиционной педагогики. Доказывается взаимосвязь воспитания культуры умственного труда и электронной педагогики. Освещаются некоторые подходы в системе открытого образования, способствующие более эффективному усвоению учащимися новых знаний.
In article some questions and problems of electronic and traditional pedagogics are considered. The interrelation of education of culture of brainwork and electronic pedagogics is proved. Some approaches in system of the open formation(education), promoting more effective mastering by pupils of new knowledge are shined.

Ларских З.П.. ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье обозначены актуальные проблемы информатизации начальной школы. Для их решения намечены основные направления педагогической деятельности: предлагается продолжить исследования в области теоретического обоснования, разработки и внедрения в практику комплекса специальных мер, направленных на модернизацию образовательного процесса.
Larskih Z.P. Problems of informatization of educational process in an elementary school. In article actual problems of the informatization of an elementary school are designated. For their decision the basic directions of pedagogical activity are planned: it is offered to continue researches in the field of a theoretical substantiation, working out and introduction in practice of a complex of the special measures directed on modernization of educational process.

Голикова Л. А.. ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Работа посвящена анализу методов интенсификации процесса обучения иностранному языку студентов, для которых такого рода обучение не является профильным. Обращается особое внимание на новые технические возможности, применяемые в процессе обучения, а также индивидуально-личностным особенностям преподавателя и студента.
The article is devoted to the strengthening of the foreign language teaching in technical university of students, for whom this knowledge is not obligatory. Special attention was given both to the new technical possibilities using in the process of teaching, and personality of teacher and students.

Николаева Е. И., Шапиро Е. И., Гилязова К. И., Новиков М. С.. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ МАТЕРЕЙ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ РАЗНЫМ КУЛЬТУРАМ

В статье анализируются результаты сопоставления уровней привязанностей мам, относящих себя к русской и еврейской культурам, с помощью тест-опросника. Нет отличий между группами по высокому уровню привязанности (он мал в каждой группе). Наибольшее число мам каждой группы относится к низкому уровню привязанности (52,1% для относящих себя к русской и 66,6 % для относящих себя к еврейской культуре). В то же время среди мам, относящих себя к еврейской культуре нет ни одной с материнской депривацией, тогда как среди относящих себя к русской таких 7,5%. Мамы, относящие себя к еврейской культуре отличаются более низкими значения по шкалам чувствительность и оперативность.
In the article the attachment levels of mothers belonging to Jewish and Russian culture are compared with test-questionnaire. There are no differences between group in high level attachment (there are a few mothers with this level of attachment). The most quantity of both group belong to low level of attachment (52,1% of mothers belonging to Russian cultures and 66,6 % mothers belonging to Jewish culture). Among the mothers, belonging themselves to Jewish culture there are no any mothers with deprivation, but among the mothers belonging themselves to Russian culture there are 7,5% ones. Mothers belonging themselves to Jewish culture had lower meanings on scales sensitivity and efficiency.

Меренкова В. С.. ЗАВИСИМОСТЬ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО И ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ ОТ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ МАТЕРИ

Целью работы являлось изучение зависимости здоровья детей первых двух лет жизни от эмоционального реагирования матери. В качестве испытуемых выступили 50 диад «мать-ребенок первого года жизни» и 50 диад «мать-ребенок второго года жизни» (всего 200 человек). Показано наличие влияния между эмоциональным реагированием матери и состоянием здоровья детей от рождения до двух лет.
The purpose of the article was to study the dependence of child's health on the mother emotional reaction. 50 children of the first year and 50 children of the second year with their mothers were subjects. The influence of mother emotional reaction on the child health were shown.

Ветерок Е. В.. ОСОБЕННОСТИ СЕНСОМОТОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ У НОРМАТИВНО РАЗВИВАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВ И ПОДРОСТКОВ С ИЗМЕНЕННОЙ СЕКСУАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИЕЙ

В статье сопоставляется процесс сенсомоторной интеграции у подростков трех групп: нормативно развивающихся подростков (46 человек, 13,7 лет), подростков с измененной сексуальной ориентацией (58 человек, 14,1 лет) и подростков, злоупотребляющих алкоголем и табакокурением (48 человек, 13,8 лет). Показано, что в процессе простой задачи на оценку времени реакции показатели подростков с измененной сексуальной ориентацией лучше, чем у подростков других групп. Однако при усложнении задачи и необходимости дифференцировки данные различия исчезают
In the article the sensorimotor integration processes of the three adolescents groups are compared: norm (46 adolescents, 13,7 years), adolescents with changed sexual orientation (58 adolescents, 14,1 years) and adolescents with excessive use of alcohol and smoking (48 adolescents, 13,8 years). It is shown that the parameters of the simple sensorimotor reaction are better for the adolescents with changed sexual orientation/ But when these adolescents perform more complex task with differentiation they do not differ from other adolescents

Ельникова О. Е.. ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ (на примере видеоконференции Сант-Дьего - Елец 2010)

Представлены результаты эмпирического исследования влияния виртуальной образовательной среды, в частности видеоконференции, на социализацию современных студентов-психологов.
In the article the author analyses influence of virtual educational environment, in particular videoconference, to socialization of modern students-psychologists.