Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Том №1 (1) (2010)
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗЛИЧИЙ ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ ПРИ ПЕРВОМ КОНТАКТЕ И В ХОДЕ КУРСА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕЛЬФИНАМИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
В работе использован интегративный психофизиологический подход, раскрывающий значение сверхмедленных информационно-управляющих систем головного мозга в механизмах регуляции уровня бодрствования, сформированности эмоциональной и когнитивной сферы у здоровых детей 6-7 лет и детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью того же возраста. Представлено психофизиологическое обоснование различий: а) типов приспособительных реакций при первом контакте с ранее неизвестным представителем животного мира - дельфином и б) эффектов курса взаимодействия с дельфинами у обследованного контингента здоровых и больных детей.
Ключевые слова
дети 6-7 лет; дельфин; СДВГ; адаптация; сверхмедленные биопотенциалы; омега-потенциал; натуртерапия
An integrative psychophysiologic approach is used in the present research to reveal the important role of superslow information managing brain and organism systems in mechanisms of wakefulness level regulation, emotions and cognitive development in healthy children 6-7-year old and children with Attention Deficit Hyperactivity Disorder at the same age. Psychophysiologic bases of differences are presented: a) between different type of adaptation to first interaction with previously unknown specimen of nature - dolphin; b) at healthy children and children with Attention Deficit Hyperactivity Disorder after the course of interaction with dolphins.
Key words:
children 6-7-year old; dolphin; ADHD; adaptation; superslow biopotential; steady potential; animal-assisted therapy
Список литературы
-
Арнольд О.Р., Бутова Е.Л. (2001) Психологические эффекты дельфинотерапии. Психологический журнал. 22 (5). С. 98-102.
-
Вейн А.М. (2000) Вегетативные расстройства. Клиника. Диагностика. Лечение. М.: Медицинское информационное агентство.
-
Илюхина В.А. (1990) Проблема функциональных состояний человека с позиций диалектического единства волновых процессов головного мозга, организма и среды обитания // Физиол. журн. СССР. Т. 76 (12). С. 1720, 1739.
-
Илюхина В.А. (1999) Принципы взаимодополнения и соизмеримости как основа новых технологий исследования в области нейрофизиологии функциональных состояний. Физиология человека. 25 (3). С. 14-24.
-
Илюхина В.А. (2004) Мозг человека в механизмах информационно-управляющих взаимодействий организма и среды обитания (к 20-летию Лаборатории физиологии состояний). СПб: Институт мозга человека РАН. 328 с.
-
Илюхина В.А., Данько С.Г., Кирьянова Р.Е., Гинзбург Г.И. (1988) Неполяризующийся электрод для регистрации биоэлектрических процессов. АС № 1369730, Б.И.. № 4 (приоритет, 1985).
-
Илюхина В.А., Заболотских И.Б. (1993) Энергодефицитные состояния здорового и больного человека. СПб: Печатник. 192 с.
-
Лукина Л.Н. (2001) Общение с дельфинами как метод реабилитации детей с синдромом энуреза на курорте // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры. № 3. С. 29-31.
-
Лукина Л.Н. (2000) Реабилитация аутичных детей помощью дельфинов. Научно-исследовательский центр «Государственный океанариум» Министерства обороны Украины и Национальной Академии наук Украины. Севастополь. 52 с.
-
Лысенко В.И, Загоруйченко И.В., Батозский Ю.К. (2000) Использование дельфинотерапии в реабилитации детей. Матер. IV Конгресса педиатров России: Неотложные состояния у детей. М. С. 177-178.
-
Манжосова Г.В. (2007) Исследование вегетативного и гемодинамического обеспечения психологической адаптации к стресс-фактору в эмоциогенной ситуации (экспериментальная ситуация взаимодействия с дельфинами) у детей 6-7 лет. Материалы конференции молодых ученых Санкт-Петербурга: Механизмы регуляции и взаимодействия физиологических систем организма человека и животных в процессах приспособления к условиям среды, посвященной 100-летию со дня рождения В.Н. Черниговского. С. 98-99.
-
Манжосова Г.В., Илюхина В.А., Батуев А.С. Психофизиологические критерии адаптации детей к тактильному взаимодействию с дельфинами // Психологический журнал. 2008. 29 (1): 110 123.
-
Тимофеев В., Филимоненко Ю. (1995) Краткое руководство практическому психологу по использованию цветового теста М. Люшера. СПб.: ГП Иматон. 30 с.
-
Ухтомский А.А. Доминанта как фактор поведения. Собрание сочинений в 6 томах. Л. 1950. 1: 239 315.
-
Ясюкова Л.А. (1999) Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. СПб.: ГП Иматон. 180 с.
-
Antonioli C., Reveley M. Randomised controlled trial of animal facilitated therapy with dolphins in the treatment of depression. BMJ. 2005. 26: 331 (7527): 1231.
-
Iikura Y., Sakamoto Y., Imai T., Anai L., Matsuoka T., Sugihara K., Utumi M., Tomikawa M. Dolphin-Assisted Seawater Therapy for Severe Atopic Dermatitis: An Immunological and Psichological Stady. Int Arch Allergy Immunol. 2001. 124: 389-390.
-
McKinney A, Dustin D., Wolff R. The promise of dolphin-assisted therapy. Parks and Recreation. 2001. 36 (5): 46-50.
-
Nathanson D.E. Using Atlantic bottlenose dolphins to increase cognition оf mеntallу retarded children. Clinical and abnormal psychology. Amsterdam: North-Holland. 1989. 233-242.
-
Nathanson D.E., de Castro D., Friend H., McMahon M. Effectiveness of short-term dolphin-assisted therapy for children with severe disabilities. Anthrozoos. 1997. 10: 90-100.
-
Nathanson D.E., de Faria S. Cognitive improvement of children in water with and without dolphins. Anthrozoos. 1993. 6: 17-29.
-
rvais V. Some comments on context embodiment in zootherapy: The case of the autidolphin project. Anthrozoos. 1999. 12: 5-15.