Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Том №1 (1) (2010)
ОСОБЕННОСТИ КОДИРОВАНИЯ ЭМОЦИЙ ДЕТЬМИ В НОРМЕ И С ДЕФИЦИТАРНЫМ ТИПОМ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Целью исследования было изучить особенностей кодирования эмоциональных состояний детьми дошкольного и младшего школьного возраста нормативного и дефицитарного типов развития. В качестве испытуемых были 148 человек (52 ребенка нормативного развития и 96 детей дефицитарного типа развития: 51 ребенок с нарушениями зрения, 45 - с нарушениями движения). Использовали методику «Эмоциональная пиктограмма» Е.И. Изотовой. Различий в кодировании эмоций у докшольников разного типа развития не выявлено. Но эти различия возникают в младшем школьном возрасте, когда опыт социального общения у детей становится нормативного развития существенно превышает опыт детей дефицитарного развития
Ключевые слова
эмоциональный интеллект; кодирование эмоций; дети
The purpose of the research was to investigate the peculiarities of emotional state encoding by preschool and primary school children of normative and deficit types of development. The subjects were 148 children (52 children of normative development and 96 children of deficit development: 51 children with visual impairment, 45 - with disordered motor function). The «Emotional pictogram» procedure by E.I. Isotova was used. We did not find any differences in encoding among preschool children with different type of development. But these differences are appeared among primary school children: the experience of normative developed children appreciably grater than the one of the children with deficit development.
Key words:
emotional intelligence; emotions encoding; children
Список литературы
-
Боулби Дж. (1991) Детям любовь и заботу // Лишенные родительского попечительства. М.: Прогресс.
-
Былкина Н.Д., Люсин Д.В. (2005) Развитие представлений об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии. № 5. С. 230-239.
-
Выготский Л.С. (1936) Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. М.: Изд. Эксп. Дефект. ин-та.
-
Гордеева О.В. (1994) Развитие представлений об амбивалентности эмоций // Вопросы психологии. № 6. С. 26-36.
-
Изотова Е.И. (1994) Эмоциональные представления как фактор психического развития: автореф. дис. … канд. псих. наук. М.
-
Изотова Е.И., Никифорова Е.В. (2004) Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика: М.: Издательский центр «Академия».
-
Ковалец И.В. (2004) Азбука эмоций. Практическое пособие для работы с детьми имеющими отклонения в развитии. М.: Владос.
-
Кузьмищева М.А. (2002) Динамика представлений об эмоциях детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: автореф. дис. … канд. псих. наук. М.
-
Лисина М.И. (1986) Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика.
-
Петшак В. (1981) Понимание глухими школьниками эмоций других людей // Дефектология. № 4. С. 37-42.
-
Финк А. (2003) Кондуктивная педагогика А.Пете: Развитие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М.: Владос.
-
Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. (2004) Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. М.: Владос.
-
Щетинина А.М. (1984) Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека // Вопросы психологии. № 3. С. 60-66.
-
Harmon-Jones E. (2004) Contribution from research on anger and cognitive dissonance to understanding the motivational functions of asymmetrical frontal brain activity // Biological psychology. V. 67. P. 51-76.
-
Lewis W.C., Wolman R.Y., King M.L. (1987) The development of the language of emotions // Amer. J. Psychiat. V. 127. № 11. P. 1491-1497.
-
Peake T., Egli В. (1992) The language of feelings // J. Contemp. Psychoter. V. 13. № 2. Р. 162-174.
-
Russell J.A. (1985) Culture, scripts and children's understudying of emotion // Saarni C., Harris P. L. (Eds.). Cambridge: University press. P. 293-378.
-
Ridgeway D., Waters E., Kuczaj I.S. (1985) Acquisition of emotion-descriptive language: Receptive and productive vocabulary norma for ages 18 months to 6 years // Develop. Psychol. V. 21. № 5. Р. 901-908.
-
Rutland A., Cameron L., Mile A., McGeorge P. (2005) Social norms and self-presentation: children's implicit and explicit intergroup attitudes // Child Development. V. 76. № 2. P. 451-466.