Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»

Аннотации статей.

Кючуков Х.. ПОНИМАНИЕ ЗАДАНИЯ НА ЛОЖНОЕ УБЕЖДЕНИЕ ДЕТЬМИ БИЛИНГВАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ В БОЛГАРИИ

В статье представлено исследование, проведенное в двух группах двуязычных дошкольников из Болгарии - цыган и турок. Трем возрастным группам детей (в группу 1 входили дети от 3,0 до 3,6 лет; в группу 2 - от 3,7 до 4,0; в группу 3 - от 4,1 до 4,6 лет), в целом включавшим 60 человек (n=60) (по 10 детей в каждой возрастной группе в обеих этнических группах), были предложены два классических задания на ложное убеждение (ЛУ), которые показывают развитие «теории разума» (Theory of Mind). Первое задание называлось «Maxi», а второе - «Smarti». В научной литературе имеются публикации по этой теме, в которых рассмотрены дети, говорящие на одном языке, но не так много исследований, посвященных двуязычным детям из национальных меньшинств. Автор статьи исследует, каким образом дети, принадлежащие к национальным меньшинствам с низким социально-экономическим статусом, выполняют когнитивные задачи. Предполагается, что наличие двух языковых систем у двуязычных детей помогает им раньше понять «теорию разума». Гипотеза состоит в том, что язык играет значительную роль в понимании задач на ЛУ. Также автор исходит из того, что дети будут лучше выполнять задания на своем родном языке. Для целей исследования задания предлагались детям в домашней обстановке на родном языке (цыганский и турецкий), а через неделю на втором языке - болгарском. Результаты, однако, подтвердили эту гипотезу лишь частично, потому что только турецкие дети в возрасте от 3,7-4,0 лет действительно показали, что они понимают задачи на ЛУ. Цыганские дети понимают эти задачи в возрасте между 4,1-4,6 годами. Язык (родной или второй язык) не является важным фактором. Дети одинаково хорошо понимают задания на обоих языках. Статистический анализ проводился с использованием t-критериев.
The study presents a research among two preschool groups of minority bilingual children from Bulgaria - Roma and Turkish. Three age groups of children (gr.1 between 3;0-3;6 years old; gr. 2 between 3.7-4.0 years old; gr. 3 between 4.1-4.6 years old) in total n=60 (10 children in each age group in both ethnic groups) are tested with the two classical False Belief (FB) Tasks, which show the development of Theory of Mind. The first task is called “Maxi” and the second one is - “Smarti”. In the scientific literature there are publications on this issue with monolingual children, but not so many studies exist with minority bilingual children. I decided to check how the minority children with low socio-economic status will perform the cognitive Theory of mind task. Unfortunately, till now there are not so many studies with minority bilingual children and especially with low socio-economic status minority children. The assumption is that the presence of two language systems in bilingual children help them to understand earlier the Theory of Mind. The Hypotheses is that the language play a significant role in the understanding of FB Tasks. My predictions are that the children will perform the test better in their mother tongue. For the purposes of the study the children are tested in their home environment in their mother tongue (Romani and Turkish) and a week later in their second language Bulgarian. The results however proved this hypothesis partly, because only Turkish children did show that they understand the FB tasks between the age of 3.7-4.0 years old. The Roma children understand the tasks between 4.1-4.6 years old. The language (mother tongue or second language) it is not an important factor. The children understand equally good the tests in both languages. The statistical analyses are done using the t-criteria.

Ельникова О.Е.. ОСОБЕННОСТИ ТОРМОЗНЫХ ПРОЦЕССОВ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК С РАЗЛИЧНЫМИ МОДЕЛЯМИ ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

В статье обсуждается влияние тормозных процессов на выработку у юношей и девушек здоровьеформирующей модели поведения. Тормозный контроль рассматривается как психофизиологическая характеристика, отвечающая за когнитивное торможение и подавление определённого типа поведения. В представленном в статье исследовании фиксируется тормозный контроль при демонстрации сенсорных стимулов, а также тормозные функции в процессах памяти. Для реализации цели исследования были выбраны следующие методики: опросник «Отношение к здоровью» (автор Р.А. Березовская). Структура опросника включает в себя систему шкал, характеризующих такие структурные компоненты, как: поведенческий, когнитивный, эмоциональный и ценностно-мотивационный. Отношение к ситуации потери здоровья, то есть к наличию болезни, диагностировалось посредством методики ТОБОЛ. "Методика ТОБОЛ", построенная в форме опросника, выявляет типы отношения к болезни на основании информации об отношениях к ряду жизненных проблем и ситуаций, потенциально наиболее значимых и непосредственно или опосредованно связанных с тем или иным заболеванием. Оценка то́рмозного контроля у респондентов производилась посредством рефлексометрической методики «РеБОС» (автор-разработчик Е.Г. Вергунов), позволяющей оценить параметры как простой, так и сложной сенсомоторной реакции. Для анализа тормозных функций в процессах памяти использовали оригинальную компьютеризированную методику (Разумникова, Савиных, 2016; Razumnikova et al., 2016), предназначенную для запоминания объектов в серии случайно предъявляемых зрительных стимулов. Полученные результаты позволяют утверждать, что большинство юношей и девушек, участвующих в исследовании, вполне осознают значимость такой ценности, как «здоровье», понимают необходимость его сохранения. Но при этом выбирают неконструктивные типы отношения к болезни. Также нельзя не отметить, что подавляющее большинство не только выбирает такой тип поведения, но, по всей видимости, не может его изменить даже при отражении сенсорных стимулов в виде наличия тех или иных симптомов. Таким образом, полученные результаты указывают на следующий феномен: вполне понимая последствия своих действий, участвующие в исследовании юноши и девушки продолжают следовать выбранному типу зачастую даже в ущерб собственному здоровью.
The article discusses the influence of inhibitory processes on the development of health-forming behavior in boys and girls. Inhibitory control is considered as a psychophysiological characteristic responsible for cognitive inhibition and suppression of a certain type of behavior. The study presented in the article captures the inhibitory control both in the demonstration of sensory stimuli, and the inhibitory functions in memory processes. The following methods were chosen to implement the research goal: questionnaire “Attitude to health” (author R.A. Berezovskaya). The structure of the questionnaire includes a system of scales that characterize such structural components as behavioral, cognitive, emotional, and value-motivational ones. The attitude to the situation of loss of health, that is, to the presence of disease, was diagnosed using the TOBOL method. This technique allows one to diagnose the types of attitudes to the disease. The “TOBOL method”, built in the form of a questionnaire, identifies the types of attitudes to the disease based on information about attitudes to a number of life problems and situations that are potentially most significant for them and directly or indirectly related to a particular disease. The respondents’ inhibitory control was evaluated using the reflexometric method “Rebos” (thee author-developer is E.G. Vergunov), which allows one to evaluate the parameters of both simple and complex sensorimotor reactions. To analyze inhibitory functions in memory processes, we used an original computerized technique (Razumnikova, Savinykh, 2016; Razumnikova et al., 2016) designed to remember objects in a series of randomly presented visual stimuli. The obtained results suggest that the majority of young men and women participating in the study are fully aware of the importance of such a value as “health” and understand the need to preserve it. But they do not choose constructive types of attitude to the disease. It should also be noted that the vast majority not only choose this type of behavior, but, apparently, are not able to change it, even when reflecting sensory stimuli in the form of the presence of certain symptoms. Thus, the results indicate the following phenomenon, fully understanding the consequences of their actions boys and girls, participating in the study, continue to follow the chosen type, often even to the detriment of their own health.

Ефимова В.Л.. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ МЕХАНИЗМОВ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ У ДЕТЕЙ (ОБЗОР ЗАРУБЕЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ)

В обзоре рассматриваются данные о возможных психофизиологических механизмах трудностей в обучении у детей без выраженных интеллектуальных, двигательных и сенсорных нарушений, представленные в англоязычной научной литературе. У детей с нарушением центральной обработки слуховой информации (central auditory processing disorder) могут возникать трудности с определением локализации звука в пространстве, определением последовательности звуковых сигналов и промежутков между ними. Достаточно часто страдают также скоростные характеристики обработки мозгом слуховой информации. Эти нарушения становятся причиной трудностей в овладении всеми учебными навыками. Нарушение развития координации движений (developmental coordination disorder) также снижает способность к обучению. Координация движений осуществляется интерграцией работы многочисленных восходящих и исходящих нервных путей, нарушение этих процессов оказывает тормозящее влияние на формирование у ребенка навыков, необходимых для обучения и повседневной жизни. Последователи концепции расстройства невербального обучения (Nonverbal Learning Disability) выявляют у определенной группы детей с трудностями в обучении помимо моторной неловкости нарушения в формировании зрительно-пространственных навыков, проблемы во взаимоотношениях с другими людьми, трудности с математикой и самоорганизованностью. Эти проявления связывают с нарушениями функционирования мозжечка. Центральные нарушения переработки зрительной информации (central visual processing disorder) получили широкое распространение. Многие дети перегружены зрительной информацией, но не способны эффективно использовать зрение для чтения и письма. Особенности современного образа жизни способствуют избыточной стимуляции парвоцеллюлярной системы и недостаточной стимуляции магноцеллюлярной. Предполагается, что магноцеллюлярный дефицит может быть причиной дислексии. Последователи теории сенсорной интеграции (sensory integration disorder или sensory processing disorder), разработанной Дж. Айрес, обнаруживают у ряда детей с трудностями в обучении признаки соматосенсорной диспраксии. Признаки диспраксии могут появляться в результате нарушения регистрации, модуляции или интеграции сенсорной информации, которая поступает в мозг от вестибулярной, тактильной и проприоцептивной систем. По мнению ряда исследователей, теория дефицита кодирования мозгом информации о длительности интервалов времени (temporal processing disorder) является наиболее актуальной и объединяет психофизиологические, неврологические и нейропсихологические данные о причинах снижения обучаемости у детей. Обзор показывает, что успешность ребенка в обучении зависит не только от личностных характеристик, но и от психофизиологической готовности мозга к обучению.
The survey analyses some data about possible psychophysiological mechanisms of learning difficulties in children without distinct intellectual, motor and sensory disorders, presented in English scientific articles. Children with central auditory processing disorder can have difficulties with localization of sound sources in space and determination of sounds in a sequence, as well as time between them. Timing parameters of auditory processing also suffer quite often. These disorders cause difficulties in mastering all learning skills. Developmental coordination disorder also reduces the learning ability. Motor coordination is implemented by the integration of numerous ascending and descending neural pathways. The disruption of these processes leads to an inhibitory effect on building child’s skills necessary for learning and everyday life. Followers of the theory of nonverbal learning disability detect, besides motor disorders, the impairment of visual-spatial orientation skills, problems with relationships with other people, mathematics and self-regulation in a group of children with learning difficulties. These symptoms are linked to malfunction of the cerebellum. Central visual processing disorder is widespread. Most children are overloaded with visual information, but they are incapable of using their eyesight efficiently to read and write. Modern lifestyle enhances overstimulation of parvocellular system and understimulation of magnocellular system. It is suggested that parvocellular deficit can cause dyslexia. Followers of the theory of sensory integration disorder, developed by J. Ayres, find some symptoms of somatosensory dyspraxia in a range of children with learning difficulties. Signs of dyspraxia can arise as a result of impairments in registration, modulation and integration of sensory information coming to the brain from the vestibular, tactile and proprioceptive systems. According to a number of researchers, temporal processing disorder is the most currently important and it includes psychophysiological, neurological and neuropsychological data about reasons for decreasing learning abilities. The survey shows that academic performance does not only depend on personal characteristics but on a psychophysiological readiness of the brain to learn.

Лапкина Е.В.. ПАТТЕРНЫ ЗАЩИТНО-СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ КУРСАНТОВ

В статье приводятся результаты лонгитюдного исследования защитно-совладающего поведения курсантов военного вуза. На основе выделения защит и копинг-стратегий с наибольшим корреляционным весом определены паттерны защитно-совладающего поведения курсантов, характерные для периода обучения со второго по четвертый курс. Превентивное преодоление является наиболее значимой стратегией совладания в исследуемый период. На втором и четвертом курсе оно связано как с личностными характеристиками (настойчивость, ответственность, предусмотрительность, понимание, теплота), так и со зрелыми механизмами психологической защиты (сублимация, рационализация). На третьем курсе курсанты перестают накапливать ресурсы совладающего поведения, снижается количество связей внутри структуры защитно-совладающего поведения, ведущими структурообразующими компонентами становятся незрелые защиты (вытеснение, регрессия). Кризисные переживания с невозможностью решить проблему единовременно способствуют формированию эмоционально-ориентированного копинга. На четвертом курсе прогнозирование возможных трудностей курсантами и приложение усилий по их устранению осуществляется в более спокойном, расслабленном состоянии. Юноши уже окончательно понимают, что от них требуется, более или менее представляют перспективу дальнейшей службы, чувствуют себя уверенно, в стрессовой ситуации способны поступать гибко, привлекать разнообразные ресурсы. К четвертому курсу формируется четкий личностный профиль успешного адаптированного курсанта, он включает такие качества, как настойчивость, ответственность, понимание, сдержанность, предусмотрительность. Перечисленные качества имеют также тесную связь с проактивным совладанием (на всех курсах) - с возможностью курсантов в целом накапливать ресурсы по преодолению стресса.
The article presents the results of a longitudinal study of the defensive and coping behavior of military University cadets. On the basis of allocation of defenses and coping strategies with the highest correlation weight, the patterns of defensive and coping behavior of cadets typical for the period of training from the second to the fourth year are highlighted. Preventive overcoming is the most significant coping strategy in the entire study period. In the second and fourth years, it is associated with both personal characteristics (perseverance, responsibility, foresight, understanding, warmth) and mature mechanisms of psychological defensive (sublimation, rationalization). In the third year, cadets stop accumulating coping behavior resources, the number of connections within the structure of defensive -coping behavior decreases, and immature defenses (displacement, regression) become the leading structure-forming components. Crisis experiences with the inability to solve the problem at once, contribute to the formation of emotionally-oriented coping. In the fourth year, students predict possible difficulties and make efforts to eliminate them in a calmer, relaxed state. In the fourth year, young men already fully understand what is required of them, more or less represent the prospect of further service, feel confident, are able to act flexibly in a stressful situation, and attract a variety of resources. By the fourth year, a clear personal profile of a successful adapted cadet is formed. It includes such qualities as perseverance, responsibility, understanding, restraint, foresight. These qualities are also highly associated with proactive coping (in all courses) - with the ability of cadets in general to accumulate resources to overcome stress.

Толмачева Г.Н.. КОНФЛИКТ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ

Вопросы супружеских отношений и проблемы семьи не теряют своей актуальности и остаются одними из востребованных тем в отечественной психологии. Не перестает расти число исследований на эту тему, регулярно вопросам психологии семьи посвящаются конференции, защищаются диссертации. Тем не менее актуальной остается проблема, которая неоднозначно трактуется в психологии, - это проблема работы с семейными отношениями через конфликт, его разработку и актуализацию. Как показывает практика, структура семьи может развиваться с помощью организации конфликтных взаимодействий между супругами. Конфликт при определенных условиях способствует прояснению и очерчиванию внешних и внутренних границ семейной системы. В результате конфликта могут устанавливаться правила взаимодействия между подсистемами семьи, а также правила контактов с внешним миром. В ходе конфликта развиваются качества, способствующие гибкости семейной системы, что позволяет адаптироваться к изменениям внешней и внутренней среды. Кроме того, в конфликте супруги имеют возможность прояснить личные границы, что способствует улучшению психологического климата семьи и сплочению. Автором описываются результаты работы с семьями, где конфликт рассматривался как средство развития супружеских отношений.
Matrimonial relations and family problems do not lose their relevance and remain one of the topics in demand in Russian psychology. The number of studies on this topic does not decrease, conferences are regularly devoted to issues of family psychology, and dissertations are defended. Nevertheless, the problem that is ambiguously interpreted in psychology remains relevant - this is the problem of working with family relationships through conflict, its development and actualization. As practice shows, the family structure can develop through the organization of conflict interactions between spouses. Conflict under certain conditions can help clarify and outline the external and internal boundaries of the family system. As a result of the conflict, rules for the interaction between family subsystems, as well as rules for contacts with the outside world can be established. During the conflict, qualities that contribute to the flexibility of the family system develop, which allows you to adapt to changes in the external and internal environment. In addition, in conflict spouses have the opportunity to clarify personal boundaries which help to improve the psychological climate of the family and unity. The author describes the results of work with families where the conflict was considered as a means of developing marital relations.

Артемова Ю.В., Артемов А.С.. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА

В статье рассматривается актуальный вопрос, связанный с развитием творческой активности студентов в процессе обучения в вузе. Реалии современного общества кардинально изменили требования рынка труда к выпускникам, что побудило высшие учебные заведения внести соответствующие изменения в подготовку будущих специалистов. Важная роль отводится совершенствованию образовательной среды, в которой студенты могли бы не только осваивать все требуемые ФГОС компетенции, но и развивать те качества, которые ценят работодатели при приеме на работу. Такая образовательная среда позволит выпускникам быть востребованными и конкурентоспособными в выбранной отрасли. Творческая активность рассматривается как неотъемлемое качество студентов, базирующееся на индивидуальных способностях личности и ведущее к проявлению креативности на разных этапах творческой деятельности. В ходе исследования мы выявляли отношение студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Конвергентная журналистика» и «Периодическая печать», к образовательному процессу в вузе и определяли те аспекты, которые способствуют развитию творческой активности. Установлено, что 79 % респондентов считают, что используемые преподавателем нетрадиционные формы заданий существенно улучшают качество образовательного процесса, 81 % указывает на то, что они помогают в раскрытии личностного потенциала. 73 % респондентов уверены, что в образовательной среде вуза происходит формирование всех необходимых будущему профессионалу компетенций и творческое развитие с возможностью самореализации и самосовершенствования. В качестве наиболее эффективных в плане развития творческой активности предложены технологии и методы активного обучения, в основе которых лежит имитационная модель: case-study, профессионально-ориентированный тренинг, дебаты, анализ конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры. Применение данных технологий и методов способствует вовлеченности студента в процесс принятия решений, в ходе чего происходит развитие аналитических способностей, критического мышления, способности к прогнозированию и генерированию идей. Опыт приобретаемых студентом умений стимулирует творческое мышление и, как следствие, творческую активность.
The article discusses the development of students’ creative activity while studying at university. The realities of modern society have radically changed labor market requirements for graduates. It prompted higher education institutions to make appropriate changes in the training of future specialists. An important role is given to the improvement of the educational environment in which students could both master all the competencies required by the Federal State Educational Standard, and develop the qualities which are appreciated by employers when hiring. Such an educational environment will allow graduates to be competitive and have a successful career. Creative activity is considered as an essential quality of students. It is based on the individual person’s abilities and leads to the manifestation of creativity at different stages of creative activity. The study tried to reveal students’ attitude, majoring in “Convergent Journalism” and “Periodical Press”, to the educational process at university and to determine the aspects that contribute to the development of creative activity. It was found that 79% of respondents believe that non-traditional forms of assignments used by the lecturer significantly improve the quality of the educational process. 81% of respondents point out that they help to achieve personal potential. 73% of respondents are sure that the educational environment of the university contributes to the formation of all the competencies necessary for the future professional and to the creative development with the possibility of self-realization and self-improvement. Technologies and methods of active learning, based on the simulation model: case-study, professionally-oriented training, debate, analysis of specific situations, business and role-playing games, were proposed as the most effective for the development of creative activity. The use of these technologies and methods contributes to the student’s involvement in the decision-making process, where the development of analytical abilities, critical thinking, the ability to predict and generate ideas occurs. The experience of the skills acquired by the student stimulates creative thinking and, as a result, creative activity.

Жук Л.В.. АДАПТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЕ: ИСТОРИЯ, ТЕХНОЛОГИЯ, ПРАКТИКА

Развитие системы образования, адекватно реагирующей на динамично изменяющиеся потребности личности, предполагает создание условий для формирования гибких образовательных траекторий. Современные тенденции цифровизации определяют возможность разработки и внедрения адаптивных обучающих интеллектуальных сред, моделирующих разноуровневые предметные знания. В статье представлена общая структура многоступенчатой системы адаптации математического контента в интеллектуальной обучающей среде (ИОС), позволяющая организовать гибкий процесс обучения математике в школе. Обучение математике в ИОС рассматривается как сложная управляемая система, взаимосвязанными компонентами которой являются компетентностно-ориентированная модель обучаемого, динамическая многоуровневая модель предметной области и адаптивная модель обучения. Модель обучаемого строится на основе диагностики его характеристик, включающих личностные качества, мотивационные показатели, исходные компетенции на момент начала изучения математического курса, а также целевые компетенции на момент его завершения. На этапе первичной адаптации учащимся с низким уровнем сформированности математических компетенций предоставляется корректирующий образовательный контент для устранения выявленных «проблемных зон». Особенностью модели предметной области является вариативное представление математического содержания: для каждого учебного модуля определяются несколько уровней его интерпретации - репродуктивный, реконструктивно-вариативный и продуктивно-творческий. Таким образом обеспечивается возможность освоения образовательного контента на уровне, соответствующем актуальному состоянию модели обучаемого. На этапе промежуточной адаптации по итогам текущего контроля обучающийся либо переводится на более высокий уровень интерпретации контента того же модуля, либо переключается на изучение следующего модуля курса в интерпретации, соответствующей фактически достигнутому им образовательному результату. На этапе оценочно-корректирующей адаптации анализируется конечное состояние модели обучаемого на предмет достижения им прогнозируемого уровня сформированности компетенций, реализуется корректирующее управление обучением.
The development of an education system that adequately responds to dynamically changing needs of an individual involves the creation of conditions for the formation of flexible educational trajectories. Current digitalization trends determine the possibility of developing and implementing adaptive learning intelligent environments that model multilevel subject knowledge. The article presents the general structure of a multi-stage system of adaptation of mathematical content in the intelligent learning environment (IOS), which allows you to organize a flexible process of teaching mathematics at school. Teaching mathematics in IOS is considered as a complex controlled system, the interconnected components of which are a competency-based model of the student, a dynamic multi-level model of the subject area and an adaptive model of learning. The learner’s model is built on the basis of the diagnosis of their characteristics, including personal qualities, motivational indicators, initial competencies at the beginning of the study of a mathematics course, as well as target competencies at the time of its completion. At the stage of primary adaptation, students with a low level of maturity of mathematical competencies are provided with corrective educational content to eliminate the identified "problem areas". A feature of the domain model is a variable representation of the mathematical content: for each training module, several levels of its interpretation are determined - reproductive, reconstructive-variative, and productive-creative. Thus, it is possible to master educational content at a level corresponding to the current state of the student’s model. At the stage of intermediate adaptation, according to the results of the current control, the student either moves to a higher level of interpretation of the content of the same module, or switches to studying the next module of the course in the interpretation corresponding to the educational result actually achieved by him. At the stage of evaluative and corrective adaptation, the final state of the student’s model is analyzed with a view to achieving the predicted level of competency formation, and corrective training management is being implemented.

Костюков Д.И.. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВЕДОМСТВЕННОМ ВУЗЕ

Статья посвящена проблеме формирования профессиональной направленности у обучающихся в ведомственном вузе, которая анализируется автором с точки зрения современных педагогических подходов в образовании (компетентностного, герменевтического и др.). Анализ научной литературы по применению различных подходов в подготовке будущих военных специалистов и наблюдения за образовательным процессом позволили установить целевые ориентиры экспериментальной работы с целью реализации педагогических условий, необходимых для формирования профессиональной направленности личности. Охарактеризованные автором статьи педагогические условия обеспечили получение положительных результатов при проведении формирующего эксперимента, основу которого составила координация целей преподавателей и командиров в планировании и организации формирования профессиональной направленности обучающихся. Большая роль в достижении поставленных в исследовании целей отведена педагогическому проектированию, включающему как разработку модели, так и алгоритм применения педагогических методик, форм, методов и средств, специальных программ для ЭВМ. Сделан вывод о том, что для появления у курсантов мотивации к достижению высокого уровня сформированности профессиональной направленности, развития инженерного мышления необходимо использовать такие задания, которые по максимуму приближены к их будущей профессиональной деятельности. Выполнение этого условия обеспечивает проявление у курсантов индивидуальной инициативы, конструктивное взаимодействие и продуктивную деятельность в различных сферах: учебной, научной, исследовательской, социальной, шефской и др. Результативность воспитательной деятельности автора статьи по формированию профессиональной направленности у курсантов оказалась достаточно высокой. Изучена устойчивость интереса обучающихся к военной профессии, познавательная активность, динамика формирования навыков проведения воспитательной работы с кадетами. Выделены условия организации творческого поиска курсантов при подготовке к проведению шефской работы со школьниками. Предложены мероприятия, целью которых должно стать повышение уровня психолого-педагогических знаний у будущих военных специалистов.
The article is devoted to the problem of the professional orientation formation among students at the departmental university which is analyzed by the author from the point of view of modern pedagogical approaches in education (competency-based, hermeneutic, etc.). An analysis of the scientific literature on the application of various approaches in the training of future military specialists and the observation of the educational process made it possible to determine target guidelines for experimental work in order to implement pedagogical conditions necessary for the formation of person’s professional orientation. The pedagogical conditions described provided positive results during the forming experiment, the basis of which was the coordination of the goals of teachers and commanders in planning and organizing the formation of students’ professional orientation. A great role in achieving the goals set in the study is assigned to pedagogical design, which includes both model development and the algorithm for applying pedagogical techniques, forms, methods and tools as well as special computer programs. It is concluded that in order for cadets to be motivated to achieve a high level of professional orientation and develop engineering thinking, it is necessary to use tasks that are as close as possible to their future professional activities. The fulfillment of this condition ensures the manifestation of individual initiative among cadets, constructive interaction and productive activity in various fields: educational, scientific, research, social, patronage etc. The effectiveness of educational activities of the author of the article, in the formation of professional orientation among cadets turned out to be quite high. The stability of students’ interest in the military profession, cognitive activity and the dynamics of the formation of skills in conducting educational work with cadets were studied. The conditions for organizing a creative search of cadets in preparation for conducting patronage work with students are highlighted. The arrangements which aim at increasing the level of psychological and pedagogical knowledge of future military specialists are proposed.

Ларионова Д.С., Булатова О.В.. ИССЛЕДОВАНИЕ МОБИЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ

Статья посвящена изучению особенностей профессиональной мобильности у студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в сравнении с условно здоровыми студентами. Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска ресурсов активизации личностного потенциала и профессиональных компетенций у студентов с ОВЗ в условиях глобализации и интернационализации инклюзивного высшего образования. Нами использовался следующий диагностический комплекс: 1) опросник мотивационной структуры личности (В. Гербачевский); 2) опросник деловой направленности личности (В. Тараненко); 3) опросник «Коммуникативные и организаторские склонности» (В.В. Синявский, В.А. Федорошин); 4) тест структуры интеллекта (Р. Амтхауэр); 5) опросник самоотношения (В.В. Столин, С. Р. Пантилеев); 6) методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э. Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э. Винокурова); 7)16-ти факторный личностный опросник Кеттелла. Для анализа данных применялись методы математической статистики. Рассчитывались первичные описательные статистики, для сравнения выраженности показателей профессиональной мобильности использовался непараметрический критерий сравнения для независимых выборок U-Манна-Уитни. Обработка результатов проводилась с применением программного пакета «SPSS Statistics 17.0». Обнаружено, что профессиональная мобильность у студентов с ОВЗ как свойство личности, формируемое на этапе подготовки в вузе, обеспечивающее готовность к осмысленному построению профессиональной карьеры, характеризуется низкими показателями. Доминируют внешние социальные мотивы профессионального образования, фиксируется неадекватный уровень притязаний, низкая самооценка, что затрудняет адаптацию к профессиональным трансформациям и будущей профессиональной деятельности. Выявленные особенности могут быть использованы для организации инклюзивного образования с целью повышения конкурентноспособности и профессиональной адаптации выпускников вузов.
The article studies features of professional mobility that are typical for students with disabilities as compared to conditionally healthy students. The urgency of the research is conditioned by the need in searching for resources to activate individual potential and professional skills of disabled students in the environment of globalization and internationalization of inclusive vocational education. The following diagnostic suite was used: 1) the questionnaire of personality’s motivation structure (V. Gerbachevskiy); 2) the questionnaire of personality business orientation (V. Taranenko); 3) the questionnaire “Communicative and organizing skills” (V.V. Sinyavskiy, V.A. Fedoroshin); 4) structure of intelligence test (R. Amthauer); 5) self-attitude questionnaire (V.V. Stolin, S.R. Pantileyev); 6) method of diagnosing personal career values (A. Shane, translation and adaptation by V.A. Chiker, V.E. Vinokurova); 7) Kettel’s 16-factor personality questionnaire. For the analysis of obtained data methods of mathematical statistics were applied. Preliminary descriptive statistics was rated; to compare the degrees of professional mobility indices the Mann-Whitney U-test was used. The analysis of observations was carried out with the use of the software package “SPSS Statistics 17.0”. It was found that disabled students professional mobility as a personal attribute, being shaped while acquiring professional education and providing readiness for considered career building, is characterized by low indices. Extrinsic social motives for acquiring professional education prevail; inadequate level of aspiration and low self-esteem are observed, that imply difficulties in the process of adaptation for professional transformation and future professional activity. Revealed peculiar features should be taken into account in the process of organizing inclusive education aimed at competitive recovery and professional adaptation of university graduates.

Ломовская О.И.. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВЕДОМСТВЕННОМ ВУЗЕ

В статье раскрывается содержание педагогических условий, обеспечивающих реализацию информационно-методического обеспечения преподавания юридических дисциплин в ведомственном вузе, описаны особенности применения информационных систем для обучения курсантов. Устанавливается соотношение между эффективностью применения информационно-методического обеспечения в образовательном процессе и его организацией в ходе преподавания юридических дисциплин. Выявлены современные педагогические подходы в организации информационно-методического обеспечения в вузе, конкретизированы цели и задачи его применения при изучении обучающимися юридических дисциплин. В статье отражена необходимость использования портальной технологии в подготовке будущих специалистов юридических направлений. Отражены аспекты готовности преподавателей вуза к работе с информационно-методическими порталами кафедр. Уделено внимание необходимости сформированности у научно-педагогического состава навыков комплексной, креативной работы. Автор анализирует результаты проведенной экспериментальной работы с курсантами ведомственного вуза, дает оценку координации профессиональных действий преподавателей, методистов, сотрудников учебного отдела в процессе внедрения информационно-методического обеспечения преподавания юридических дисциплин средствами электронного портала. Указывается на эффективность применения метода Дельфи (Delphi), позволяющего обобщить мнения экспертов, привлеченных автором статьи к экспериментальной работе, сделать обобщенные выводы. Статья вызовет профессиональный интерес у преподавателей высшей школы, методистов, аспирантов и адъюнктов, находящихся в поисках инновационных методов, средств, форм обучения будущих профессионалов.
The article reveals the content of pedagogical conditions that ensure the implementation of information and methodological support for teaching law at a departmental educational institution, describes the features of the use of information systems for training cadets. A correlation is established between the effectiveness of the application of information and methodological support in the educational process and its organization in the process of teaching law. The modern pedagogical approaches to the organization of information and methodological support at the educational institution are identified; the goals and objectives of their application are specified while students study law. The article reflects the need to use portal technology in the training of future experts in law. The aspects of the readiness of teachers of educational institutions to work with the information and methodological portals of the departments are reflected. Attention is paid to the need for the formation of the skills of complex, creative work in scientists and lectures. The author analyzes the results of the experimental work with cadets of the departmental educational institution, gives an assessment of the coordination of professional actions of teachers, methodologists, employees of the educational department in the process of implementing information and methodological support for teaching law using the electronic portal. The effectiveness of the application of the Delphi method is indicated, which makes it possible to generalize the opinions of experts involved in the experimental work by the author of the article and draw generalized conclusions. The article will cause professional interest among teachers of higher educational institutions, methodologists, graduate students and adjuncts who are in search of innovative methods, means, forms of training of future professionals.

Орлова Л.К.. ВНЕДРЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Статья посвящена проблеме применения компьютерных игр в процессе обучения иностранным языкам. Отмечаются ориентиры современного языкового образования, направленного на активное использование информационно-коммуникационных технологий. Особое внимание уделяется особенностям формирования иноязычной коммуникативной компетенции при помощи компьютерных игр, проходимых на изучаемом языке. Автор описывает технологию внедрения компьютерных игр в иноязычное образование. Включение гейминга в целом и компьютерных игр в частности в образовательный процесс отвечает тенденциям обеспечения высокого уровня обученности в системе языкового образования, ориентируя образовательный процесс на запросы и интересы современных обучающихся, создавая необходимые условия для успешного развития их навыков и умений. Внедрение компьютерных игр в иноязычное образование позволяет обогатить и разнообразить процесс обучения, расширить его дидактические возможности. Игра на компьютере создает условия для реализации личностных ориентиров обучающихся на занятиях по иностранному языку. Применение технологии использования компьютерных игр в иноязычном образовании также способствует развитию когнитивной гибкости и оперативного мышления обучающихся, другими словами, способности быстро реагировать на изменения окружающей среды, находить наибольшее число решений поставленной задачи. Компьютерные игры, проходимые на иностранных языках (особенно интересны компьютерные игры со средствами моделирования иноязычной среды), развивают знания, навыки и умения обучающихся, организуя их самостоятельную работу и повышая мотивацию к дальнейшему изучению. Проанализировав возможности современных обучающих и необучающих компьютерных игр, автор приходит к выводу о пользе их внедрения в образовательный процесс с целью формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся.
The article considers the problem of using computer games in the process of teaching foreign languages. The author notes the guidelines of modern language education aimed at the active use of information and communication technologies. Special attention is paid to the peculiarities of forming a foreign language communicative competence with the help of computer games played in the target language. The author describes the technology of introducing computer games into foreign language education. The inclusion of gaming in general and computer games in particular into the educational process meets the trends of ensuring a high level of learning in the language education system, orienting the educational process to the needs and interests of modern students, creating the necessary conditions for the successful development of their skills and abilities. The introduction of computer games into foreign language education allows you to enrich and diversify the learning process, expand its didactic capabilities. Playing on a computer creates conditions for the implementation of personal orientations of students during foreign language classes. The use of the computer game technology in foreign language education also contributes to the development of cognitive flexibility and operational thinking of students, in other words, the ability to quickly respond to changes in the environment, to find the largest number of solutions to the task. Computer games played in foreign languages (especially computer games with tools that model foreign language environment) develop students' knowledge, skills and abilities, organizing their independent work and increasing motivation for further study. After analyzing the possibilities of modern training and non-training computer games, the author comes to the conclusion about the benefits of their implementation into the educational process in order to form a foreign language communicative competence.

Карташова В.Н.. УЧИТЕЛЬ И УЧЕНЫЙ (К ЮБИЛЕЮ Е.И. ПАССОВА)

Статья посвящена девяностолетнему юбилею научно-педагогической деятельности выдающегося ученого, педагога, основателя Липецкой методической школы, известной не только в России, но и за ее пределами. Автор кратко описывает и анализирует жизненный путь, педагогическую и научную деятельность ученого, внесшего огромный вклад в теорию и практику обучения иностранным языкам в их ключевых аспектах. Талант Е.И. Пассова как ученого и организатора науки наиболее мощно раскрылся в годы его деятельности в Липецком государственном педагогическом институте, ныне университете. Под его руководством была разработана Концепция иноязычного коммуникативного образования, в основу которой положена идея коммуникативности, культуросообразности, индивидуальности, духовности в образовании. Методологические положения его научной школы были реализованы в массовой практике иноязычного образования в России. Большим вкладом в теорию профессионального образования учителя иностранного языка явилась разработанная ученым схема генезиса методического мастерства учителя, уровней профессионализма, а также перечень профессиональных умений учителя. В статье отмечаются уникальные организаторские способности Е.И. Пассова. В 1990 г. в ЛГПИ под его руководством были созданы Межвузовский центр коммуникативного обучения иноязычной культуре, Лаборатория учебников, где разрабатывались учебно-методические комплекты для школьного обучения по четырем языкам (русскому, английскому, немецкому и французскому). Автор дает краткую характеристику деятельности ученого в качестве научного руководителя и рецензента, оппонента диссертационных исследований в области иноязычного образования. В статье подчеркивается преданность Е.И. Пассова науке и образованию, его гражданская позиция, с которой он отстаивал интересы отечественной науки и ее приоритет в сфере иноязычного образования.
The article is dedicated to the ninetieth anniversary of the scientific and pedagogical activity of an outstanding scientist, teacher, founder of the Lipetsk Methodological School, known not only in Russia but also abroad. The author briefly describes and analyzes the life path, the pedagogical and scientific activities of a scientist who made a huge contribution to the theory and practice of teaching foreign languages in its key aspects. E.I. Passov’s talent as a scientist and organizer of science was most powerfully revealed during his years at Lipetsk State Pedagogical Institute, now a university. Under his leadership, the Concept of Foreign Language Communicative Education was developed, which was based on the idea of communicativeness, cultural identity, individuality, spirituality in education. The methodological provisions of his scientific school were implemented in the mass practice of foreign language education in Russia. A great contribution to the theory of professional education of a foreign language teacher was the scheme of the genesis of teacher’s methodological skills, levels of professionalism, as well as a list of teacher’s professional skills developed by the scientist. The article notes the unique organizational abilities of the scientist. In 1990 E.I. Passov organized and headed the Interuniversity Center for Communicative Learning in Foreign Language Culture (later - the Russian Center for Foreign Language Education). During this period, the Laboratory of Textbooks, established at the Lipetsk State Pedagogical Institute under the supervision of E.I. Passov, where educational and methodological kits were developed for school instruction in four languages (Russian, English, German and French). The author gives a brief description of his activities as a supervisor and reviewer, opponent of dissertation research in the field of foreign language education. The article emphasizes the loyalty of E.I. Passov to science and education, as well as his civic position, with which he defended the interests of domestic science and its priority in the field of foreign language education.