Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №2 (50) (2020)
УДК 159.9.072
DOI 10.24888/2073-8439-2020-50-2-40-49
ПАТТЕРНЫ ЗАЩИТНО-СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ КУРСАНТОВ
В статье приводятся результаты лонгитюдного исследования защитно-совладающего поведения курсантов военного вуза. На основе выделения защит и копинг-стратегий с наибольшим корреляционным весом определены паттерны защитно-совладающего поведения курсантов, характерные для периода обучения со второго по четвертый курс. Превентивное преодоление является наиболее значимой стратегией совладания в исследуемый период. На втором и четвертом курсе оно связано как с личностными характеристиками (настойчивость, ответственность, предусмотрительность, понимание, теплота), так и со зрелыми механизмами психологической защиты (сублимация, рационализация). На третьем курсе курсанты перестают накапливать ресурсы совладающего поведения, снижается количество связей внутри структуры защитно-совладающего поведения, ведущими структурообразующими компонентами становятся незрелые защиты (вытеснение, регрессия). Кризисные переживания с невозможностью решить проблему единовременно способствуют формированию эмоционально-ориентированного копинга. На четвертом курсе прогнозирование возможных трудностей курсантами и приложение усилий по их устранению осуществляется в более спокойном, расслабленном состоянии. Юноши уже окончательно понимают, что от них требуется, более или менее представляют перспективу дальнейшей службы, чувствуют себя уверенно, в стрессовой ситуации способны поступать гибко, привлекать разнообразные ресурсы. К четвертому курсу формируется четкий личностный профиль успешного адаптированного курсанта, он включает такие качества, как настойчивость, ответственность, понимание, сдержанность, предусмотрительность. Перечисленные качества имеют также тесную связь с проактивным совладанием (на всех курсах) - с возможностью курсантов в целом накапливать ресурсы по преодолению стресса.
Ключевые слова
проактивное совладание; психологическая защита; превентивное преодоление; курсанты; proactive coping; psychological defense; preventive coping; cadets
PATTERNS OF DEFENSIVE AND COPING BEHAVIOR OF CADETS
The article presents the results of a longitudinal study of the defensive and coping behavior of military University cadets. On the basis of allocation of defenses and coping strategies with the highest correlation weight, the patterns of defensive and coping behavior of cadets typical for the period of training from the second to the fourth year are highlighted. Preventive overcoming is the most significant coping strategy in the entire study period. In the second and fourth years, it is associated with both personal characteristics (perseverance, responsibility, foresight, understanding, warmth) and mature mechanisms of psychological defensive (sublimation, rationalization). In the third year, cadets stop accumulating coping behavior resources, the number of connections within the structure of defensive -coping behavior decreases, and immature defenses (displacement, regression) become the leading structure-forming components. Crisis experiences with the inability to solve the problem at once, contribute to the formation of emotionally-oriented coping. In the fourth year, students predict possible difficulties and make efforts to eliminate them in a calmer, relaxed state. In the fourth year, young men already fully understand what is required of them, more or less represent the prospect of further service, feel confident, are able to act flexibly in a stressful situation, and attract a variety of resources. By the fourth year, a clear personal profile of a successful adapted cadet is formed. It includes such qualities as perseverance, responsibility, understanding, restraint, foresight. These qualities are also highly associated with proactive coping (in all courses) - with the ability of cadets in general to accumulate resources to overcome stress.
Список литературы
-
Богданова М.В., Доценко Е.Л. Саморегуляция личности: от защит к созиданию. Тюмень: Мандр и К, 2010
-
Гуменный В.В. Проблемы личностного и профессионального роста курсантов военного вуза // Ярославский педагогический вестник. 2010. Т. 2. № 3. С. 143-145
-
Карпов А.В. Закономерности структурной организации рефлексивных процессов // Психологический журнал. 2006. Т. 27. № 6. С. 18-27
-
Лапкина Е.В. Психологическая защита и совладание: защитная система личности // Ярославский педагогический вестник. 2011. Т. 2. № 2. С. 232-236
-
Монахов О.Н. Динамика становления профессиональной ответственности будущих военных специалистов в военном вузе // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 5. № 1. С. 112-117
-
Ряполова А.А. Копинг-стратегии и механизмы психологической защиты // Развитие человека в современном мире. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в 2 частях. Часть I. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2015. С. 68-79