Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №2 (50) (2020)
УДК 378.1
DOI 10.24888/2073-8439-2020-50-2-58-65
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА
В статье рассматривается актуальный вопрос, связанный с развитием творческой активности студентов в процессе обучения в вузе. Реалии современного общества кардинально изменили требования рынка труда к выпускникам, что побудило высшие учебные заведения внести соответствующие изменения в подготовку будущих специалистов. Важная роль отводится совершенствованию образовательной среды, в которой студенты могли бы не только осваивать все требуемые ФГОС компетенции, но и развивать те качества, которые ценят работодатели при приеме на работу. Такая образовательная среда позволит выпускникам быть востребованными и конкурентоспособными в выбранной отрасли. Творческая активность рассматривается как неотъемлемое качество студентов, базирующееся на индивидуальных способностях личности и ведущее к проявлению креативности на разных этапах творческой деятельности. В ходе исследования мы выявляли отношение студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Конвергентная журналистика» и «Периодическая печать», к образовательному процессу в вузе и определяли те аспекты, которые способствуют развитию творческой активности. Установлено, что 79 % респондентов считают, что используемые преподавателем нетрадиционные формы заданий существенно улучшают качество образовательного процесса, 81 % указывает на то, что они помогают в раскрытии личностного потенциала. 73 % респондентов уверены, что в образовательной среде вуза происходит формирование всех необходимых будущему профессионалу компетенций и творческое развитие с возможностью самореализации и самосовершенствования. В качестве наиболее эффективных в плане развития творческой активности предложены технологии и методы активного обучения, в основе которых лежит имитационная модель: case-study, профессионально-ориентированный тренинг, дебаты, анализ конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры. Применение данных технологий и методов способствует вовлеченности студента в процесс принятия решений, в ходе чего происходит развитие аналитических способностей, критического мышления, способности к прогнозированию и генерированию идей. Опыт приобретаемых студентом умений стимулирует творческое мышление и, как следствие, творческую активность.
Ключевые слова
творческая активность; творческие способности; образовательная среда; профессиональная подготовка журналистов; технологии и методы активного обучения; creative activity; creative abilities; educational environment; professional training of journalists; tech
THE DEVELOPMENT OF STUDENTS’ CREATIVE ACTIVITY IN THE EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY
The article discusses the development of students’ creative activity while studying at university. The realities of modern society have radically changed labor market requirements for graduates. It prompted higher education institutions to make appropriate changes in the training of future specialists. An important role is given to the improvement of the educational environment in which students could both master all the competencies required by the Federal State Educational Standard, and develop the qualities which are appreciated by employers when hiring. Such an educational environment will allow graduates to be competitive and have a successful career. Creative activity is considered as an essential quality of students. It is based on the individual person’s abilities and leads to the manifestation of creativity at different stages of creative activity. The study tried to reveal students’ attitude, majoring in “Convergent Journalism” and “Periodical Press”, to the educational process at university and to determine the aspects that contribute to the development of creative activity. It was found that 79% of respondents believe that non-traditional forms of assignments used by the lecturer significantly improve the quality of the educational process. 81% of respondents point out that they help to achieve personal potential. 73% of respondents are sure that the educational environment of the university contributes to the formation of all the competencies necessary for the future professional and to the creative development with the possibility of self-realization and self-improvement. Technologies and methods of active learning, based on the simulation model: case-study, professionally-oriented training, debate, analysis of specific situations, business and role-playing games, were proposed as the most effective for the development of creative activity. The use of these technologies and methods contributes to the student’s involvement in the decision-making process, where the development of analytical abilities, critical thinking, the ability to predict and generate ideas occurs. The experience of the skills acquired by the student stimulates creative thinking and, as a result, creative activity.
Список литературы
-
Гнатко Н.М. Проблема креативности и явление подражания. М.: ИП РАН, 1994
-
Дьяченко М.Д. Развитие творческих способностей будущего журналиста в процессе профессиональной подготовки // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: философия. Психология. Педагогика. № 4. Том 13. 2013. С. 87-91
-
Карпова Л.Г. Подражание как механизм развития творческих способностей личности // Омский научный вестник. № 5(59). 2007. С. 134-136
-
Мезинов В.Н., Поваляева О.Н. Педагогические условия развития творческой активности студентов // Развитие креативности личности в современном мультикультурном пространстве: сборник материалов Международной научно-практической конференции (25 апреля 2019 г.). Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2019. С. 50-52
-
Саблина Т.А. Педагогические условия развития профессиональной культуры будущих журналистов в современном университетском образовании // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. № 3. 2012. С. 213-219