Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №2 (50) (2020)
УДК 378
DOI 10.24888/2073-8439-2020-50-2-76-85
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВЕДОМСТВЕННОМ ВУЗЕ
Статья посвящена проблеме формирования профессиональной направленности у обучающихся в ведомственном вузе, которая анализируется автором с точки зрения современных педагогических подходов в образовании (компетентностного, герменевтического и др.). Анализ научной литературы по применению различных подходов в подготовке будущих военных специалистов и наблюдения за образовательным процессом позволили установить целевые ориентиры экспериментальной работы с целью реализации педагогических условий, необходимых для формирования профессиональной направленности личности. Охарактеризованные автором статьи педагогические условия обеспечили получение положительных результатов при проведении формирующего эксперимента, основу которого составила координация целей преподавателей и командиров в планировании и организации формирования профессиональной направленности обучающихся. Большая роль в достижении поставленных в исследовании целей отведена педагогическому проектированию, включающему как разработку модели, так и алгоритм применения педагогических методик, форм, методов и средств, специальных программ для ЭВМ. Сделан вывод о том, что для появления у курсантов мотивации к достижению высокого уровня сформированности профессиональной направленности, развития инженерного мышления необходимо использовать такие задания, которые по максимуму приближены к их будущей профессиональной деятельности. Выполнение этого условия обеспечивает проявление у курсантов индивидуальной инициативы, конструктивное взаимодействие и продуктивную деятельность в различных сферах: учебной, научной, исследовательской, социальной, шефской и др. Результативность воспитательной деятельности автора статьи по формированию профессиональной направленности у курсантов оказалась достаточно высокой. Изучена устойчивость интереса обучающихся к военной профессии, познавательная активность, динамика формирования навыков проведения воспитательной работы с кадетами. Выделены условия организации творческого поиска курсантов при подготовке к проведению шефской работы со школьниками. Предложены мероприятия, целью которых должно стать повышение уровня психолого-педагогических знаний у будущих военных специалистов.
Ключевые слова
педагогические условия формирования профессиональной направленности; компетентностный и герменевтический подходы; учебная, научная, исследовательская, социальная, шефская, воспитательная деятельность; pedagogical conditions for the formation of profes
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF THE PERSONALITY PROFESSIONAL ORIENTATION WHILE STUDYING AT THE DEPARTMENTAL UNIVERSITY
The article is devoted to the problem of the professional orientation formation among students at the departmental university which is analyzed by the author from the point of view of modern pedagogical approaches in education (competency-based, hermeneutic, etc.). An analysis of the scientific literature on the application of various approaches in the training of future military specialists and the observation of the educational process made it possible to determine target guidelines for experimental work in order to implement pedagogical conditions necessary for the formation of person’s professional orientation. The pedagogical conditions described provided positive results during the forming experiment, the basis of which was the coordination of the goals of teachers and commanders in planning and organizing the formation of students’ professional orientation. A great role in achieving the goals set in the study is assigned to pedagogical design, which includes both model development and the algorithm for applying pedagogical techniques, forms, methods and tools as well as special computer programs. It is concluded that in order for cadets to be motivated to achieve a high level of professional orientation and develop engineering thinking, it is necessary to use tasks that are as close as possible to their future professional activities. The fulfillment of this condition ensures the manifestation of individual initiative among cadets, constructive interaction and productive activity in various fields: educational, scientific, research, social, patronage etc. The effectiveness of educational activities of the author of the article, in the formation of professional orientation among cadets turned out to be quite high. The stability of students’ interest in the military profession, cognitive activity and the dynamics of the formation of skills in conducting educational work with cadets were studied. The conditions for organizing a creative search of cadets in preparation for conducting patronage work with students are highlighted. The arrangements which aim at increasing the level of psychological and pedagogical knowledge of future military specialists are proposed.
Список литературы
-
Кларин М.В. Инновационное образование: дидактический анализ // Педагогика. 2014. № 6. С. 32-39
-
Кондаков А.М. Концепция совершенствования (моделирования) единой информационной образовательной среды, обеспечивающей реализацию национальных стратегий развития Российской Федерации // Педагогика. 2018. № 4. С. 98-125
-
Кошелева А.О., Ильина И.В., Шевченко О.И. Инновационное образование. Курск: ООО «Учитель», 2018
-
Кошелева А.О., Сидорова М.В., Шевченко О.И. Социально-психологическая адаптация личности к инновационным условиям высшей школы // Проблемы и тенденции развития высшего образования в России и за рубежом / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра, 2016. С. 74-86
-
Купавцев А.В. Теоретические основы и практика интенсивно-деятельностного обучения // Педагогика. 2011. № 8. С. 69-76
-
Мотунова Л.Н. Информационные технологии как средство педагогической поддержки студентов // Высшее образование в России. 2010. № 8-9. С. 151-155